Шпаргалка по "Политическое управление"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:06, шпаргалка

Краткое описание

1. Соотношение понятий политики и управления.
2. Управление и самоорганизация, их соотношение и роль в политическом
3.Понятие политического: содержание и основные подходы.
4. Политическое управление: понятие и функции.
5. Политическое управление как взаимодействие по двум контурам обратной связи

Вложенные файлы: 1 файл

Полит управ.docx

— 160.04 Кб (Скачать файл)

Лоббизм (англ. lobby — кулуары) — это 1) специфическая деятельность социальных групп, отстаивающих свои политические, экономические, социальные интересы во взаимодействии с законодательными и исполнительными органами государственной власти; 2) совокупность правовых норм, регулирующих лоббистскую деятельность; 3) сами группы интересов, давления, конторы и агенты, функционирующие в сфере взаимодействия с властными структурами.

Это слово в XVI в. употреблялось  для обозначения прогулочной  площадки в монастыре. Столетие спустя так же начали называть помещение для прогулок в палате общин Англии. Но политический оттенок это слово приобрело лишь два столетия спустя, причем в Америке, когда в конце прошлого столетия термин «лоббирование» начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах конгресса. В Англии такая политика считалась предосудительной и слово прижилось лишь в XX в., а затем его начали употреблять и в других странах. Итак, лоббистские структуры как организации первоначально возникли в США и уже после этого стали появляться в других странах. Закон о регулировании лоббизма был принят в США в 1946 г. Число лоббистов в Вашингтоне превышает количество депутатов обеих палат. В Великобритании их называют парламентскими агентами. Лоббистские организации имеют форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Основная задача этих организаций — добиться отражения или закрепления в принимаемых нормативных актах и решениях частных интересов групп и организаций (профессиональных, корпоративных, общественно-политических), не противоречащих и согласуемых с общественными интересами.

Поскольку количество вопросов, с  которыми приходится иметь дело парламентариям, растет в геометрической прогрессии, а сами эти проблемы все время  усложняются, законодатели все в  большей степени полагаются на советы компетентных экспертов — лоббистов, на полезные и выверенные ими факты. Общепризнанно, что лоббистские  группы, отстаивающие порой диаметрально противоположные интересы своих  клиентов, способствуют сохранению своего рода равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достижению компромиссов при принятии нормативных  правовых актов.

Можно назвать весьма широкий спектр форм и методов цивилизованной лоббистской  деятельности: сбор информации и предоставление ее законодателям; выступления на слушаниях  в комитетах конгресса; представление  готовых законопроектов; участие  в разработке законопроектов; информирование конгрессмена о том, какие последствия  вызовет рассматриваемый законопроект в его избирательном округе; неформальные контакты; пропагандистские кампании; кампании писем, телеграмм и телефонных звонков; финансирование избирательных кампаний; Растив в ведении или предоставление персонала для участия в проведении избирательных кампаний; воздействие на законодателя через влиятельных избирателей; воздействие на законодателя через распространение в избирательном органе результатов его голосования; совместное лоббирование несколькими организациями (коллективный лоббизм); перечисленные и подобные методы применяются в основном по отношению к законодательным органам.

Выделяются две основные модели лоббизма: англосаксонская (например, США, Канада), которая предполагает обязательность государственной регистрации  лоббистских организаций и определение  допустимых рамок деятельности групп  давления, и континентальная (например, Франция, Италия), при которой заинтересованные организации могут воздействовать на законодательный орган, официально участвуя в работе специально созданных  совещательных советов, комитетов, комиссий во властных структурах.

В России лоббизм становится все  более распространенной, но до сих  пор нелегитимной формой влияния. В  апреле 1993 г. по инициативе Верховного Совета РФ состоялась международная  конференция «Лоббизм и его место  в общественно-политической жизни». В ней приняли участие представители  Администрации Президента РФ, Правительства  РФ, политических партий, общественных движений, профсоюзов, коммерческих и  научных организаций, а также  гости из США, Великобритании, Канады и других стран. Более 80\% опрошенных участников конференции высказались  за то, чтобы группы лоббирования получили юридический статус, 74\% — за принятие специального закона о лоббизме и  официальную фиксацию, услугами каких  лоббистских организаций пользуются законодатели, представители исполнительной и судебной властей1. В 1995 г. в Государственной Думе появился проект закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». В нем лоббизм определяется как деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации. Закон, однако, до сих пор не принят.

