Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине <<Политология>>.

Вложенные файлы: 1 файл

Версии происхождения государства111.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

В фашистском государстве религия рассматривается, как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством.

Фактически, религиозная мысль в фашистском государстве должна цензурироваться и контролироваться государственной системой по уже высказанной выше причине неприятия всякой либерализации.

Слово фашизм происходит от фасции — связки розг с воткнутым топором, символизирующие высшую власть в Древнем Риме. Символ был перенят Б. Муссолини, как одна из попыток исторически связать преемственность фашизма Италии от Древнего Рима. Тем более, что в понимании Бенито Муссолини, первым фашистом был первый римский пожизненный диктатор и император Гай Юлий Цезарь.

Сегодня в  средствах массовой информации зачастую фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма  в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а  также симпатии к нацистской символике и эстетике. Фашизмом также часто (хотя и неверно) называют национализм, особенно, его вариант основанный на обращении к прошлому, его романтизации и идеализации. На практике, особенно в среде дилетантов, слово «фашизм» стало просто ругательным словом в политической демагогии, потеряв своё смысловое содержание.

Форма государственного устройства

 

Это способ территориальной организации государства  или государств, образующих союз. Также  закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства  и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.

выделяется  три основные формы государственного устройства:

-Унитарное  государство — простое, единое  государство, которое характеризуется  отсутствием у административно-территориальных  единиц признака суверенитета. Выделяют  централизованные и децентрализованные  унитарные государства, с наличием или отсутствием автономных образований.

-Федерация  — сложное, союзное государство,  части которого являются государственными  образованиями с определенным  государственным суверенитетом.  Строится на распределении функций  управления между центром и  субъектами федерации.

-Конфедерация  — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих  целей. Не обладает самостоятельным  суверенитетом, отсутствует единая  система законодательства.

форма демократии.

 

Либеральная демократия.

это модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных и других гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих  всякое подавление личности властью.

Характерные черты:

-отождествление  народа как субъекта власти  с собственниками-мужчинами, исключение  низших слоев;

-индивидуализм;

-формальный  характер демократии, вытекающий  из понимания свободы как отсутствия  принуждения, ограничений. В отличие от античной демократии свобода здесь трактуется не как возможность активного равноправного участия в политике для всех граждан, а как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей;

-парламентаризм;

-ограничение  компетенции и сферы деятельности  государства преимущественно охраной  общественного порядка, безопасности  и прав граждан, его невмешательство  в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные  процессы;

-разделение  властей;

-ограничение  власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и  групповой автономии и свободы. 

Характеристика  либеральной демократии свидетельствует  о том, что она стала крупным  шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его основополагающих прав.

Недостатки:

1)социально-классовая  ограниченность демократии;

2)формальность, декларативность демократии для  бедных, социально не обеспеченных  слоев населения. Нераспространение  демократии на экономические  и социальные процессы ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов;

3)ограниченность  сферы демократии и политического  участия личности;

4)принижение  роли государства в управлении  обществом и укреплении социальной  справедливости.

 

Коллективистская  демократия.

Эту модель нередко называют также идентитарной.

это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). она признает первичность однородного  по своему составу народа в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства над меньшинством, в том числе над отдельной личностью.

Важнейшие принципы данного типа демократии обосновал  Жан-Жак Руссо.

 

Социалистическая  демократия.

Отличительными чертами социалистической демократии по сравнению с концепцией Руссо явились полное отрицание частной собственности, а следовательно и всякой автономии личности, подмена народа рабочим классом, трудящимися, а также идея ведущей роли авангарда народа - коммунистической партии, призванной руководить процессом перехода к полной демократии - общественному самоуправлению.

