Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

Функции политической власти в качестве инструмента социального управления: 1) сохранение социальной целостности; 2) реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

3) регулирование социальных отношений,  поддержание стабильности в функционировании  социального организма, обеспечение  сочетания разных сторон и  отраслей социальной жизни таким  образом, чтобы они действительно  дополняли, а не подрывали существование  друг друга; 4) поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

Иногда между функциями политической власти существует разрыв или противопоставление одних функций другим (реализация потребностей общества приходит в противоречие с регулированием социальных отношений, при попытке сохранения социальной целостности нарушается пропорция  между производством и потреблением и т. п.), тогда политическая власть может ослабить и дестабилизировать  всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп. Если доминируют интересы социальных групп, они выдвигают свою политическую власть, а это приводит к изменению государственного устройства.

 

39. Механизм осуществления  политической власти Процесс властвования упорядочивается и регулируется при помощи специального механизма власти — системы организаций и норм их устройства и деятельности.

Механизм власти имеет сложную  и иерархическую структуру. Субъектом  власти, ее источником, является народ, реализующий часть властных функций  непосредственно, а часть делегирующий официальному представителю (государству). В обществе механизмом власти служат государственные органы, политические институты, право. Государство имеет законное право разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей, но это право оно не может осуществлять из единого центра или единым властвующим субъектом. Для четкой работы механизма власти необходимо разделение властей. Разделение властей происходит по вертикали и по горизонтали. По вертикали разделение власти существует между двумя уровнями государственного управления — общенациональным и местным. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни (региональный, областной и т. п.), тогда промежуточный орган наделяется властью, четко определенной и защищенной от посягательств центрального правительства конституцией. Такая система власти называется федеральной. Если региональный уровень власти отсутствует или зависим от центра, система власти называется унитарной. В США, Германии, России сложилась федеральная система управления. Англия имеет унитарную систему. По горизонтали разделение властей существует, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне. Этот принцип понятен из разделения между тремя ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной. Функции законодательной власти зависят от особенностей государства, они неодинаковы и по объему, и по содержанию. Носителем законодательной власти выступает парламент. Особенностью исполнительной власти является то, что она может выступать с законодательной инициативой и издавать постановления. Судебная власть предназначена для сохранения законности и порядка.

40. Типы истолкования  власти 1) биологический (К. Лоренц, Дж. Уилсон), который рассматривает власть в качестве механизма обуздания, связывания человеческой агрессивности, укорененной в наиболее глубоких инстинктах человека как биосоциального существа, сама же агрессия рассматривается как инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду и существующий как у животных, так и у человека;

2) социально-экономический (К. Маркс,  Ф. Энгельс, В. И. Ленин), который  видит причину и сущность власти  в неравенстве и расколе общества  на враждебные классы, в необходимости  обеспечения управления делами  социальной целостности в условиях  нарастающей социальной дифференциации  и борьбы; генезис власти связывается  со спецификой экономической  дифференциации общества, в рамках  которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих  друг от друга, становятся на  место независимой деятельности  отдельных лиц… но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета»; 3) философско-рационалистический, который рассматривает власть в качестве следствия, порождения самой специфики рационального человеческого сознания, заложенной в ней неискоренимой тенденции к доминированию, подчинению как окружающего мира, так и себе подобных, видит во власти способ мышления, связанный со стремлением к обеспечению господства над природой и над другими людьми;

4) философско-иррационалистический, который дает власти лежащее вне разума человека обоснование. Для Ф. Ницше власть — это воля и способность к самоутверждению. 3. Фрейд и его последователи делают акцент на инстинктивной, психологической природе стремления к власти и к повиновению, находя его источники в самой структуре человеческого бессознательного, формирующейся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение.

 

41. Структура власти как  политологического понятия В структурном отношении власть можно разделить на три составляющих: субъект, объект, ресурсы. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: он с помощью приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение. Объект власти обязан подчиняться, поскольку без этого условия не возникнет властного отношения, поэтому власть — это всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиниться, и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение). Отношение объекта к субъекту властвования может выражаться в сопротивлении, борьбе на уничтожение или согласии и добровольном повиновении. Готовность к подчинению зависит как от собственных качеств объекта властвования, так и от восприятия им субъекта власти. Использование различных методов и средств для осуществления власти носит название ресурсов власти.

Ресурсы власти многообразны, но их можно  свести к следующей классификации: 1) Экономические ресурсы (материальные ценности, деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п.).

2) Социальные ресурсы (способность  изменения социального статуса  или ранга, должность, престиж,  образование, социальное обеспечение и т. п.). 3) Культурно-информационные ресурсы (знания и информация, средства их получения и распространения — институты науки и образования, средства массовой информации и др.).

