Формирование религии как социального института

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:47, доклад

Краткое описание

Как всякий социальный институт религия существует для выполнения определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются:

1. Обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 12.77 Кб (Скачать файл)

Формирование  религии как социального  института.

Как всякий социальный институт религия существует для  выполнения определенных функций, в  частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов. Э. Дюркгейм считал, что основная функция религии — отражение и укрепление групповых связей. Главными же атрибутивными признаками религии являются:

1. Обязательное наличие  группы верующих (хотя религия  может быть связана с глубоко  личным переживанием индивида).

2. Религии присуще  наличие священных предметов,  явлений, обладающих какой-то  сверхъестественной силой, живого  существа, возможности которого  не ограничены законами природы.  В каждой религии практически  существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся  к объектам повседневной жизни,  в случае заразного заболевания  (коровье бешенство) их безжалостно  уничтожают. В Индии же корова  считается священным животным, она  связана с богом Вишну, поэтому  некоторые члены сект не могут  носить кожаную обувь, индус  не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь. Список сакрального (священного) можно продолжить до бесконечности.

3. Религия как  всякий социальный институт имеет  свои особые культурные символы,  которые в предельно концентрированной  форме создают представление  о религии. Распятие, полумесяц,  звезда Давида — символы определенных  религий. Православный храм —  святое место, считается, что  здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в  храме как бы под покровительством  Бога. В православии ряса —  верхняя одежда духовенства, молитва,  икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей  и заступницей Москвы).

4. Религия опирается  на определенную систему институциональных  норм, систему верований — вероисповедание.  Эти верования объясняют и  человеческую натуру, и окружающую  природу, и сверхъестественные  силы. Так, с точки зрения большинства  религиозных людей, человек в  случае смерти предстанет перед  Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни.

5. Религия имеет  особую совокупность действий, или  ритуалов. Ритуалы — это одобренные  образцы поведения по отношению  к сверхъестественным силам. Так,  заходя в храм, православный снимает  головной убор и крестится.  Новорожденного несут в церковь  для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое  здание, просят священника освятить  его. Иными словами, вся жизнь  верующего человека — от рождения  до смерти — как бы направляется  церковью.

6. Большинство религий  предписывает верующим систему  заповедей, или норм, регулирующих  поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя  вести. Так, в христианстве  имеется десять заповедей, которые  запрещают убийство, прелюбодеяние,  ложь и другие грехи, т.е.  религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.

Информация о работе Формирование религии как социального института