Формирование института президентства в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:24, реферат

Краткое описание

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве. Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Становление и развитие института президентства…………………………...4
2 Современные модели президентства…………………………………………..8
3 Формирование института президентства в КР…………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

формирование института .docx

— 40.09 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Кыргызской Республики

Кыргызский  Национальный Университет им. Ж. Баласагына

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

На тему: «Формирование института президентства в КР »

 

 

 

 

 

Выполнил: Кыдыров. М. Э

Проверил: Исмаилов. К. А

Группа: Юк-6-10

 

 

 

г. Бишкек 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Становление и развитие института президентства…………………………...4

2 Современные модели президентства…………………………………………..8

3 Формирование института президентства в КР…………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях типичным главой государства с республиканской  формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется  своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской  формы правления, и в зависимости  от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве. Исторически  родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и  главой правительства. Самое широкое  распространение институт президентства  получил в ХХ веке, в период распада  колониальных империй и образования  множества независимых государств, большинство из которых выбрали  президентскую форму правления. Зарубежная практика свидетельствует  об особой значимости института президентства  в политической жизни государства. Прерогативы президента позволяют  ему оказывать огромное влияние  на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах  на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями президента, на нем  лежит и особая ответственность  за сохранение законности и общественного  благополучия.

 

 

 

 

 

 

1 Становление и развитие института президентства

Термин «президент» происходит от латинского Ргаеsidens, что буквально  означает «сидящий впереди». Видимо, в  античные времена президентами называли председательствующих на различных  собраниях. От этого первоначального  значения слова "президент" впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его  нынешнем понимании как главы  государства термин "президент" не употреблялся ни во времена греческой  и римской республик, ни в периоды  существования ранних буржуазных республик  в Англии и Нидерландах. Так, в  Англии, ставшей на короткое время  республикой, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах  осуществлял Государственный совет. В Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный  орган.

В русле европейской республиканской  практики первоначально проходил и  процесс формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности  не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном  представительном органе - Континентальном  Конгрессе. Единоличного главы государства  в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

Весьма скоро большинство  политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности  деятельности Конгресса по исполнению им законов и о необходимости  разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного конвента, собравшиеся в 1787 году в  Филадельфии для принятия федеральной  Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Большинство американцев, только что  покончив с господством британской монархии, были решительно настроены  против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее приемлемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц.

После долгих дебатов среди  творцов американской Конституции  возобладало представление о  том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, т.е. сосредоточиться  в руках одного, а не нескольких должностных лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально утвердился принцип  единоначалия. Глава федеральной  исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом  Соединенных Штатов Америки. Такое  наименование главы государства  было связано не только с тем, что  президент ассоциировался с республиканской  формой правления, но и с тем, что  в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность  президента, объединившая в одном  лице главу государства и главу  правительства. Кроме того, именно в  США зародился институт президентства  как один из важнейших институтов политической системы. В отличие  от других государств того времени, где  исполнительная власть повсеместно  имела монархический, наследственный характер, в США главу государства  стали избирать в ходе всеобщих выборов.

Первыми последовали примеру  США в установлении президентской  системы правления страны Латинской  Америки. Уже в первой половине XIX века под влиянием могущественного  северного соседа во многих южноамериканских странах был учрежден пост президента. В Европе эталоном государственного устройства стала Великобритания, и  в ряде европейских стран утвердилась  парламентарная, или кабинетная, система  правления, при которой монарх оставался  главой государства, но исполнительная власть осуществлялась премьер-министром и его кабинетом министров, а правительство становилось ответственным перед парламентом. Первыми же европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики - Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца ХIХ в. оставались монархиями.

