Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 19:25, шпаргалка

Краткое описание

1. Объект и предмет политологии
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например, общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 251.90 Кб (Скачать файл)

 

В. В. Крамник называет это заинтересованным подчинением, обеспечивающем идеологическую лояльность и политическую поддержку власти, приводящий к экономическому и социальному росту. Ослабление или сужение данного типа подчинения является социально-психологическим условием подрыва политической власти, снижает ее эффективность и в конечном итоге может выступить психологическим источником для политических движений, выступающих за смену власти.

 

Реализация политиками принципов легитимности и поддержки приводит к образованию нового качественного типа отношений между субъектами и объектами власти — возникновению доверия, которое представляет собой согласие по поводу верований и ценностей.

Принцип скрытности. Э. Канетти (1997) пишет, что в ядре власти лежит тайна. К сфере власти относится неравное распределение про-сматриваемоети. Властвующий должен видеть все насквозь, но не должен позволять «смотреть в себя». Он должен оставаться закрытым, его настроения и намерения никто не должен знать. В качестве успешного примера использования принципа скрытности Э. Канетти приводит правителя герцогства Милан Филиппа Мария, последнего Висконти. Э. Канетти отмечает, что никто не мог сравниться с ним в умении скрывать свою подлинную сущность. Он никогда не говорил прямо, чего хочет, а маскировал свои намерения особым способом выражения.

 

По отношению к объектам власти субъекты, реализующие властные отношения, должны быть возвышенными, недоступными и необъяснимыми для простых людей. Власть и властители должна быть покрыта неким налетом таинственности, непознанности, неразгаданности. Имеющий власть не должен позволять раскрыть себя в полной мере. В этом случае он может рассчитывать на успех в своей деятельности, на подчинение всех своей воле. Властитель должен слыть в некоторой степени сверхчеловеком. В полной мере этот принцип использовал И. Сталин. Деятельность политика, механизмы принятия решений, работа аналитических и других обеспечивающих служб должны проводиться в условиях конфиденциальности. Утечка информации — нарушение правил игры или заранее четко продуманный ход. Политик должен все знать, одновременно находиться везде и всюду, быть в курсе происходящих событий и управлять ими. Необходимо отметить, что если события инициируются самим политиком, то возможные последствия ему известны, просчитаны и заранее подготовлены. Отметим следующий нюанс. С одной стороны, политику Heo6xoдимо знать и умело использовать принцип скрытности, а с другой - учитывать латентно живущую в каждом человеке потребность в ориентации.

 

Принцип понимания.

 

Действия власти, итог того, к чему она стремится, должны быть понятными и понятыми людьми. Если действия власти будут непонятны или не поняты людьми, то от них будет невозможно добиться правильного и полного исполнения всех указаний власти. Власть, требующая тяжелых жертв и лишений ради неопределенных результатов, сможет заставить признать себя только в том случае, если ей придется присутствовать всегда и везде, определять поведение, отношения, чувства, эмоции и мысли всех членов общества. Иначе все общество будет напоминать героев известной басни Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Объектам власти должна быть понятна конечная цель политики и политиков. Отсутствие понимания конечной цели действий власти ведет к тому, что общество теряет ориентиры, перестает понимать, куда и зачем оно движется, ради чего люди живут и работают. Принцип понимания соответствует понятию идеологии в обществе.

 

Принципы власти соотносятся с элементами общенаучного пен-табазиса. Принципы сохранения и своевременности соответствуют категории времени — сохранение, удержание и умножение власти. Принципы действенности и адекватности соответствуют понятию энергии. Только активная, действующая, обладающая необходимым потенциалом власть способна как к самосохранению и саморазвитию, так и к достижению поставленных результатов. Принципы легитимности и поддержки соответствуют понятию пространства. Власть должна опираться как на законы, так и на традиции, нравы, убеждения и общественное мнение. Принципы скрытности и понимания соответствуют категории информации. То, что происходит при формировании властных отношений, должно происходить под покровом тайны. Иначе власть перестает быть властью, становится очевидной и доступной, теряет ореол загадочности и возвышенности.

