Табели о рангах как первая административная реформа государственного аппарата России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

Актуальность темы обусловлено тем, что законодательно существование чиновничества в России как особой группы населения и его правовое положение были оформлены именно в первой четверти XVIII в. вышедшим 24 января 1722 г. Законом «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» который устанавливал три рода государственной службы - военную, гражданскую и придворную. Именно на основании этого Закона были введены единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде службы, распределение по четырнадцати классам, старшинство в рамках одного рода служащих. В общей сложности в четырнадцать классов Табели о рангах было включено 262 должности, из них государственных (статских) - 94 (36% всех должностей).

Содержание

Введение. 3
1. "Табель о рангах" Петра Первого: от службы государю к государственной службе. 4
2. Типы и классы чинов по Табели о рангах. 10
3. Роль «Табеля о рангах» в формировании государственного аппарата России. 15
Заключение. 19
Список источников и литературы. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Табель о рангах реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ «Государственное и муниципальное управление»

КАФЕДРА «Политологии, государственного муниципального управления»

 

 

Реферат

по учебной  дисциплине «Государственная кадровая политика и механизмы её реализации»

ТЕМА: «Табели о рангах» как первая административная реформа государственного аппарата России.

 

 

Выполнила:

Студентка 4 курса  группы ГЗС

Черкасова И.Б.

 

Преподаватель:

Канд. соц. наук,

Доцент Шедий М. В.

 

 

Орел - 2013

 

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность  темы обусловлено тем, что законодательно существование чиновничества в  России как особой группы населения и его правовое положение были оформлены именно в первой четверти XVIII в. вышедшим 24 января 1722 г. Законом «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» который устанавливал три рода государственной службы - военную, гражданскую и придворную. Именно на основании этого Закона были введены единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде службы, распределение по четырнадцати классам, старшинство в рамках одного рода служащих. В общей сложности в четырнадцать классов Табели о рангах было включено 262 должности, из них государственных (статских) - 94 (36% всех должностей).

В соответствии с петровской Табелью о рангах обладавший чином служащий стал именоваться  чиновником. Закон определял порядок  приема на службу и ее прохождения от низших чинов к высшим. Основой служебного продвижения стали личные заслуги, способности, знания и опыт. Прежнему порядку замещения должностей по признаку знатности происхождения был нанесен тяжелейший удар. Только успешной службой стало возможным сделать служебную карьеру. В русском языке термин «чин» обозначает степень отличия, ранг, звание, разряд, категорию, класс.

Целью работы является анализ Табеля о рангах.

В соответствии с целью исследования можно выделить следующие задачи:

1) рассмотреть «Табель о рангах» Петра Первого;

2) изучить типы и классы чинов по Табели о рангах;

3) проанализировать  роль «Табеля о рангах» в формировании государственного аппарата России.

1. "Табель о рангах" Петра Первого: от службы государю

к государственной службе

 

В России выделение  государственной службы в особое направление публично-профессиональной деятельности и возникновение бюрократии шли параллельно с возникновением и усилением государственной  власти, созданием Русского централизованного  государства, а затем и Российской империи. Отмена местничества в 1682 г. стала началом преобразования государственной службы в России и показала необходимость упорядочения новой системы назначений и отладки производства в чины для сплочения складывающейся бюрократии как опоры развивающегося абсолютизма. Еще в царствование Федора Алексеевича был подготовлен проект "Устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей", который не был реализован. Политическая и государственная централизация с необходимостью влекла и выстроенную на тех же началах бюрократическую систему, непосредственно и исключительно подчиненную верховной власти, выделение особой социальной группы должностных лиц, наделенных властью и становящихся всепроницающей и доминирующей силой в обществе.

Возникновение профессиональной государственной  службы и бюрократии в России было связано с государственными реформами  Петра I, создание которым "регулярного  государства"1 (в современном понимании - "рационально управляемого государства") требовало укрепления аппарата управления и его движущей силы - "регулярной" ("рациональной") бюрократии. Можно говорить о том, что именно с этого времени появилась "профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов" - как это и закреплено в современном российском законодательстве. С конца XVIII в. - начала петровского правления - организационные преобразования центрального и местного государственного аппарата неизменно корреспондировали с бюрократическо-кадровым обеспечением их деятельности - совершенствованием системы государственной службы.