4) Принудительные (силовые) ресурсы  (оружие, институты физического принуждения  и специально подготовленные  для этого люди — армия,  полиция, службы безопасности, суд  и прокуратура с их вещественными  атрибутами: зданиями, снаряжением,  техникой, тюрьмами и т. д.).

Специфическим ресурсом является сам  человек — демографические ресурсы. Люди — универсальный, многофункциональный  ресурс, который производит другие ресурсы.

 

42. Легитимность политической  власти и ее типы Легитимность власти обозначает такие взаимоотношения субъекта и объекта власти, которые выражаются в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимную власть люди воспринимают как правомерную и справедливую. Власть, которая не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно  прибегать к средствам принуждения, воспринимается нелегитимной. Легитимность и легальность (законность) власти — несовпадающие понятия. Легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, легитимность выражается в доверии и оправдании власти, т. е. это понятие нравственное. С юридической точки зрения любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна, но народ может воспринимать такую власть нелегитимной. Существует несколько типов легитимности политической власти: 1) рациональный, когда власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2) идеологический, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; 3) традиционный, когда власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков; 4) харизматический (персональный), когда власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера, на личном авторитете правителя и т. д. Наилучший способ оценить степень легитимности политической власти — посмотреть на уровень принуждения (насилия), необходимый для проведения той или иной политики в обществе; это видно также по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т. п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

 

43. Типы политического  господства по М. Веберу Концепция господства является основной в политической социологии Макса Вебера. По Веберу, «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Господство предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает, и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что приказ будет иметь тот характер, который им воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер выделяет три типа господства: легальное, традиционное, харизматическое

Легальное господство основано на признании  добровольно установленных юридических  норм, направленных на регулирование  отношений. К такому типу господства Вебер относил Англию, Францию  и США. В этих государствах и управляемые, и управляющие подчиняются не личности, а четко установленным  законам. Принцип, лежащий в основе легального господства, — это правовое начало. Наиболее чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Легальный тип господства (рациональная бюрократия) наиболее соответствует  формально-рациональной структуре рыночной экономики.

Традиционное господство обусловлено  нравами, привычкой к определенному  поведению. Традиционное господство основано на вере не только в законность, но и  в священность существующих порядков и властей. По Веберу, примером может  быть патриархальное государство, которое  предшествовало современному, буржуазному. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности.

Харизматическое господство обусловлено  личностными особенностями властвующего, выделяющими его из всех остальных. К таким качествам личности Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизматический тип легитимного господства возникает в условиях социально-политического кризиса и способствует появлению вождей, харизматиков, отличающихся политическим радикализмом и стремящихся подорвать основы существующего порядка.

Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а, прежде всего, эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме.

 

44. Уровни легитимности  власти Политическую власть можно определить как способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих ее организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

При такой постановке вопроса базовым  элементом существования и функционирования власти, а также закрепления ее в обществе, является легитимность.

Понятие легитимности означает признание  власти обществом, обоснованность и  необходимость данной власти и ее носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Обычно выделяют сформировавшиеся за века три уровня легитимности: идеологический, структурный, персональный.

Идеологический уровень легитимности подразумевает признание власти в силу внутренней убежденности или  веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены  властью. Основой для идеологического  уровня служат идеологические ценности.

Структурный уровень подразумевает, что правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Основой структурного уровня служат специфические политические структуры. Персональный уровень легитимности подразумевает, что признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Основой для персонального уровня служит личный авторитет правителя.

Обычно все три уровня легитимности власти существуют совместно, взаимно  дополняя друг друга. Это не означает, что все три уровня представлены в равных пропорциях. В нормально  функционирующем государстве основная доля распределена между идеологическим и структурным уровнем, персональный только дополняет их. В ненормально функционирующем государстве персональный уровень перевешивает два других.

Проблема легитимности — это  в значительной мере проблема участия  общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает ее легитимность. Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные  перевороты — открытые формы недовольства режимом.

 

45. Взаимовлияние политики  и экономики Политика и экономика являются фундаментом всей системы общественных связей, вот почему их взаимодействие играет решающую роль в развитии любого общества.

Политика глубоко опосредована экономической сферой. В свою очередь, воздействие самой политики на экономику существенно и многогранно. Оно может проявляться в: 1) создании государством условий для более эффективного осуществления экономических функций по удовлетворению жизненных потребностей людей;

2) поддержании стабильного общественного порядка, трудовой дисциплины, транспортных связей, гражданского согласия в обществе; 3) создании благоприятных условий государством для научно-технического прогресса.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"