 

Что необходимо политику для успешной деятельности, опираясь на предложенные Макиавелли постулаты? Приведем некоторые советы, отметив, что они достаточно циничны, но, к сожалению, слишком часто используются нашими политиками в практической политичен-ской деятельности. Интересно сопоставить принципы Макиавелли с рассмотренными выше принципами эффективности политической власти, оценить, какие из них и каким образом используются. Итак, необходимо:

отделить политику от морали и поставить силу и хитрость вместо закона. Парализовать индивидуальную интеллигентность и вводить народ в заблуждение своей внешностью;

держать в тайне от страны то, что происходит в мире, и от столицы — что происходит в провинции. Превращать инструменты мысли в инструменты власти;

безжалостно проводить экзекуции без суда и административные депортации, использовать полицию как фундамент режима, пота кать национальным предрассудкам;

требовать бесконечной апологии для каждого своего действия, самому учить других истории своего правления. Создавать преданных последователей, награждая их всякими лентами и безде лушками и возводить культ узурпатора до степени религии. Создавать пустоту вокруг себя, чтобы таким образом быть самому незаменимым. Запечатлеть свое имя везде и всюду, так как капля воды точит гранит;

ослаблять общественное мнение, пока оно не погрузится в апатию, пользоваться выгодой превращения людей в доносчиком управлять обществом посредством его же пороков;

говорить как можно меньше и не то, что думаешь, при этом изменить истинное значение слов.

Ниже приведены некоторые принципы власти, которые мы на блюдали в отечественной истории (Авторханов, 1992).

Для тех, кто из простых людей стал государем, мало трудностей бы вает в возвышении, но чрезвычайно много в сохранении власти.

Все вооруженные пророки побеждали, невооруженные — терпели, поражение. Характер людей варьируется — легче их убедить раз, но держать их в этом убеждении — трудно. Надо действовать так,чтобы тех, кто более уже не верит, заставить верить силой. Кто думает, что новые благодеяния заставляют забывать старые оскорбления, глубоко ошибается.

Люди меньше боятся наносить оскорбления тому, чья власть основана на любви, чем тому, кто управляет посредством страха. Любовь к государю основана на свободной воле людей, а страх — на воле государя. Мудрый государь должен опираться на то, что зависит от его собственной воли, а не на то, что зависит от воли других.

Имеются два метода борьбы:

один — опираясь на закон,

другой — действуя силой.

Первый метод — метод людей, второй — метод зверей. Государь должен уметь пользоваться обоими. Обязанный так действовать, государь должен подражать и лисице, и льву. Лев не может защитить себя от капкана, а лисица — от волков. Надо быть лисицей, чтобы предвидеть капкан, и львом, чтобы устрашить волков.

Умный рулевой не должен дорожить доверием к нему, если это вредит его интересам. Хорошо казаться великодушным, верным, гуманным, искренним, религиозным. В действиях людей, особенно государей, цель оправдывает средства. Государь, который боится собственного народа больше, чем иностранцев, должен строить тюрьмы. Нельзя давать никакому государству уверенности в том, что ведется определенная (внешняя) политика, напротив, необходимо заставлять других думать, что все под сомнением.

Нет другого пути избежать лести, как дать людям знать, что они не оскорбляют тебя, если расскажут правду, но если кто-либо расскажет эту правду, то ты потеряешь его уважение.

 

Умный государь должен иметь Совет мудрых людей и дать им свободно говорить правду, но только о том, о чем их спрашивают, и ничего больше. Вне этого он не должен никого слушать, действовать обдуманно и быть твердым в своих решениях. Государь должен собирать Совет когда он хочет, а не тогда, когда хотят другие, и решительно отводить непрошенные советы. При этом государь должен ставить много вопросов и быть терпеливым слушателем.

Только те меры безопасности хороши, надежны и длительны, которые зависят от самого правителя и от его собственных способностей и умения предвидеть.

Лучше действовать решительно, чем осторожно. Счастье подобно женщине, и необходимо, если ты захочешь завладеть им, его завоевать.

 

15. Оппозиция ее роль  и классификация

16. Политическая система  общества. Понятие, сущность, структура, функции

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Структура политической системы

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

  • организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

  • культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

  • нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

  • коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

  • функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

  • Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

  • Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

  • Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

  • Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

  • Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"