Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на: — исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения; — изучении социальной сущности власти (взаимодействие субъектов и объектов); — рекрутировании правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики;

— исследовании стратегий политических партий и движений;  — политических кризисах, социализации различных групп, особенно молодежи; — развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

 

24. Американская школа  политологии с конца XIX в. прошла ряд этапов: с конца XIX в. до Первой мировой войны; между двумя мировыми войнами; после Второй мировой войны; до сегодняшних дней.

На первом этапе, при крупных  университетах (Гарвардском, Йельском и др.) создаются высшие отделения  политологической науки. В то время  внимание уделялось связи государства  и общества, анализу деятельности правительственных и иных институтов, и в США были созданы исследовательские  центры: в начале 1906 г. на местном  уровне, а затем, в 1914 г., — и на уровне федеральном. Эмпирико-реалистическая тенденция заметна в работах А. Бентли, В. Вильсона.

На втором этапе в американской политологии противоборствовали два  течения: сциентическое и антисциентическое. Сциентическое направление (Ч. Мерриам, У. Монро) базировалось на исключении ценностного подхода при исследовании конкретной политической жизни, опасаясь превращения политологии в науку предсказания. Антисциентическое направление (Ч. Бирд) критиковало сциентизм за ориентацию политологов на однобокое исследование и накопление данных, за игнорирование смелых суждений, широких обобщений и вторжений в большие дела политики. Эта дискуссия способствовала сближению политологии с социологией и психологией. Центральными для современной политологической школы США являются исследование традиций и проблем политической власти, изучение ее конституционных основ и принципов, изучение деятельности административного аппарата и политических партий, развитие новой теории по политическому управлению, политической модернизации. Среди видных представителей сравнительной политологии (занимающейся количественным анализом по отдельным государствам) можно выделить Алмонда, Вербу, Липсета, Бжезинского. Основными методами исследования международных отношений и мировой политики, изучения отношений между Востоком и Западом служат математическое моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование. Высокопрофессиональными специалистами в этой области в США являются Маккой, Каплан, Рассет. Основным методом исследования динамики общественного мнения является статистический метод. В числе известных представителей данного направления в США Даль, Дойч, Хантингтон, Джонс, Феслер и др.

 

26. Сущность политики  и ее роль в обществе Политикой называется объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом. Основные черты политики:

1) связь частного и общего, интереса  личности и интереса социальной  целостности (группы, страны, человечества); в политике решают не только  частные проблемы, но действуют,  исходя из понимания их связи  с задачами, выходящими за рамки  личных интересов, поскольку этими  проблемами озабочены и другие  люди;

2) любой тип политики связан  с решением проблем существования  и функционирования государства  — социального института, который  служит для решения проблем,  интересующих все общество;

3) связь с действиями и интересами  больших масс людей; 4) целенаправленная деятельность, предполагающая наличие трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, импульсивное реагирование в политике имеет низкую результативность; 5) властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

черты политики взаимно дополняют друг друга и не существуют изолированно: властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме; реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти. Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями: 1) осуществлением авторитарного (властного) распределения основных социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые разнообразные материальные и нематериальные объекты, социальные блага и преимущества;

2) интеграцией, объединением всех  элементов общественной жизни,  мобилизацией социальных ресурсов  для реализации общих целей и интересов общества; 3) реализацией общей воли в условиях социальной дифференциации, многообразия интересов и социально-политических ориентаций людей.

 

27. Политическая жизнь Понятие «политическая жизнь» ввел в политическую науку в середине 1950-х гг. Дэвид Лэйн. Понятие позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в признаках политической жизни: 1) политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, так и в качестве действий субъектов политических отношений; 2) политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты; 3) деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль 4) в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей: классы, этнические и профессиональные общности, от активности которых зависят направленность, облик, результативность политических событий; 5) центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством. На течение политической жизни могут оказывать влияние внешние факторы: — элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т. д.); — экономические отношения, господствующие в обществе; — развитие техники; — статусные характеристики социальной структуры общества, включающие объективное состояние участников политических отношений (доход, занимаемая должность и т. д.); — характер этнонациональных общностей; — религия; — идеология; — средства массовой информации; — общественное мнение;— политическая психология общества.

 

28. Типы отношения человека  к политике Политическая жизнь характеризуется участием в ней человека или социальных групп, их активностью. Отдельные люди или группы могут действовать последовательно или хаотично, вяло или энергично. Политика питается человеческой энергией, и выявление основных линий взаимодействия человека и политических структур представляет важную задачу политологии, решению которой она уделяет немало внимания. Выделяют три основных типа отношения человека к политике:

1) состояние приобщения человека  к политике, выражающееся в разнообразных  формах политически активного  поведения и характеризующееся  стремлением решить те или  иные жизненно важные для него  и его общности проблемы через  воздействие на систему политической власти; 2) отчуждение, или аномию, характеризующиеся разрывом связей между человеком и политической властью, сосредоточением усилий на реализации частных интересов. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам здесь теряют свое влияние на человека, не рассматриваются им в качестве авторитетных инстанций, регулирующих его поведение. В аномии необходимо различать разные состояния. Она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и несогласием с ними, может наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием; 3) полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни потребностям и ритму изменения политической структуры, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. В таких условиях формируется специфический тип авторитарной личности.

