Институт президентства в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:35, реферат

Краткое описание

Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америке. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будет статус и полномочия президента в этом государстве. Вот почему чрезвычайно важным является изучение института президентства на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Современные модели президентства.
2. Различные формы президентской власти.
3. Полномочия, обязанности и ответственность президента.
4. Специфика избрания на пост главы государства.
5. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат И.П..docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)


Содержание

Институт  президентства в современном  мире

 

Введение

  1. Современные модели президентства.
  2. Различные формы президентской власти.
  3. Полномочия, обязанности и ответственность президента.
  4. Специфика избрания на пост главы государства.
  5. Заключение.

 

 

 

 

Введение

 

Проблема  института президентства в современном  мире является чрезвычайно актуальна, поскольку президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения.

В конституционном  праве понятие главы государства  точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а  полномочия главы государства могут  определяться сложившейся конституционной  практикой. Но обычно глава государства  является лицом, воплощающим собой  представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства  и официальным представителем всего  народа.

Термин  «президент» происходит от латинского president, что означает «сидящий впереди», то есть председательствующий на собрании.

Институт  президентства представляет собой  неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америке. В то же время, каждое из этих государств характеризуется  своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской  формы правления, и в зависимости  от этого качественно различными будет статус и полномочия президента в этом государстве. Вот почему чрезвычайно  важным является изучение института  президентства на современном этапе.

Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице является и главой государства, и  главой правительства. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Но самое широкое распространение этот институт получил в XX веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.

Зарубежная  практика свидетельствует об особой значимости института президентства  в политической жизни государства. Прерогативы позволяют ему оказывать  огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических  странах на него возлагается функция  ведущего гаранта стабильности основ  конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

Из 193 стран, входящих в ООН, более 130 имеют в своем государственном устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой – важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объем полномочий.

В научных  работах часто употребляются  такие выражения, как «президентская форма правления», «парламентарная (или парламентская) форма правления», хотя принято считать, что существуют две основные формы правления – республиканская и монархическая.

При исследовании феномена президентской власти невозможно ограничиться только анализом относящихся  к президентству конституционных  и других правовых норм. Не менее  важно и определение соотношения  этих норм с политической практикой  президентов. Очевидно и то, что само по себе учреждение поста президента в той или иной стране еще не означает одномоментного возникновения  института президентства с присущими  ему законодательными и административными  актами, хорошо разработанной структурой различных подразделений, тесными  взаимосвязями в целом. Становление  института президентства – это  достаточно длительный исторический процесс, и при его формировании полезен  учет богатого зарубежного опыта  функционирования президентской власти в различных странах.

Изучением проблем института президентства  посвящены многочисленные публикации, монографические и диссертационные  исследования отечественных и зарубежных политологов, правоведов, социологов, историков.

Среди конституций  зарубежных стран особое значение имеет  Конституция США 1787 года. В начальный  период она носила исторически прогрессивный  характер, способствовала развитию новых  производственных отношений.

Конституция Франции 1958 года разрешила проблему соотношения внутреннего законодательства и международно-правовых норм.

 

 

 

1. Современные модели  президентства

 

«Институт президентства в большинстве  случаев – это глава, призванный олицетворять и обеспечивать государственную целостность и единство, эффективное функционирование всех «властей», прежде всего исполнительной».

Президент может занимать различное положение  в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и  исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим  руководителем правительства при  наличии особой должности административного  премьер – министра (Египет, Франция). Президент избирается на определенный срок: четыре года в США, Египте, Бразилии, пять – в Казахстане и во Франции, шесть – в России. Бывали, однако, «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.

Согласно  концепции разделения властей президентская  власть обычно рассматривается как  исполнительная власть. Зачастую соответствующее  положение содержится в конституциях (США 1787 г., Филиппины 1986 г., Бразилия 1988 г., Азербайджан 1995 г. и др.). Однако многие основные законы не дают характеристики власти президента. Словом, в конституциях стран мира вопрос о природе президентской власти не имеет однозначного ответа, часто ей не дается никакой характеристики в концепциях разделения властей.

Такое отсутствие определенности в большинстве новых  конституций, особенно принятых в последнее  десятилетие, не случайно. В современных  условиях многих стран президентская  власть занимает особое положение, она как и «правительственная власть» характеризуется своеобразием. В связи с этим встает вопрос: возможно ли «жесткое» отнесение президентской власти к определенной рубрике триады, да еще при различных формах правления?

Определяя природу президентской власти, следует  исходить из взаимопроникновения различных  ветвей известной триады: при несомненной  доминанте в каждой ветви власти, определяющей ее сущность, в любой  из них присутствуют какие-то, иногда мелкие, а нередко и значительные элементы, характерные в целом  для другой ветви. Из сказанного можно  сделать вывод: природу президентской  власти нельзя «жестко» привязать лишь к одному из элементов триады разделения властей, особенно в условиях некоторых  форм правления.

Для понимания  природы президентской власти следует  иметь в виду не только зыбкость границ между ветвями власти и  процесс отпочкования новых ветвей, но и три других момента, систему  сдержек и противовесов властей, их взаимозависимость и правильную трактовку положения о единстве государственной власти. В условиях демократического строя президентская  власть не может быть беспредельной.

При оценке места президентской власти в  обществе нужно учитывать не только разделение властей с последующими уточнениями этой концепции, нельзя игнорировать не менее важную проблему взаимодействия властей и в целом  – единства самой государственной  власти.

