Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине <<Политология>>.

Вложенные файлы: 1 файл

Версии происхождения государства111.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

В современной  политологии выделяют различные  типы политических режимов. В качестве критериев классификации политических режимов чаще всего используются такие признаки, как: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.

Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:

-демократический,  для которого характерны свобода  политического выбора, хорошо развитый  механизм обратных связей, а также  наличие политического, экономического  и идейного плюрализма;

-авторитарный, характеризующийся существенным  ограничением свободы политического  выбора, политического и идейного  плюрализма при сохранении значительных  свобод в неполитических сферах  жизни общества, прежде всего  в экономике;

-тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.

Безусловно, в реальной политической жизни указанные типы политических режимов в чистом виде встречаются редко. Их классификация необходима для сравнительной характеристики методов и способов осуществления власти. Каждый из них имеет свои разновидности.

Кроме того, возможны режимы смешанного и переходного типов, в частности: авторитарно-демократический, демократически-авторитарный, анархо-демократический, жестко-авторитарный, автократический, смешанный, монократический или диктаторский, военно-авторитарный, фашистский, теократии, военно-бюрократический, коммунистический.

Политическое  господство

 

Проявления  власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для  того чтобы упорядочить их, стабилизировать  власть в обществе и сделать ее функционально способной, ее необходимо институциализировать, закрепить в форме полити ческого господства. Многие политологи, особенно европейские, считают категорию господства центральной, базовой для пони мания политики, а изучение системы политического господства — одной из первейших задач политологии.

Политическое  господство означает структурирование в общест ве отношений командования и подчинения, организационное и  законодательное оформление факта  разделения в обществе управ ленческого труда и обычно связанных с  ним привилегий — с одной стороны, и исполнительской деятельности — с другой. Оно воз никает тогда, когда власть институциализируется, превращается в устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, прика зывать, разрешать или запрещать. «Господство, — писал Вебер, — означает шанс встретить повиновение определенному приказу».

Господство  неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Политическая власть, опираясь на вооруженную  силу, может возникнуть и до установления господ ства. Однако в этом случае она не сможет долго продержаться и выполнять свои функции в обществе.

Научное понимание  господства, в отличие от его трактовки  в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными  атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавле ние. Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинст ва, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявля лось обычно как форма закрепления и (или) средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, связанного с социальным неравенством.

В современных  правовых социальных государствах связь  по литического господства с социальными  привилегиями ослабла, хотя и не исчезла  полностью. Альтернативой политическому  гос подству является самоуправленческая организация общества, осу ществление которой в обозримой перспективе нереально.

Политическое  лидерство

 

Среди основных и самых важных проблем общественного  развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие  условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.

В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма  политических лидеров как таковых  не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.

Именно поэтому  политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре внимания лишь в конце 80-х годов. Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи.

понятие государство. признаки государства.

 

Государство — важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут  консенсус по вопросу об определении  понятия государства. Различные  теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества).

 

Признаками  государства, отличающими его от догосударственных форм общества, являются:

-деление  населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство;

-наличие  особой публичной власти, отделенной  от общества;

-наличие  специального слоя, разряда людей,  профессионально занятых управлением;

-налоги, предназначенные  для обеспечения осуществления государством своих функций;

-государственные  атрибуты (гимн, герб, флаг).

Признаками  государства, отличающими его от других политических организаций современного общества, являются:

-суверенитет;

-правотворчество  (только государство может издавать  нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);

-монополия  на легальное применение насилия.

Разделение  властей

 

Разделение  властей - концепция, утверждающая, что  для правильного функционирования государства в нём должны существовать независимые др.от друга ветви власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная.

Разделение  властей - это также разделение власти м.различными уровнями управления в  обществе.

Принцип разделения властей означает:

-распределение функций государственной власти м.различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали

-определение  поля ответственности каждой  ветви власти, при этом никакая  власть не может пользоваться  правами, предоставленными по  конституции др. власти

-равенство  законодательной, исполнительной  и судебной властей, ни одна  из них не может принимать  решения, ущемляющие права другой

-создание  надёжного механизма, обеспечивающего  взаимодействие властей, поддержание  баланса сил и взаимного компромисса - механизм сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы, регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Монтескье Ш. Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу американской конституции 1787, а затем получили своё воплощение в конституционных актах др.демократических государств. Разделение властей осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти м.различными уровнями управления в обществе.

Обычно выделяют три уровня власти:

а) общенациональный, предполагающий наличие центральных  органов государственной власти, осуществляющих управление обществом в целом

б) региональный, предполагающий функционирование органов  власти, осуществляющих управление областями, республиками, штатами, иными крупными административными образованьями

в) местный, предполагающий функционирование органов местного самоуправления, управляющих делами небольших поселений, городских районов.

Социалистическая  идеология

 

Идеи, которые  стали называть социалистическими, появились в XVI веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых  слоев периода первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.) и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.). Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

На протяжении XVII-XIX вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный  богатством, все-таки изобиловал и нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А. Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858 гг). Все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

В этот период возникает и крайнее проявление социализма – коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более  последовательной в стремлении преобразовать  общество на основе равенства посредством  установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого  по его способностям, каждой способности  по ее делам, всестороннего и гармонического развития личности, ликвидации различий между городом и деревней, разнообразия и смены физического и духовного труда, свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную поэзию

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"