Государственно-правовое урегулирование лоббизма осложняется тем, что продолжаются споры по концепции рассматриваемого федерального закона. Одни считают, что  закон не должен содержать строгих  запретных норм и положений, поскольку  их будут избегать лоббисты; закон  должен утверждать регистрационный  режим, перечень прав и обязанностей лоббистов, стимулировать лоббистскую  деятельность.

Другая концепция исходит из принципа ограничения лоббизма, установления более жесткой регламентации  лоббистской деятельности, повышенных регистрационных сборов. Думается, что такой подход устраивает в  основном тех, кто уже преуспел в  лоббистской деятельности, имеет  налаженные связи, каналы, механизмы  воздействия на депутатов, палаты парламента, должностных лиц в федеральных  органах исполнительной власти, а  также на Президента РФ, его Администрацию  и окружение, а равно на чиновников из госаппарата различных органов.

Закон о лоббистской деятельности должен создать стимулы и возможность  выхода лоббистов на свет из тени. Регулирование  лоббизма должно вытекать из смысла конституционных  статей 3, 29, 31-33, 37, 45, 46, 47, 62 и 104, быть понятным, прозрачным и достаточным, чтобы на подзаконное регулирование оставалась незначительная техническо-процедурная часть норм.

• Основные требования, предъявляемые  к лоббистской деятельности, можно  обобщить с учетом зарубежной практики следующим образом.

• Не скрывать коммерческих отношений  в процессе продвижения своего интереса.

• Система регистрации лоббистов  должна включать предоставление списков  с названием организаций-клиентов, а также законодателей и должностных  лиц, с которыми имеются коммерческие отношения.

• Регистрацию лоббистов стимулировать  путем выдачи им пропусков в госучреждения, допуска к интересуемой информации.

• Регистрационный сбор должен быть скромных размеров, чтобы стимулировать  участие во взаимодействии с госорганами  Небогатых, некрупных организаций, предприятий.

В законе о регулировании лоббистской  деятельности необходимо четко прописать  дефинитивные нормы, понятийный аппарат, перечень сведений, который должен отразить лоббист в Регистрационном  документе, сроки отчетов зарегистрированных лоббистов, сведения, которые должны содержаться в отчетах, обязанности  зарегистрированного лоббиста (организации), санкции за нарушения норм лоббистской  деятельности и т.д. Необходимо указать, что действие федерального закона распространяется на лоббистскую деятельность как  в Федеральном Собрании РФ, так  и в исполнительных органах власти.

В развитие федерального законодательства федеральные органы власти могли  бы принять свои внутриведомственные  акты, которые устанавливали бы порядок  нахождения лоббистов в этих органах, обеспечивали получение ими необходимой  информации и их взаимоотношения  с должностными лицами, чиновниками.

Лоббизм — сложное общественное явление, имеющее политический, экономический  и административно-управленческий характер. Даже Президент РФ в определенном смысле вполне обоснованно может  рассматриваться как самостоятельный  субъект лоббизма — своего рода суперлоббист, имеющий реальные возможности влиять на законодательный процесс и активно подталкивать в парламенте законопроекты, подготовленные в недрах его Администрации.

На сегодняшний день в России лоббизмом и профессиональными  лоббистами охвачены все органы федеральной  и местной власти. В данном случае термин «профессиональный лоббист» употребляется условно, так как  законодательно он еще не закреплен. Во множестве проявлений лоббизма присутствуют общие характеристики и слагаемые, такие, как наличие субъектов  и объектов воздействия, чей-то интерес, функция посредничества, участие  в создании и подготовке политических и административно-правовых решений.

В отсутствие федерального законодательства и подзаконных актов, регулирующих лоббистскую деятельность, в России все более приходится говорить о  теневом лоббизме, характерными чертами  которого является то, что на поверхности  видны только принятое решение и  те, кто его представил и кто  принял. За кулисами, в тени остаются настоящий заказчик, клиент-лоббист, все участники цепочки прохождения  проекта решения, вознаграждения за конечный результат, в целом весь механизм давления.