При авторитарном режиме у личности появляются следующие особые черты  поведения: конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних  ценностей; перенос ответственности  и враждебности с индивида на внешние  силы, находящиеся вне контроля; желание власти и боязнь ее носителей; оправдание своего поведения поведением других; вера в наличие и вмешательство  в политику дьявольских сил, заговоров  и т. д.

Формирование ответственного отношения  к политике возможно только при введении человека в ситуацию социального  и жизненного выбора. Поэтому демократизация политических отношений, расширяющая  границы этого выбора и не перекладывающая  ответственности с личности на государственные  структуры, позволяет усилить влияние  человека на властные отношения.

 

29. Политическое поведение  и его виды Политическое поведение — это понятие, которое помогает при анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей и позволяет свести к системе разнообразные проявления политической деятельности, отдельные действия и элементы.

Особенности политического поведения  заложены в самой природе политики — они определяются установлением  политических отношений между субъектами не только с совместимыми, но и с  противоположными интересами, суждениями и направлением активности. Любой политический процесс требует закрепления черт, норм или регуляторов политического поведения в принципах политической организации, чтобы придать духовным ориентирам политического действия институциональную форму (разработка четких процедур выборов, принятия решений, замещения должностей в государственном аппарате и т. п.). Поскольку одинаковых людей не существует, то и в политике, как и во всякой другой сфере, люди ведут себя по-разному.

В зависимости от политического  поведения участников политики принято  разделять на следующие категории:

1) лидеры, возглавляющие политическое  движение, своим авторитетом, влиянием  способствующие его сплочению и достижению намеченных целей; 2) активисты — посредники между лидерами и последователями, которые организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

3) последователи, поведение которых  характеризуется разной степенью  активности и участия в организациях; поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими  своим интересам, которые они  представляют достаточно четко,  что и стимулирует их участие  в политической деятельности;

4) лидеры мнения, которые, не  влияя на поведение участников  с точки зрения организации  мнения, своей интеллектуальной  деятельностью, прежде всего в  публицистике, создают «поля» эмоционального  и интеллектуального напряжения  вокруг тех или иных проблем,  делают их объектом всеобщего  внимания; к ним обращаются за  советом, но не за директивой  для действия.

 

30. Регуляция политического  поведения Стимулом политической деятельности служит интерес, в основе которого лежит та или иная проблема в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Для того чтобы понимание проблемы переросло в политическое действие, требуется толчок, или психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в его успехе. Переход от осмысления необходимости действия к действию происходит посредством мотивации. Мотивами, вынуждающими действовать, могут быть гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива формируется характер политического поведения: оно может быть эмоциональным откликом на событие, продуманной, прагматичной акцией по реализации принятой программы или рассматриваться как свершение миссии по «освобождению», «завоеванию», «восстановлению». Но на характер политического поведения оказывают влияние и внешние факторы: роль — форма поведения, которую выбирает участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками; статус, или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов на себя принять в политике; принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида социальных отношений; участие в организации — группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике. Регуляция политического поведения носит властный характер, использует механизмы принуждения и авторитета, однако без слежения и постоянного контроля, жесткого доминирования при минимизации инициативы и самостоятельности осуществляющих поведение субъектов. Когда контроль за политическим поведением становится тотальным, инициатива, участие и активность уходят, уступая место вялому исполнению указаний, или замещаются политическим отчуждением. Регуляция должна оставлять место для инициативы и самостоятельности, не сводиться к жестким предписаниям и давлению. Необходимо также учитывать коллективную природу политического поведения, его массовость.

 

31. Особенности массового  поведения в политике Политические процессы так устроены, что в них участвуют большие группы людей, объединенные одной целью (классы, нации, профессиональные общности, общественные организации и т. п.). Нередко возникают стихийные объединения, временные образования (толпа на улице, участники собрания или митинга, демонстрации, аудитория той или иной передачи, зрители политической передачи). В этом случае люди приобретают специфические черты массы: 1) статистичность — масса не является целостным образованием, отличным от составляющих его элементов; 2) стохастичность, вероятность — в массе случайность, неупорядоченность отношений между людьми, границы ее размыты, а состав неустойчив;

3) ситуативность — характер  действий массы определяется  местом, временем, поводом образования,  видом ее деятельности или общения; 4) разность состава, его межгрупповая природа; 5) аморфность — отсутствие внутренней организации, структуры; 6) анонимность — членам массы неинтересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга. Эти черты стихийно сложившейся группы людей, прежде всего случайность ее образования, неоднородность состава, предопределяют особенности политического поведения людей, соединенных в «одноразовые» общности. Их поведение отличается подавлением рациональности, преобладанием чувства над разумом, приводящего к утрате личной ответственности.

Для оценки или прогнозирования  возможного поведения такой массы  стоит учитывать, что чаще всего  складывается стихийная общность одного из двух типов: 1) публика, формирующаяся на основе интеллектуального взаимодействия (читатели одной газеты, слушатели определенной передачи, люди, увлеченные тем или иным занятием, видом досуга). Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив; 2) толпа, возникающая на основе физического взаимодействия людей (на митинге, в любом общественном месте), где их задерживают какие-либо внешние обстоятельства.

Публика, несмотря на отсутствие организации, разнородность состава, практически  всегда формируется на более или  менее устойчивой, рациональной основе, которой является или общая информация, или общий интерес.

 

32. Политическая деятельность - взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп для достижения политических целей. Чертами политической деятельности являются:

1) концентрация усилий на общих  проблемах, потребностях существования  социальной целостности;

2) рассмотрение государства, его  институтов в качестве основного  средства решения этих проблем;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"