Формирование института президентства в Кыргызской Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 06:24, реферат

Краткое описание

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве. Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Становление и развитие института президентства…………………………...4
2 Современные модели президентства…………………………………………..8
3 Формирование института президентства в КР…………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

формирование института .docx

— 40.09 Кб (Скачать файл)

Конкретно положение главы  государства и его фактическая  роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости  от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской  монархии (Великобритания, Япония и  др.) например, глава государства  царствует, но не управляет, и его  функции внешне выглядят только как  представительские. Столь же слабо  они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство  избирает тип президентской (США) или  полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться  с исполнительной властью и возглавлять  ее (CША) или стоять как бы вне основных властей.

Например, в Исландии пост президента как главы государства  был создан лишь в 1944 году. Президент  Исландии избирается каждые четыре года путем прямых, всеобщих выборов, при  тайном голосовании. Выборы нового президента происходят в июне или июле того года, когда кончается срок пребывания у власти предыдущего президента. Последний исполняет свои обязанности  до 31 июля. Срок правления вновь избранного президента начинается с 1 августа. Кандидат в президенты должен удовлетворять  следующим формальным условиям: быть исландским гражданином не моложе 35-летнего  возраста и не быть осужденным или  лишенным избирательного права в  прошлом. Кандидатура президента может  быть выдвинута группой избирателей, состоящей из 1500—3000 человек, но не больше и не меньше этого. Если кандидатов несколько, то законно избранным  Президентом является тот, который  получил наибольшее количество голосов, но а если выставлена только одна кандидатура, то в этом случае голосование не проводится и выдвинутый автоматически становится Президентом, кстати, законом могут быть установлены дальнейшие правила относительно кандидатуры и выборов Президента, причём может быть предусмотрено, что число лиц, выдвигающих кандидатуру, должно быть для каждой части страны пропорционально числу избирателей. Одно и то же лицо может быть избрано президентом Исландии несколько раз подряд. Закон не ограничивает пребывания на президентском посту. Так, например, первый президент Исландии – Свейнн Бьёрнссон, избирался на этот пост дважды без голосования (1944-1952гг.); второй президент – Аусгейр Аусгейрссон – находился в президентском кресле четыре срока подряд (1952-1968гг.), в том числе трижды переизбирался без голосования; третий президент – Кристьян Элдьяр – три срока подряд (1968-1980гг.), дважды переизбирался без голосования; четвертый президент – первая женщина-президент в мире – Вигдис Финнбогадоттир находилась на президентском посту 16 лет (1980-1996гг.), в том числе дважды переизбиралась без голосования; и, наконец, пятый президент – Олафур Рагнар Гримссон был избран 29 июня 1996 года, набрав 40,9% голосов населения. Он был выдвинут партией социалистов.   

При вступлении в должность, Президент приносит присягу или  делает заявление о соблюдении Конституции. Этот акт составляется в двух идентичных экземплярах, из которых один хранится в Альтинге, а другой поступает  в государственный архив. Резиденцией  президента по Конституции должен быть Рейкьявик или его окрестности. Ныне резиденцией является Бессастадир  — старинное поместье близ исландской столицы. Президент в Исландии не имеет заместителя. Должность вице-президента отсутствует. В случае смерти или  отзыва президента до окончания срока  полномочий или в случае его временного отсутствия в стране его функции  исполняет своеобразный совет, существующий вплоть до 31 июля четвёртого года после прохождения последних выборов, не носящий никакого определенного названия, но состоящий из трех лиц: премьер-министра, председателя Альтинга и председателя Верховного суда. Председательствует на заседаниях председатель Альтинга. Однако он не обладает никакими другими преимуществами по сравнению с остальными «регентами». Все они имеют равный голос и решают дела в случае отсутствия единогласия большинством голосов. Иногда «регенты» исполняют обязанности президента довольно длительное время. Так, например, после смерти президента Свейна Бьёрнссона в начале 1952 года, за несколько месяцев до окончания срока президентства, его обязанности до новых выборов исполнял указанный совет. Таким образом, сроки смены президентов строго выдерживаются, как этого требует Конституция.

В США высшим должностным  лицом, совмещающим полномочия главы  государства и главы правительства, является президент США. В практике последних президентов США использовалась форма дробления кабинета на целевые  межведомственные советы, что дало возможность обсуждать тот или  иной круг вопросов без привлечения  всех членов кабинета.

В Италии – как ее называют в литературе, типичном образчике  парламентарно–республиканской формы  правления, именно законодатели на совместном заседании палат (при участии  делегатов от областей) избирают главу  государства, как бы подчеркивая  тем самым его зависимость  от парламента. Парламент издает законы, формирует внутреннюю и внешнюю  политику государства, осуществляет контроль за деятельностью правительства  и президента.

Конституция наделяет президента довольно широкими полномочиями, однако значительная часть выполняемых  главой государства функций контролируются законодательным органом или  даже носит формальный характер. Так, «правительство должно получить доверие  обеих палат», прежде, чем оно  приступит к деятельности, а ратификация  международных договоров требует «в соответствующих случаях» предварительного разрешения палат. Участие президента в законодательном процессе, по Конституции, состоит в промульгации законов и праве отлагательного вето. Но последнее может быть преодолено парламентариями простым большинством голосов. К тому же в стране действует институт контрассигнатуры.

У президента Италии есть, правда, достаточно мощный на первый взгляд рычаг  воздействия на парламент. Конституция  позволяет ему распустить либо одну, либо обе палаты. Но она же обязывает  главу государства провести предварительные  консультации с их председателями. И, как отмечают историки, не было еще  случая, чтобы президент распустил  палаты вопреки воле их руководителей. Необходимо добавить к этому, что  он «не может использовать это  право в последние шесть месяцев  своих полномочий».