В системе взаимодействия власти и  общества законное место и признание  должны получить обращения и петиции  граждан — институт реализации политических прав и свобод человека и гражданина (ст. 33 Конституции РФ).

Политические права имеют свою историю. Одним из первых документов, где политические права получили законодательное оформление, является Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Хотя в этом документе  об обращениях граждан ничего не сказано, но в нем впервые говорится  о возможности участия граждан  в управлении делами государства.

Впервые о петиции граждан в  законодательном порядке сказано  в Билле о правах Конституции  Пенсильвании, принятом в сентябре 1776 г., а также в первой поправке к Конституции Соединенных Штатов, ратифицированной в декабре 1791 г.1.

Право обращений — это право  граждан обращаться в письменной или устной форме с предложением, заявлением, а также с жалобой, которые адресуются органам, в чью компетенцию входит решение этих вопросов.

Гарантия этого права в России имеет особую актуальность — в  условиях изменения и появления  новых государственных институтов, новых форм собственности, появления  неизвестных ранее законодательству субъектов хозяйственной деятельности, формирования новой государственности  и федеративных отношений. Именно сейчас граждане страны нуждаются во всемерном  совершенствовании механизмов защиты своих прав и законных интересов, в выработке новой системы  взаимоотношений с представителями различных ветвей власти. Главное в том, что существующие порядки не обеспечивают реального участия граждан в управлении делами государства. С одной стороны, граждане, избирающие своих представителей в органы власти, становятся в определенной мере причастными к осуществлению политической власти. И с ними надо бы советоваться, принимая важные решения. Но, с другой стороны, современная практика принятия решений демонстрирует автономность власти, ее независимость от насущных интересов граждан. По сути дела проблема интересов затрагивается только в периоды переизбрания власти, т.е. в парламентских и президентских кампаниях, когда население интересует политиков как электорат, поддержкой которого надо заручиться, чтобы осуществлять власть на законных основаниях.

Действующее российское законодательство о рассмотрении обращений граждан  не представляет собой стройной системы  норм, объединенных в рамках одного или нескольких специальных федеральных  законов. Основными по данному вопросу  ныне являются (кроме указанных статей Конституции РФ): Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г., его новая редакция от 4 марта 1980 г., Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», соответствующие положения регламентов Конституционного Суда РФ, палат Федерального Собрания РФ и отдельные ведомственные акты по регулированию административного порядка рассмотрения предложений, жалоб граждан и ответственности за нарушение законодательства о порядке рассмотрения жалоб граждан. Все эти нормативные правовые акты нуждаются в унификации и систематизации на основе единого концептуального подхода, гарантий реальных правовых средств, механизмов и норм ответственности государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица перед гражданином за реализацию его права на обращения. Речь идет об оформлении правового института обращений граждан.

В специальной литературе некоторые  исследователи институт обращения  граждан классифицируют как гражданский  лоббизм1. Однако разовые обращения граждан к власти и даже их настойчивые и многократные повторения чаще всего имеют цель восстановить нарушенные права, имеют характер «милостивой жалобы», а не давления на власть с целью получения каких-либо экономических выгод. Трудно даже сопоставлять типы лоббиста и гражданина, обращающегося в индивидуальном порядке к власти. В первом случае — это человек, твердо знающий, чего хочет, обеспеченный поддержкой организационной, информационной, финансовой, занимающийся своей деятельностью профессионально и вступающий в субъектно-субъектные (равнопартнерские) отношения с депутатами, должностными лицами, всевозможными средствами отстаивая свой интерес. Перед нами образ делового, преуспевающего, уверенного в себе человека.

Совсем другой образ возникает  в памяти у тех, кто изучал посетителей  в приемной должностного лица. Многовековая история России породила боязнь общения  граждан с властью, недоверие  и неверие в успешное решение  своей проблемы. Множество людей  просто не знают, как обратиться в  орган госвласти, как преодолеть «железную» охрану, которая отгораживает посетителей от высокого начальства. Рядовому обывателю получить одноразовый пропуск бывает сложнее, чем лоббисту зарегистрировать свою деятельность и получить многоразовый пропуск. Таким образом, в России конституционное право обращений граждан не обеспечено законным и понятным механизмом доступа граждан к власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Политическое управление"