Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине <<Политология>>.

Вложенные файлы: 1 файл

Версии происхождения государства111.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

данных от природы естественных прав (включая  право на жизнь, личную свободу и  собственность), а также других гражданских  прав;

равноправия и равенства перед законом;

рыночной  экономики;

ответственности правительства и прозрачности государственной  власти.

Функция государственной  власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому  обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

 

мировая политика и международные отношения

 

«международные  отношения — это отношения  между политическими единицами». Международные отношения имеют анархический характер и отличаются большой неопределённостью. В результате каждый участник МО вынужден предпринимать шаги, исходя из непредсказуемости поведения других участников.

Критерий  локализации. По мнению французского исследователя  М.Мерля, международные отношения — это «совокупность соглашений и потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ».

МО —  объективно-субъективная реальность, зависящая от человеческого сознания.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений.

Мировой политикой  называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих  жизнь мирового сообщества.

Мировая политика

Как научное  направление возникла во второй половине ХХ столетия, главным образом в рамках неолиберальной теоретической традиции.

Её истоки уходят в исследования международных  организаций, международных политико-экономических  процессов, политологии (в первую очередь  сравнительной), теоретических исследований международных отношений.

Занимается  проблемами современного состояния, а  также тенденциями развития мировой  политической системы.

В качестве участников международного взаимодействия рассматривает не только государства (которые признаёт в качестве главных  акторов) и межправительственные организации, но и негосударственных акторов (неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные регионы и т.п.)

Не делает резкого противопоставления между  внутренней и внешней политикой.

Теория международных  отношений, как дисциплина в рамках социальной науки, изучает мировой "порядок", то есть совокупность всех институтов, определяющих форму интеграции и взаимодействия между множеством локальных сообществ.

Системы международных  отношений

В теории международных  отношений выделяются несколько систем:

- Вестфальская  система международных отношений.  Ей присуща идея баланса сил;

- Венская  система международных отношений.  Ей присуща идея европейского  концерта;

- Версальско-Вашингтонская  система международных отношений;

- Ялтинско-Потсдамская  система международных отношений.

Национальная  идеология

 

Национальная  идеология – политическая идеология, которая ориентируется на общественно-политическую и духовную значимость этноса, народа, нации и реализацию их интересов  в социально-политической жизни. Вырастая из этнического, национальное мышление сохраняет его структуру: представления народа об истории, о национальной территории – Родине; чувство национальной принадлежности к нации, этносу, чувство национальной гордости; национальные идеи, лозунги, программы и т.д.

Сила и  притягательность национальной идеологии  состоит в том, что она:

-обращается  к глубинным, природным началам  человека, его стремлению разделить  мир на «своих» и «чужих»;

-имеет выраженный  комплексный чувственно-рациональный  характер, выступает и духовным, и культурным, и эмоциональным феноменом;

-тесно связана  с религиозными чувствами и  идеологией.

Национальное  сознание возникает в недрах этнического, когда в обществе преодолеваются сословные, кастовые, племенные барьеры. В Европе это время приходится на XVII-XVIII в. Национальная идеология начинает формироваться с переходом от Божьей милости к воле народа, от династического к народному суверенитету. Причем идея народного суверенитета лежит в основе двух истолкований понятия «нации»: «вертикального» и «горизонтального». В первом случае третье сословие предстает в качестве «отдельной нации», противостоящий господствующему меньшинству (первому и второму сословиям). Отсюда идет гражданская составляющая национального самосознания. Во втором случае народные массы как бы провозглашают: мы – отдельная, особая нация, народ среди других народов и государств. Здесь – корни государственного определения национальности.

Национальные  идеологии, опираясь на свою значительную мобилизующую силу, играют большую роль в современной общественно-политической жизни многих стран, причем эта роль достаточно часто бывает и отрицательной, питающей агрессивный национализм и сепаратизм.

 

Привлекательность национально-патриотических идей в  последнее время заметно усилилась. На них устойчиво ориентируется значительная часть населения. Вместе с тем патриотические ценности не стали и вряд ли будут исключительной монополией национал-патриотической идеологии. Они нашли отражение в идейно-политических платформах коммунистов, либералов, других объединений и движений.

Таким образом, идеология является необходимым  и важным элементом общественно-политической жизни современного государства. Она  представлена широким спектром различных  разновидностей систем идей и форм выражения их содержания. Политические идеологии фактически образуют идейное ядро любых систем ценностей и программ их реализации.

Парламент — высший представительный и законодательный  орган в государствах, где установлено  разделение властей.

история парламента

Здание Британского парламента (Вестминстерский дворец)

Органы народного  представительства существовали ещё  в древних государствах таких  как Древний Рим. Это могло  быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей  истории действовал непрерывно, альтинг  же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в  парламент

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно  населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.

Состав парламента

Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для  верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2-3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как  правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что  в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней  палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Известен  случай многопалатного парламента в  Испании.

В составе  парламента обычно действуют также  комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным  делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

пирамида  властных отношений

 

Существует  пятиэтажная пирамида политических отношений с распределением властных полномочий и правовых норм. Основанием пирамиды служат муниципальные образования, организующие жизнь на началах самоуправления и выборности в пределах низовой административной единицы. Следующий этаж – региональные образования, которые могут быть наделены достаточно широкими полномочиями. Центральным звеном пирамиды остается национальное государство. Оно является главным носителем государственного суверенитета, осуществляет делегированные ему народом общие функции по защите страны и представлению его интересов в международных отношениях, установлению системы правовых норм и обеспечению правопорядка и т.п. Только у национального государства имеется полный набор функций этого общественного института. Со второй половины XX в. нарастающие процессы глобализации привели к формированию еще двух этажей государственной пирамиды – цивилизационного и глобального, на которые национальные государства делегируют часть своих функций. Цивилизационный этаж пирамиды – это наднациональное образование регионального характера. Он наиболее очевиден в Западной Европе. Здесь межгосударственное объединение – Европейский союз – имеет почти все признаки государства. Вместе с цивилизационными межгосударственными образованиями формируются и адекватные им нормы права. Глобальный этаж пирамиды – это наднациональное образование, носящее всемирный характер. Будущие глобальные властные органы и новый мировой правопорядок мыслятся как органы координации и партнерства локальных цивилизаций и национальных государств в решении общих проблем, стоящих перед человечеством и обеспечивающих его выживание и развитие.

Политический  режим

 

В широком  смысле слова политический режим  характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. Политический режим складывается в результате взаимодействия всех элементов политической системы (политических институтов, политических отношений, политических норм и политической культуры).

В более  узком значении слова политический режим характеризуется как совокупность способов и методов осуществления государственной власти (демократические и недемократические политические режимы).

В связи  с широким и более узким  толкованием категории «политический  режим» в политической науке нередко  делается различие между понятиями  «государственный режим» (более узкое понятие) и «политический режим» (более широкое понятие).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"