Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 13:16, шпаргалка

Краткое описание

1. Место политологии среди гуманитарных наук
2. Структура политологии как научной дисциплины
3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КНИГА.docx

— 240.64 Кб (Скачать файл)

 

9. Политические отношения  и сущность политики В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Выделяют три основные группы определений политики: — социологические, характеризующие политику через другие общественные явления — экономику, право, мораль, культуру;

— субстанциональные, ориентирующие  на раскрытие первоосновы политики; — научно сконструированные, раскрывающие ее деятельный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и носителей власти.

Политикой называются действия, направленные на власть, ее обретение, удержание  и использование. Главный аспект общественного существования политики возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий. Сутью политики является подавление сильными слабых. Всякие отношения между социальными группами, основанные на подчинении, можно называть политикой.

 

Характерные черты политики: а) Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действий; б) Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности; в) Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства как социального института, служащего для всего общества; г) Связь с действиями и интересами больших масс людей.

Эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга К элементам политики относят субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения. Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти. Политические отношения — отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.

 

10. Человек как объект  и субъект политики Под субъектом политики подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом — то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Важнейшим качеством субъекта политики является активность. Она выражает меру интенсивности его деятельности, обозначает все виды и способы воздействия на объективный мир. В политической науке различают индивидуальный и совокупный субъекты. Индивидуальным субъектом является сознательно и ответственно действующая личность, которая руководствуется общественно значимыми интересами и целями и участвует в борьбе за их осуществление. В качестве таких личностей выступают прежде всего политические лидеры, а также обычные люди. Становление личности как субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания, в процессе политической социализации.

Определению места и роли личности в системе политических отношений  служит правовой статус гражданина. Мерилом  его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. В полном смысле субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов. Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д.

Социальные качества также многочисленны, но первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение  семьи, профессия и т. д.

Участие личности в политике зависит  от ее объективной вовлеченности  в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсам власти. Каждый человек выбирает свою модель поведения.

 

11. Политическая мысль античности. В древности в Греции и Риме политическая мысль развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Существование полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, а это предполагает выбор оптимальных форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности до наших дней.

Греческий философ Платон (427–347 гг. до н. э.) в своих произведениях («Государство», «Политик», «Законы») считал, что государство возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи. Он сформулировал представление об идеальном государстве и его особенностях: а) власть принадлежит способным людям; б) присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; в) политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого выражается в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; г) принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Он дал характеристики реальных типов государственного устройства его времени, которые были искажением идеального образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (недостатком он считал обострение противоречий между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления).

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества. В «Кратком пособии для претендентов на выборные должности» Цицерона собрано немало советов, которые актуальны для использования в современной политической практике.

 

 

12. Правильные и неправильные  формы правления по Аристотелю Греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как «Политика», «Афинская полития», «Этика». Лучшим типом государственного устройства он считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

Многообразие форм политического  устройства он видел в том, что  государство есть сложное целое, множество, состоящее из разных, неподобных, частей: у каждой части свои представления  о счастье и средствах его  достижения; каждая часть стремится  взять власть в свои руки, установить свою форму правления; одни народы поддаются  только деспотической или царской  власти, а для иных нужна свободная  политическая жизнь.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в поиске совершенного государственного устройства.

Правильные формы правления: Монархия — древнейшая, «первая и самая божественная», форма политического устройства. Это власть одного, при которой имеется в виду общая польза.

Аристократия — форма общественного  устройства, при которой власть находится  в руках немногих, обладающих личными  достоинствами людей, правящих в  интересах общества.

Полития (республика) — власть большинства. Но у большинства единственная общая для него добродетель — воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие, которые по природе своей воинственны»: это власть свободного, имущего, класса.

Неправильные формы: Тирания — деспотическая форма правления, при которой власть осуществляется по собственному произволу единоличного правителя. Аристотель резко отрицательно относился к тирании, считая ее противоестественной и несогласной с природой человека. Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых, — это власть, основанная на первенстве в финансовых капиталах.

Демократия — это «самая сносная  из всех худших форм политического  устройства», по словам Аристотеля, поскольку  это власть большинства не только свободных, но и бедных, т. е. количественный принцип здесь доминирует над имущественным.

 

13. Политические идеи  Средневековья и Возрождения В средневековых мировоззрении, образе жизни, культуре было абсолютное господство религии. Это наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики рассматривались с позиций христианского учения, а политические проблемы виделись частью теологических проблем. По мнению крупнейшего католического теолога Августина Аврелия (353–430), деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если государство от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений он видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Августин Аврелий обосновывает принцип безусловного приоритета церковной власти над светской. Средневековый схоластик Фома Аквинский (1225–1274) развивает идею божественного происхождения государственной власти и говорит, что сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, и даже противоречить божественной воле. Избежать этого можно в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку.

Законы государства должны гармонировать  с этим более общим законом  и направлять поведение людей  в соответствии с его требованиями. Он высказывает совершенно крамольную мысль: если государственная власть отходит от требований божественного  закона, подданные имеют право  не следовать ее требованиям.

Теологическая концепция продержалась до эпохи Возрождения, когда политика была наконец-то отделена от догматов Церкви. Отход от теологической интерпретации  связан, прежде всего, с работами и  взглядами итальянского теоретика  политики Никколо Макиавелли (1469–1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

 

14. Взгляды на политику  Никколо Макиавелли По мнению Н. Макиавелли, политика — это отражение природы человека, а она отнюдь не благая. В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Макиавелли считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Вывод: в политике цель оправдывает средства. Есть два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. Макиавелли освобождает политику от принципов морали.

Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех  политики, по мнению Макиавелли. Рассматривая формы государственного устройства, он отдает предпочтение республике, а не монархии.

Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское  правление является лучшим для поддержания государственной власти. Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Он предпочитает умеренную республику, или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Труды Н. Макиавелли, и прежде всего  «Государь», построены на учете исторического  опыта итальянских государств и  адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям.

Автор не рассматривает политические явления в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых.

Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, поскольку существуют правила политики. Их знание ведет к успеху, а пренебрежение  открывает дорогу к поражению  и неудаче.

 

15. Политическая мысль  Нового времени Эпоха буржуазных революций в Европе положила конец Средневековью, началось Новое время. У людей появилась возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Это породило полемику о природе государственной власти. Английский философ Томас Гоббс (1588–1679) в книге «Левиафан» рассматривает государство как инструмент подавления природного эгоизма людей, их возвращения к природному состоянию «войны всех против всех», поэтому государство должно использовать сильные, жесткие средства. Тот, кто осуществляет государственную власть, не ограничен в своих действиях волей подданных. Английский философ Джон Локк (1632–1704) исходил из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Оба философа положили начало концепции «общественного договора» — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе.

Т. Гоббс считал, что правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считал правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"