Шпаргалка по "Политическое управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:06, шпаргалка

Краткое описание

1. Соотношение понятий политики и управления.
2. Управление и самоорганизация, их соотношение и роль в политическом
3.Понятие политического: содержание и основные подходы.
4. Политическое управление: понятие и функции.
5. Политическое управление как взаимодействие по двум контурам обратной связи

Вложенные файлы: 1 файл

Полит управ.docx

— 160.04 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, это упрощает задачу управления, снижает порог ответственности: если что недоглядели – “само  рассосется”. Но с другой, велика степень  неопределенности результата, да и  формы стихийного саморегулирования  не всегда имеют желаемые очертания. К тому же не во всем стихийные механизмы  способны обеспечить гомеостазис общественной системы: политическое управление возникло в обществе не зря.

Все это имеет прямое отношение  к политической обратной связи, которая  также обеспечивается совокупностью  двух слагаемых – стихийного и  организованного в форме институтов, институированного. Причем, как свидетельствует история, пока существует государство, именно стихийные механизмы обратной связи обеспечивают формирование институированных.

Никто еще добровольно властью  не поделился. Никто не желает, чтобы  его контролировали, тем более снизу. Не только в России, – во всем мире становление и расширение пределов демократии происходит под давлением управляемых и сопровождается катаклизмами, острота которых зависит от уровня развития самой демократии и особенностей культуры народа. Но по мере развития институтов политического опосредования энергия политической обратной связи канализируется в организованное русло, а политическая элита становится более чувствительна к ее сигналам и менее свободна в выборе способов реагирования на них.

 

 

    1. Функции политической власти.

Основная функция  политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его  сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя  эту функцию, можно сказать, что  одно из высочайших предназначений политической власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще  дальше, следует отметить, что в  ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д.

Таким образом, любая политическая власть уже с  момента своего становления разрабатывает  сообразно конкретным условиям, экономическому и политическому состоянию страны стратегию и тактику управления обществом в целом. Особое внимание уделяется отношению с политической оппозицией, разрабатывается конкретная политика в отношении различных  слоев общества, политика обеспечения  ресурсов власти и т.д. Вторая функция  тесно взаимосвязана с первой (основной) – это функция оптимизации  самой политической системы, приспособление ее институтов (государство, партийная  система, избирательная система  и т.д.) к целям, задачам и самой  сути тех сил, которые пришли к  власти. Совершенно очевидно, что для  демократической системы адекватны  многопартийность и демократические  выборы, В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная  система и безальтернативные  выборы, как и было в большинстве  бывших социалистических стран. Нередки  случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится  сохранить сложившуюся политическую систему.

Третья функция  политической власти – обеспечение  стабильности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту  функцию стремится любая политическая власть, уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно  зависит легитимность власти, т.е. признание  ее народом.

Таковы три  основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и  другие функции взаимосвязаны с  основными.

 

 

 

    1. Разделение властей и распределение власти.

 

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ - распределение властных полномочий между ветвями государственной власти.

Идея Р.В., появившаяся в Новое  время в европейской политической мысли (Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье), впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Французской революции 1789, реализовавшись в политической практике целого ряда стран. Р.в. позволяет: четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достирать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий; предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры; гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.

Властные полномочия распределяются по горизонтали и по вертикали. Р.в. по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Т.о., создаются центральные, региональные и местные органы власти. В централизованных государствах местные органы власти являются как бы продолжением центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованных - местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.); полуцентрализованных - местные органы власти в ряде сфер, к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п., пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном - зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды). Р.в. по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами ("ветвями" власти) - законодательной, исполнительной и судебной.

 

 

9. легитимность: структура  и уровни

В первом приближении для  простых людей власть тем эффективнее, чем лучше она обеспечивает поступательное развитие общества, выражающееся в  повышении уровня и качества их повседневной жизни. На более глубинном уровне власть оценивают по предоставляемой ею возможности самореализации для каждого. Выражается эта оценка в различных проявлениях степени доверия к субъектам власти, в том числе и на выборах.

Таким образом, проблема эффективности  оказывается напрямую связанной  с проблемой признания обществом  правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении элиты, казалось бы, находятся все  ресурсы власти, это не может гарантировать  ей устойчивости собственного положения  без обретения решающего ресурса  – добровольного согласия на то основной части населения.

Признание данной политической власти, ее институтов, решений и действий, правомерными в политологии называют легитимностью. Таким образом, легитимность политической власти связана с ее эффективностью, а понятие легитимности, отражающее отношения к власти, становится конструктивным подспорьем в диагностике эффективности власти.

Легитимность политической власти обусловливается многими  обстоятельствами, среди которых  – соответствие режима, целей элиты, ее принципов и способов действия традициям, нашедшим или не нашедшим отражение в законах, популярность лидеров и т.п. Но более глубокие ее предпосылки коренятся в экономических  интересах доминирующих социальных групп. Чтобы пользоваться устойчивым признанием общества, политическая власть должна иметь опору в тех классах  и слоях, с интересами которых  оно, прежде всего, связывает благополучие граждан.