Когда говорят о положении  главы государства в системе  органов государственной власти, то имеют в виду соотношение его  функций с законодательной и  исполнительной властями. В демократическом  правовом государстве всегда действует  принцип разделения властей, который  предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится  к одной из трех властей – законодательной, исполнительной или судебной. Функции  главы государства соприкасаются  со всеми тремя властями (в области  законодательства он, например, имеет  право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции нельзя отнести к законодательной  или судебной.

Другое дело – взаимоотношения  главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где  он не входит ни в одну из трех властей (Франция) или о его статусе  в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти – ибо никакому должностному лицу нельзя иметь функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.

Президентская власть в республиках  президентского типа – это всегда единоличность власти. Глава государства  не только не делит свою власть с  другими лицами, но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной властей. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам  комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента).

Сильная президентская власть никак не подрывает демократический  характер правового государства  – напротив, она при определенных условиях является единственно возможным  инструментом сохранения конституционного порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Формирование института президентства в КР

  Термин президент  в переводе с латинского буквально  означает: сидящий в переди. В  современном понимании президента  это единоличный глава государства,  получающий свои полномочия путем  выборов.

  Родиной института  президента является США. Конституция  этой страны 1787 года в отличии  от других государств того  времени, где высшая государственная  власть повсеместно принадлежала  монархам установила принцип  выборности населения главы государства  и исполнительной власти.

  В КР институт президента  был учрежден 24 октября 1990 года верховным советом кыргызской ССР 12-го созыва. Статус президента КР тогда был определен специальным законом: « об учреждении поста президента КССР  и внесения изменений  и дополнений конституции КССР»

  В настоящее  время  порядок избрания и основания  прекращения деятельности президента  КР регулируются разделам 3-й главой 1-ой ( президент КР конституция  КР 2010 года). Как и в многих других  странах имеющий институт президента. В КР президент является главой  государства, он использует право отлагательной веты, дающию возможность главе государства не подписывать закон, а передовать его на повторное рассмотрение парламента .

  В отличии от монарха  президент выборное должностное  лицо избираемое гражданами страны  с республиканской формой правления  ее парламентом и специальной  избирательной коллегией.

  Как уже отмечалось  в президентских и смешанных  республиках президент избирается обычно  непосредственно народом, избирателями. Но в ряде случаев: в парламентских республиках президент избирается самим парламентом, либо специально избирательной коллегией с участием парламента. Хотя в ряде случаев непосредственно народом.

Преобразование Кыргызской автономной республики в союзную (1936 г.), явилось важным этапом в развитии государственности Кыргызстана.

Со дня обретения суверенитета, перед Кыргызстаном остро встал  вопрос изучения мирового опыта реформирования государственного аппарата.

Во второй половине 1990 г., в Кыргызстане возник и развивается  конституционный институт президентской власти. Процесс складывания нового для нас института власти происходил в сложных условиях и под воздействием ряда факторов. Анализ этого процесса дан в книге М.К. Укушева и Ж.А. Бокоева "Президент Кыргызской Республики" . Авторы используют сравнительную характеристику института главы государства в современном мире, а также некоторых стран-членов Содружества Независимых государств (Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Туркменистана).

Анализ института президентства  Кыргызской Республики, его роль и место в системе органов государственной власти, безусловно, является одним из актуальных и важнейших направлений в государственно-правовых исследованиях. Книга способствует получению студентами вузов, государственными служащими необходимого минимума систематизированных знаний об институте президентства - одного из важнейших институтов конституционного права Кыргызской Республики.

Анализу института президентства, в системе органов государственной  власти в Кыргызской Республике, посвящается  еще одна книга К.М. Жумалиева  и Т.О. Ожукеевой "XXI век: институт президентства в Кыргызской Республике". В ней рассматриваются статус и полномочия Президента Кыргызской Республики, его взаимоотношения с Жогорку Кенешем (парламентом), с Правительством, с судебной ветвью власти, с органами местного самоуправления. Пост президента в демократическом государстве - один из важнейших элементов универсальной системы власти. Как и предыдущая книга, она представляет большой интерес и является хорошим пособием для всех изучающих проблемы госуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Зарубежная практика президентской  власти убедительно свидетельствует  о важности этого института в  тех или иных политических системах. По сравнению со всеми другими  высшими должностными лицами президент  обладает особым статусом, полномочиями и ответственностью. Его прерогативы  позволяют президенту играть важную роль в общественно-политической жизни .

Учреждение президентства  открыло новый этап в развитии государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран.

Несмотря на то, что статус главы государства достаточно универсален, функционирование целого ряда моделей  президентства выявляет их зависимость  от различных политических режимов  и разных систем государственного правления. При авторитарных и тем более  тоталитарных режимах президентская  власть часто приобретает многие черты режима личной власти. В демократических  странах глава государства служит одним из ведущих гарантов незыблемости конституционных основ политической системы. Не менее важно и то, что  каждому типу государственного правления  соответствует определенный тип  президентства с его особыми  ролевыми функциями. В условиях президентской  республики президент, совмещая полномочия главы государства и главы  правительства, должен быть эффективным  политическим лидером, который непосредственно  руководит правительственной политикой. При полупрезидентской республике президент, не будучи главой правительства, нередко выступает в ответственной  роли арбитра в отношениях между  кабинетом министров и парламентом. Парламентарная республика наделяет президента статусом "первого гражданина", имеющего высокий моральный авторитет  и представляющего свою страну во многих официальных актах государственной  власти. Однако при любых моделях  президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе.

Информация о работе Формирование института президентства в Кыргызской Республике