XX веке такие грандиозные  по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны,  распад колониальных империй,  привели к образованию множества  новых независимых государств. Далеко  не все они стали президентскими  республиками, но в подавляющем  их большинстве был учрежден  пост президента страны. Так, в  Европе после окончания первой  мировой войны президенты стали  высшими должностными лицами  в Австрии, Веймарской республике, Чехословакии, Польше, Эстонии, Литве,  Латвии, Турции. В 30—40-е годы институт  президентства стал распространяться  и в Азии; его ввели у себя  Филиппины, Сирия, Ливан. После  второй мировой войны в число  западноевропейских государств, возглавляемых  президентами, вошли Италия, Греция, Португалия, Исландия и Мальта. В  Азии пост президента был учрежден  в Южной Корее, Южном Вьетнаме, Тайване, Индии, Пакистане, Бангладеш, Ираке, Иране, Афганистане. Однако наибольшее распространение модель президентского правления получила в Африке. Этот процесс начался с конца 50-х - начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. Показательно, что установление поста президента происходило не только в капиталистических и развивающихся странах, но и в ряде бывших социалистических государств, таких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народно-Демократическая Республика.

Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с  конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках  СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением  Боснии и Герцеговины), а также  в Чехии и в Словакии был  учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня  президентство — неотъемлемый элемент  политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.

Весьма распространено представление  о том, что крупными по территории государствами можно эффективно управлять только посредством системы  президентского правления. Между тем  в крупнейших странах мира - США (площадь 9,3 млн.кв.км) и Бразилии (8,5 млн. кв.км) действует система президентского правления, а в Канаде (9,9 млн.кв.км) и Австралии (7,7 млн.кв.км) - система  парламентарного правления. В Китайской  Народной Республике (9,6 млн.кв.км) в  условиях однопартийной системы  официально провозглашен принцип коллективного  руководства страной.   С другой стороны, некоторые небольшие по размерам государства - Кипр, Гондурас, Уругвай, Бенин, Малави, Гамбия и др. - установили у себя президентскую систему правления, а такие крупные европейские страны, как Федеративная Республика Германия, Испания, Швеция, Италия, являются парламентарными республиками или монархиями. Таким образом, отсутствует прямая зависимость между размерами территории того или иного государства и избранной им системой правления, хотя, конечно, крупные страны особенно нуждаются в сильной государственной власти.

 

 

 

2 Современные модели президентства

Республики в зависимости  от соотношения законодательной  и исполнительной властей, от того, какое место и роль в них  занимают и играют президент, правительство  и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные республики.

В президентской  республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов. Из этого вытекают и другие сущностные признаки президентской республики:

ü  и Президент, и парламент  непосредственно избираются народом;

ü  Президент обычно не имеет права по своему усмотрению досрочно распустить парламент (за исключением  случаев, определенных Конституцией), а парламент не может сместить Президента (вне процедуры импичмента) и отправить в отставку правительство  путем выражения ему вотума недоверия;

ü  решающая роль в управлении страной принадлежит Президенту, который чаще всего является одновременно главой государства и главой исполнительной власти;

ü  Президент самостоятельно формирует правительство и отправляет его в отставку, назначает и  смещает министров;

ü  Президент и его  правительство не несут ответственности  перед парламентом за свою политику и деятельность, (правительство такую  ответственность несет перед  Президентом), а парламент не может  сместить министров, если они не допустили  нарушения закона;

ü  Президент обладает правом отлагательного вето в отношении  принимаемых парламентов законов, но парламент имеет возможность  преодолеть его квалифицированным  большинством голосов своих депутатов;

ü  в ряде случаев при  назначении Президентом высших должностных  лиц исполнительной власти и судей  требуется согласие парламента или  его палаты;

ü  заключаемые Президентом  международные договоры нуждаются  в ратификации парламентов;

ü  судебная власть наблюдает  за конституционностью и законностью  актов двух других ветвей и обеспечивает соблюдение установленного правопорядка .

Парламентарная  республика – это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и форсировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом, его полномочия оказываются весьма ограниченными, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.

Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президенсткой власти в парламентарных республиках. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации и авторитаризации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинство как, той так и другой из рассмотренных выше основных форм (например, во Франции и Польше).

Информация о работе Формирование института президентства в Кыргызской Республике