Свое отношение к власти общество формирует, соотнося ее проявления с основными стереотипами собственного сознания. Всю совокупность такого рода стереотипов, из которых складывается нормативная основа политики, можно  условно разбить на три основные компоненты. И если согласиться с тем, что источником власти является народ, то эти три компоненты можно назвать тремя источниками легитимности:

1.      Идеологический, - содержит установки, ориентированные на интересы лишь части общества, но именно той части, с которой оно связывает свои перспективы. Идеологические стереотипы отражают существующее неравенство, но в них закреплен мало осознаваемый общественный договор о «социальном партнерстве». Не имеющие, например, средств производства (или государственных должностей, или принадлежащие низшим сословиям) соглашаются с тем, что это есть у других, за что эти другие соглашаются обеспечивать их существование на исторически приемлемом уровне.

2.      Правовой, – отражает потребность общества в правилах игры, в государственном регулировании отношений между сторонами общественного договора о «социальном партнерстве». И заключается еще один негласный общественный договор – на этот раз в классическом смысле, по Ж.-Ж.Руссо, закрепляющий сложившееся неравенство силой государственного принуждения.

3.      Нравственный, содержащий установки общечеловеческого характера: не укради, не обмани, не убий.

Позиции власти устойчивы, когда она легитимна во всех этих трех компонентах. Это – одна из сложностей легитимации власти в  условиях всякой общественной трансформации. В условиях же кризиса, когда общество переходит их одного состояния в другое не плавно, а скачком и под впечатлением надвигающейся катастрофы, процесс отражения, формирования стереотипов не поспевает за изменяющейся реальностью. Прежние стереотипы переосмысливаются, вытесняются в неосознаваемое, а на их место приходят новые, наслаиваясь на старые, – и в этой динамичной ситуации происходит нарушение внутренней непротиворечивости самих норм.

Имеет свою структуру и  оцениваемая обществом политическая власть. Естественно рассматривать  ее как единство субъекта, цели и  средства. Субъекты – это осуществляющие власть лидеры, цели представляют собой  идеологию власти, а средство –  это ее структура, режим. Обществу небезразлично, кто ведет его, куда ведет и как. Различают, соответственно, и три уровня легитимности: персональный, идеологический, структурный. Чтобы власть была вполне легитимной, необходимо, чтобы общество признало правомерными ее цели, режим и лидеров, соотнеся их с общепринятыми нормами идеологии, права и морали.

 

Наконец, о правомерности данной политической власти судит не только в собственной стране, но и за ее пределами. Различают поэтому легитимность внутреннюю и внешнюю.

Итак, анализ легитимности должен осуществляться по трем основаниям. Первое дает ответ на вопрос о зонах легитимности – кто судит о ней: собственный народ или международное сообщество. Второе – как судит, с чем сравнивает, каковы критерии: стереотипы общественного сознания, компоненты или источники легитимности. И третье – о чем судит, из чего складывается у людей представление о политической власти: ее структура, уровни легитимности.

Возникающее таким образом  пространство легитимности (схема 1) не только дает представление о ее структуре, но и может служить хорошим подспорьем для формирования стратегии легитимации власти. Проблему легитимности можно наглядно представить как состоящую из 18 подпроблем, отраженных на схеме как ячейки пространства. К примеру, ячейка A3B2Cотображает легитимность режима по отношению к правовым стереотипам сознания собственного народа. Вторая же выделенная ячейка, A1B3C2, – это персональная легитимность по отношению к нравственным стереотипам мирового сообщества.

Присутствие политической власти в любой из ячеек означает, что ею взят соответствующий, один из 18, барьер легитимности. Ее отсутствие там равнозначно нелегитимности по соответствующему основанию. В практике, видимо, редко встречаются случаи абсолютной легитимности: ради одних достоинств власти гражданам приходится мириться с отсутствием других. Власть же, в свою очередь, маневрирует в пространстве легитимности, компенсируя, по возможности, отсутствие легитимности в тех или иных его ячейках.

 

 

Эффективность

 

Л

е

г

и

т

и

м

н

о

с

т

ь

 

A

 

B

 

 

C

 

D


 

Схема 2

Существует, однако, фактор, способный  либо благоприятствовать этим усилиям  власти, либо существенно их затруднять. Это – фактор эффективности. Неэффективная  власть не может в течение длительного  времени оставаться легитимной. Нелегитимная же власть не может долгое время  быть эффективной  ни по целедостижению, ни по предназначению: по мере утраты легитимности действия власти начинают все больше встречать сопротивление общества.

В политической науке используется классификация режимов по основаниям легитимности и эффективности, предложенная С.Липсетом (схема 2). Здесь “A” – высокий уровень легитимности и эффективности (современные США, Швеция, Великобритания, ФРГ); “B” – режимы легитимные, но неэффективные (современная Италия); “C” – эффективные, но нелегитимные режимы (Италия, Германия в 30-е годы); “D” – режимы нелегитимные и неэффективные.

Максимально эффективной и устойчивой является политическая власть, легитимированная на всех трех уровнях по отношению  ко всем трем источникам и в обоих зонах легитимности. В этом – условие ее стабильности, способности адаптироваться к изменению внешних и внутренних условий управления, обеспечивать адаптацию и развитие общественной системы в целом.

Как видим, соотношение эффективности  и легитимности напрямую связано  со стабильностью политической системы  и общества в целом. Эту взаимосвязь  исследовал С.Липсет, представивший ее в виде следующей таблицы, изображенной на схеме 3.При наличии эффективности и легитимности режим стабилен (А), при их отсутствии – нестабилен (В). При наличии же только одного из двух компонентов режим находится в неустойчивом положении (С).

Информация о работе Шпаргалка по "Политическое управление"