Несмотря  на существенные различия, разнообразные  коллективистские теории демократии имеют  ряд общих черт. К ним относятся:

1)коллективизм в трактовке народа, признание народа единым, однородным целым;

2)отсутствие  противоречий внутри народа, рассмотрение  политической оппозиции как патологии  или врага, подлежащего насильственному  устранению;

3)коллективистское  понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества;

4)тоталитарность, всепроникающий характер власти, полная беззащитность меньшинства,  в том числе отдельной личности;

5)устранение  самой проблемы прав человека, так как целое - государство - и без того заинтересовано в соблюдении прав составляющих его частей;

6)всеобщая  политическая мобилизация;

7)декларирование  социальной демократии.

 
 

Плебисцитарная  демократия.

Форма народовластия, при которой возможности политического  влияния граждан в отличие от прямой демократии сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится правительством, партией или инициативной группой.

Определенной разновидностью плебисцитарной теории демократии, является плебисцитарная мандатная теория партийной демократии. Эта теория вносит свой вклад в решение кардинального вопроса современной демократии - вопроса о масштабах политического участия, формах влияния граждан на государственную политику. Теория партийной демократии исходит из того, что различные партийные программы дают гражданам возможность с помощью выборов прямо влиять на содержание государственной политики. Эти программы представляют собой полученные от граждан своего рода мандаты, наказы, которые призваны исполнять и депутаты , и правительство. Связанность депутатов партийными программами и структурами делает их прямыми выразителями воли народа. Тем самым достигается идентичность народа и правительства.

По мнению ее критиков, эта теория демократии во многом расходится с реальностью.

 

Плюралистическая  демократия.

это такая  демократия, которая исходит из того, что группа является главной движущей силой политики в современном  демократическом обществе. Назначение демократии - стимулировать плюрализм, многообразие в обществе, предоставлять возможность всем гражданам объединяться, открыто выражать свои интересы, находить путем компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.

Народ не может выступать главным субъектом политики.

Основные  черты:

1)заинтересованная  группа является центральным  элементом демократической политической  системы;

2)общая воля  как результат конфликтного взаимодействия  различных групп и их компромиссов;

3)соперничество и баланс групповых интересов являются социальной основой демократической власти, ее динамики;

4)сдержки  и противовесы распространяются  не только на институциональную  сферу, но и на социальную  область;

5)“разумный  эгоизм” индивидов и особенно  групп  является генератором политики;

6)государство  не “ночной сторож”, а орган,  отвечающий за нормальное функционирование  всех секторов общественной системы  и поддерживающий в обществе  социальную справедливость;

7)диффузия, распыление власти между различными  политическими институтами;

8)наличие  в обществе консенсуса;

9)демократическая  организация самих базисных групп  как условие адекватного представительства  интересов составляющих их граждан.

 

Партиципаторная демократия.

это такая  модель народовластия, которая признает необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе - подготовке, принятии и осуществлении решений и контроле за их выполнением.

Эта теория исходит из трактовки демократии как универсального принципа организации  всех областей общественной жизни. Демократия должна быть везде - в семье, школе, в  университетах, на производстве, в партиях, государстве и т.д. В обществе не существует таких областей, которые находятся вне политики и не допускают демократического участия.

Главными  целями партиципации (участия) являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Максимальным расширением участия граждан в принятии решений на всех ступенях власти и во всех сферах жизнедеятельности человека достигается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие многих людей в управлении увеличивает интеллектуальный потенциал для принятия решений, повышает вероятность их оптимизации, а следовательно, обеспечивает рост стабильности политической системы и эффективности управления.

Критики теории партиципаторной демократии утверждают, что демократия не может быть универсальным принципом организации всей жизни общества, потому что она относится лишь к организации отношений между гражданином и государством, а, например, отношения между учениками и учителями, руководителями и подчиненными на производстве не могут определяться принципами свободы и равенства. Кроме того, критики данной концепции считают, что широкая политизация общества, чуть ли не поголовное участие ведут к тоталитаризму или популистскому авторитаризму, ограничивают индивидуальную свободу, создают угрозу частной собственности и предпринимательству, поскольку подчиняют личность решениям большинства, обычно склонного к уравнительности и идеологическим влияниям.

 

Форма правления

   

Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"