 

2. Различные формы президентской  власти

 

Президент как глава государства выступает  в различных качествах в зависимости  от разновидности республиканской  формы правления. В парламентской  республике он является таким главой государства, которому министры не подчинены  и перед ним не ответственны (Индия, Италия, ФРГ и др.), в президентской  республике он глава государства, которому подчинены министры, не составляющие (США, Филиппины, Бразилия) или составляющие совет (кабинет) министров. При первом варианте президентской республики нет должности премьер-министра, его полномочия выполняет сам президент, по существу нет коллегиального правительства, есть кабинет президента. Во втором случае есть должность премьер – министра, но это так называемый административный премьер, фактически руководителем правительства (Совета министров) является сам президент. Премьер – министр в основном выполняет лишь оперативные задачи по координации деятельности правительства, да и заседания правительства он обычно проводит в каждом отдельном случае по указанию или с разрешения президента (Египет, Перу).

Таким образом, в парламентской республике президент  лишь по конституции обладает исполнительной властью или ее элементами, а иногда конституции об этом и не говорят (Италия, Молдова, ФРГ). Это – «слабый» президент. Свои конституционные полномочия он выполняет «по совету и с согласия» правительства.

Иная  ситуация в президентской республике. Если в ней нет коллегиального совета министров, а министры являются лишь помощниками, советниками президента, то, естественно, полнота исполнительной власти принадлежит президенту. Только он принимает решение, даже если все министры выскажут против мнения президента, он руководит государственной службой и делегирует определенную долю исполнительной власти своим подчиненным. Если в президентской республике существует Совет министров, ситуация с исполнительной властью президента несколько усложняется, но в принципе остается такой же. Министры тоже подчинены президенту, он их назначает и смещает, правда, по рекомендации премьер-министра (его тоже назначает президент, какого-либо согласия парламента не требуется), но такие рекомендации для президента не обязательны. Особые условия связаны с теми президентскими республиками, в которых существуют элементы парламентаризма и где парламент может выразить недоверие премьеру или министру (как правило, это крайне затруднено, требуется инициатива значительной части парламентариев для внесения такого предложения, иногда до 25% всего состава и принятие его квалифицированным большинством состава парламента).

Существенно изменяется ситуация в полупрезидентской, полупарламентской республике. В полупрезидентской республике заметно стремление «вывести» президента за пределы этой жесткой полярной схемы, за границы традиционной концепции разделения властей при упоминании последней в конституциях как руководящего начала. Основные законы, принятые в данной группе стран при активном участии президентов – лидеров, закрепляют значительную личную власть президента, его самостоятельность, но вместе с тем устанавливают определенную, хотя незначительную, связанность его действий и подчиненных ему министров полномочиями парламента. В целом, однако, конституции стремятся поставить президента, его власть вне обычной триады. Наделяя его, как главу государства, помимо исполнительно-распорядительных полномочий, самостоятельными нетрадиционными полномочиями (обширные нормотворческие, исключительные, и особенно арбитражные и объединительные полномочия).

Однако  главной чертой президентской власти в полупрезидентской республике отмеченное стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, но не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти, а в качестве арбитра в отношениях с ними.

 

3. Полномочия, обязанности и ответственность президента

 

Полномочие, представленные конституциями президентам, весьма обширны. Прежде всего, президент является представителем государства вовне и внутри страны. В качестве первого он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители, заключает международные договоры, в ряде стран ратифицирует международные соглашения. Как представитель государства внутри страны он выступает с согласительными процедурами при разногласиях некоторых государственных органов, субъектов федерации (в условиях федеративного государства), от имени государства награждает государственными наградами, присваивает почетные звания и т.д.

Президент обладает полномочиями, относящимися к деятельности органов законодательной  власти. Он назначает дату выборов  в парламент, созывает его на сессии, он может досрочно распустить парламент  с обязательным назначением новых  выборов (в предусмотренных конституциями  случаях), он санкционирует и промульгирует законы, обладает правом вето – возвращение закона на второе рассмотрение парламента. Как правило, президент имеет право законодательной инициативы (в США – не имеет), вправе обращаться с посланием к парламенту, которые, однако, не подлежат обсуждению.

У президента обширные полномочия по формированию других высших органов государства  и назначению высших должностных  лиц. Юридически правительство даже в парламентской республике назначает  президент – он создает соответствующий  акт.

Президент во многих странах назначает судей, формирует полностью или частично органы конституционного контроля, представляет парламенту кандидатуры для назначения высших должностных лиц – генерального прокурора, членов счетной палаты и т.д.

Уже говорилось о нормотворческой деятельности президента. Он издает нормативные  и ненормативные акты, в том  числе имеющие силу закона. Нормативные  акты издаются на основе делегирования  полномочий парламентом правительству (подписывает их президент) и на базе предусмотренной конституциями  регламентарной власти.

В парламентской  республике акты президента действительны  только при контрасигнатуре. В президентской  республике, где существует жесткое  разделение властей, президент издает только «исполнительные приказы», но на деле они могут иметь силу закона.

В принципе акты президента являются подзаконными, они недействительны при противоречии закону, в парламентской республике предусмотрен контроль парламента, но в практике почти во всех постсоциалистических государствах в настоящее время эти акты имеют доминирующее значение.

Информация о работе Институт президентства в современном мире