Табели о рангах как первая административная реформа государственного аппарата России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

Актуальность темы обусловлено тем, что законодательно существование чиновничества в России как особой группы населения и его правовое положение были оформлены именно в первой четверти XVIII в. вышедшим 24 января 1722 г. Законом «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» который устанавливал три рода государственной службы - военную, гражданскую и придворную. Именно на основании этого Закона были введены единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде службы, распределение по четырнадцати классам, старшинство в рамках одного рода служащих. В общей сложности в четырнадцать классов Табели о рангах было включено 262 должности, из них государственных (статских) - 94 (36% всех должностей).

Содержание

Введение. 3
1. "Табель о рангах" Петра Первого: от службы государю к государственной службе. 4
2. Типы и классы чинов по Табели о рангах. 10
3. Роль «Табеля о рангах» в формировании государственного аппарата России. 15
Заключение. 19
Список источников и литературы. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Табель о рангах реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Интересно, что закон никак  не разъяснял само понятие «чин», в силу чего одни исследователи рассматривали  последний буквально и лишь в  системе чинопроизводства, другие же – как ту или иную должность. По мнению третьих, "Табель о рангах" включала и те и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности).

Военные чины объявлялись  выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном – переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство).

Общеизвестно, что гвардейские  офицеры имели преимущество перед  армейскими офицерами в два чина, но не все знают, что это преимущество выражалось в том, что армейский прапорщик имел XIV класс по Табели, а гвардейский XII класс. При переходе из гвардии в армию класс за офицером оставался прежний. Но в армии XII класс имел поручик и вчерашний гвардейский прапорщик становился армейским поручиком.

Впрочем, в наказание, выгнанным  из гвардии офицерам в приказе  иногда писали "Перевести из Лейб-гвардии  гусарского полка в Нижегородский  драгунский полк прежним чином".

Все офицерские чины делились на три группы: обер-офицеры (от прапорщика до капитана), штаб-офицеры (от майора до полковника) и генералитет (от генерал-майора до фельдмаршала).

Дети военных выделялись среди других сословий, было понятие "штаб-офицерских" и "обер-офицерских детей", они также пользовались некоторой поддержкой государства. Выходцы из других сословий, не дворяне, могли получить низший офицерский чин, только пройдя все ступеньки солдатской и унтер-офицерской службы. В истории есть примеры, когда выходцы из податных сословий пробивались в дворянство по армейской службе, но такие случаи редки. Обычно выше унтер-офицеров крестьяне и мещане не поднимались.6

Внешне офицеры различались  цветом, покроем и отделкой мундиров, шириной и формой шитья, головными  уборами, оружием - словом, "Мундир! один мундир!". Изобретение военной формы - любимое развлечение русских императоров. Менялись фасоны и воротники, выпушки и обшлага, клапаны и крючки. Не вдаваясь в подробности, упомянем только один вид знаков различия. Чин офицера можно было определить по эполетам - парадным погонам с закругленными концами. Обер-офицерские эполеты были попроще, у штаб-офицерских по кругу шла бахрома из золотой канители, у генеральских эполет эта бахрома была пышной, нарядной. Количество звездочек на поле эполет указывало на звание офицера.

 Петр, учреждая Табель, основное внимание уделял армии,  преимущество отдавал армейским перед гражданскими и по армии равнял придворные и гражданские должности так как создание его была вызвана необходимостью прежде всего реформы армии.

Что касается гражданской (статской) службы, то она разделялась по министерствам  и ведомствам. Названия чинов были одинаковыми, а должности самыми разными.

В качестве внешнего элемента, объединяющего все виды службы, служил мундир. В XIX веке вся Россия была в мундирах. В служебное и учебное время в форменной одежде "высочайше утвержденного" образца ходили офицеры и дипломаты, писари и студенты, камергеры и гимназисты.

Военизированный склад государственной машины сказывался и на внешнем виде чиновников. В  присутствии, то есть на службе, они  обязаны были носить мундир военного покроя, хотя, конечно, поскромнее. Небольшая  шпага официального образца полагалась даже студентам высших учебных заведений. Как правило, та или иная должность соответствовала определенному рангу.

Кроме того, Петром были введены различия в одежде для  разных рангов: «Понеже такожде знатность  и достоинство чина какой особы 66 часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует. По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегатся».7

К чиновникам 1-го и 2-го классов следовало обращаться как «высокопревосходительство», 3-го и 4-го — «превосходительство», 5-го — «высокородие», 6 — 8-го — «высокоблагородие», ко всем же остальным — «благородие».

Статус женщины  определялся по статусу ее супруга. Ст. 7 Табели гласила: «Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей  их».8 Ст. 9 определяла положение незамужних девиц – по отцу. Интересно, что, если сыновья, по петровскому замыслу, не имели права претендовать на отцовский ранг, а должны были заслужить, то, напротив, «девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги».

Кроме того, дамы и девицы могли сами получить определенные чины – разумеется, это касалось только придворной службы, поскольку  на военную и гражданскую женщины  не привлекались. Согласно ст. 10, «дамы  и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер гофмейстерина  у ея величества государыни императрицы  имеет ранг над всеми дамами.

Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

Гоф дамы – с  женами брегадиров.

Гоф девицы –  с женами полковников.

Гоф мейстерина и наших цесаревен – с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

Камер девицы при  государынях цесаревнах следуют  за гоф  
дамами при ее величестве государыне императрице.

Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.9

Таким образом. Табель о рангах стала документом, существенно регламентирующим жизнь общества в течении последующих двух веков. Разумеется, петровская "Табель о рангах" не оставалась неизменной в течение 195 лет существования, а менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Вся эта система, просуществовавшая очень длительное время, была упразднена в 1917 году декретами  советской власти об уничтожении  чинов, сословий и титулов.

 

3. Роль «Табеля о рангах» в формировании

государственного  аппарата России

 

Мало кто  знает, что государственная служба дореволюционной России была одной из самых совершенных и действенных в мире: по уровню профессионализма и компетентности отечественные чиновники могли на равных соперничать со своими европейскими коллегами. Поэтому сегодня, когда государственная служба фактически воссоздается заново, полезно вспомнить прошлое.

С самого начала становление и развитие государственной  службы было неразрывно связано с  формированием русского централизованного  государства. Законы XVI-XVII вв. не только точно определяли характер и объем отбываемой повинности государю каждым "служилым" человеком, но и строго карали тех, кто от нее уклонялся.

Особой сферой профессиональной деятельности государственная  служба стала в период правления  Петра Великого. В начале XVIII в. так называемые поручения - приказы верховной власти - трансформируются в постоянные должности и 24 января 1722 г. закрепляются петровской ассамблеей в Табели о рангах. Значение этого закона для тогдашней России трудно переоценить. Документ, при подготовке которого были творчески переработаны соответствующие законы Англии, Венецианской Республики, Дании, Польского Королевства, Пруссии, Франции и Швеции, не только впервые позволил создать эффективную военную и гражданскую службу, но и стал, по сути, прочной правовой базой для всех последующих реформ в этой области.

В первоначальном виде Табель о рангах устанавливала  иерархию должностей, а не чинов (как  в дальнейшем) и была разделена  на 14 классов, в каждом их которых  выделялись воинские, статские и придворные чины. Воинские, в свою очередь, дробились на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские.

Однако цель петровского закона была шире, чем  просто классификация российского  чиновничества. Табель о рангах, формально  допускающая к государственной службе представителей всех сословий, носила тем не менее ярко выраженный "продворянский" характер и всячески затрудняла проникновение в государственный аппарат и продвижение по службе выходцам из податных сословий и разночинцам. Такая политика была обусловлена необходимостью обеспечить привилегированное положение госслужащих-дворян, не допустить их размывания представителями других сословий.10

Принципиально новым во взаимоотношениях государства  и чиновничества стало введение в середине 60-х годов XVIII в. постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий. Высшие чиновники, имевшие офицерский или соответствующий статский чин, получали его в точном соответствии с определенными им по штату окладами. Мелкие же канцелярские служащие целиком и полностью зависели от руководителей, имевших право в рамках штатного расписания не только регулировать численность своих подчиненных, но и оплачивать их труд в меру способностей и прилежания.

Усилению зависимости  чиновничества от центральной власти служило и назначение пенсиона. Для его получения при отставке госслужащий должен был прослужить не менее 35 лет, считая с 15-летнего возраста. Эта оговорка имела немаловажное значение: на мелких канцелярских должностях часто начинали служить в 12-13 лет, а иногда и раньше.

Содержание  государственного аппарата требовало  существенных расходов, поэтому власти приходилось изыскивать все новые  и новые бюджетные источники. Так, в царском Манифесте от 15 декабря 1763 г. "О наполнении судебных мест достойными и честными людьми..." указывалось, что наиболее важными являются налоги и сборы с торговли, сделок, производства спиртных напитков и пр. По каждому из имевшихся в указе 17 пунктов детально регламентировался размер и порядок взимания того или иного сбора.

Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность  и выслуга становятся определяющими  критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии, как системы  управления, являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, инструкции.

Положительными  чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, а отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

 Сформулированная  Табелью новая система чинов  и должностей юридически оформила  статус правящего класса. Были  подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах.

Принцип выслуги  тем самым подчинял принцип аристократический.

Табель о  рангах уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. 11

Подготовка  кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в  специальных школах и академиях  в России и за рубежом. Степень  квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских детей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

В связи с  открытием в начале XIX в. ряда средних  и высших учебных заведений число  претендентов на государственную службу возросло. К. Ф. Головин отмечал появление  в России «умственного пролетариата» - категории людей, которые могли жить главным образом за счет знаний и службы. Признавалось, что «Россия - та страна, где умственному пролетариату государство предоставляет наибольшее число вакансий; и в Германии и во Франции доступ к официальной карьере гораздо труднее и голоднее, чем у нас. Но и в России свободных мест не хватает». Еще более остро в николаевское царствование (не без влияния сатиры Н.В. Гоголя) встал вопрос о чисто деловой несостоятельности большинства чиновничества, особенно тех, кто не получил серьезного образования. Объектом дискуссии в правительственных верхах стали феномен чинов и Табель о рангах как их правовая основа. Главных обвинений против чинов было три: провоцирование непомерного стремлении к получению чинов, возможность получения их простой выслугой лет и опасное увеличение численности нового, «служилого» дворянства. Было выдвинуто и настойчиво отстаивалось требование отмены чинов. Приверженцами этой меры были Николай I и его преемники.12

Эта система просуществовала 195 лет, вплоть до 1917 года. конечно, это не значит, что она оставалась неизменной. Табель о рангах несколько раз видоизменялась и дополнялась в зависимости от нужд времени.

Информация о работе Табели о рангах как первая административная реформа государственного аппарата России