Создание Правительствующего Сената (1711 г.) и коллегий (1717 г.), заменивших Приказы, выстраивало новую систему  центральных органов государственного управления на основе бюрократической  коллегиальности, которая предполагала соединение познаний чиновников для поиска наилучших решений - "что един не постигнет, постигнет другой", повышение оперативности принятия авторитетных и независимых решений и сокращение казнокрадства. 28 февраля 1720 г. был издан "Генеральный регламент", который определил организационное устройство коллегий, порядок их деятельности и делопроизводства. Все эти нововведения - проведенные реформы центрального и местного аппарата управления - требовали новой организации всей системы государственной службы - гражданской и военной.

Переход от службы государю к государственной службе с переходом от отдельных служебных  поручений боярам и создания соответствующих  учреждений (Приказов) к согласованной, выстроенной по единой схеме системе  центральных и местных государственных учреждений с постоянным составом должностных лиц потребовал решения и проблем организации государственной службы. Параллельно приблизительно в 1719-1722 гг. была проведена работа по созданию узаконения о государственной службе, хотя сбор сведений о европейском законодательстве (английском, шведском) начался ранее и продолжился сбором необходимых материалов Иностранной коллегией во Франции, Голландии, Дании и Пруссии. Подготовительные материалы содержали оригиналы текстов их законов о чинопроизводстве - шведских уставов о чинах 1696 и 1705 гг., регламентов датских королей Христиана V (1699 год), Фредерика IV (1717 год) и др., переводы на русский язык, а также сводный обобщающий документ по этому вопросу. Русская практика была обобщена в виде подготовленных по приказу царя "Показаний древнейших русских чинов гражданских и придворных с изъяснением каждого".

Петр I лично  проработал и четырежды отредактировал подготовленный А.И. Остерманом проект, который затем направил для обсуждения в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях. После рассмотрения полученных замечаний проект был царем в окончательном варианте внесен на утверждение в Сенат. 24 января 1722 г. Петр I подписал знаменитую "Табель о рангах" (полное название: "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее, кто в том классе пожалован был").2 Этот законодательный акт на два следующих столетия определил основы государственной службы в России.

В основе причин издания "Табели о рангах" лежали потребности социально-политического  характера. С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, а вместе с тем - создание особой, профессионально, социально и корпоративно выделенной группы государственных служащих. С другой стороны - усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти (когда юридический инструментарий ее политики приобретал системообразующее значение в создании государственных управленческих структур) и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха и главного источника права, которые должны были выполняться всеми подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии. В этих условиях на законодательное регулирование переводилась и государственная служба, в основе которой долженствовала бы определенная законом "монаршая воля" в виде компетенции того или иного чиновника по разрешению государственных дел, отступление от которой рассматривалось как невыполнение предписаний главы государства, от которого исходила и сила закона, и "главное единоначалие" в стране.

"Табель о  рангах" по своему смыслу прежде  всего предусматривала иерархию  должностей, по которым и давался  чин, но при этом не всегда  было возможно разделение должностей и чинов. Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную, а также классы должностей (четырнадцать классов), чины (гражданские — от канцлера до комиссара, военные — от генерал-фельдмаршала до фендрика; придворные – от камердинера до камер-юнкера). В общей сложности в четырнадцать классов Табели было включено 262 должности: 126 военных должностей, 94 гражданские и 42 придворные, а также девятнадцати комментирующих его "пунктов". Воинская служба была поставлена на первое место - чины "воинские выше прочих".3 Ранг при этом можно рассматривать как звание, а право на него давала должность. Поскольку "Табель" регулировала главным образом статус дворянской бюрократии, то низшие офицерские чины в армии и мелкие служащие гражданского ведомства - канцеляристы, переписчики и другие - в нее внесены не были.

Названия должностей и званий были немецкого происхождения, но в русской транскрипции или  в русском переводе. Некоторые  из них остались и сейчас (капитан, майор, генерал), другие получили позднее русское наименование. Так, если чин 14 класса в военной службе — фендрик был переименован в прапорщика, то мичман – чин того же 14 класса, только на флоте — так и остался в российском лексиконе по настоящее время.

Согласно новому закону преимущественное право поступления на государственную службу предоставлялось дворянам (имелось в виду главным образом потомственное поместное дворянство). Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень (дворянам легче было получить образование) и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Необходимо  отметить, что «Табель о рангах»  предусматривала возможность поступления  на государственную службу и представителей других свободных сословий с получением соответствующих классных чинов. Но такая возможность рассматривалась как исключительная и в значительной мере вынужденная.

Один из главных  организационных принципов государственной  службы заключался в том, что государственный  служащий должен был пройти ее снизу  вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения профессионального опыта. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Устанавливались сроки службы в определенных чинах.4

По мере увеличения числа должностей (особенно в гражданской  службе) обнаруживалось, что обойтись без широкого привлечения не дворян на государственную службу нереально. Поскольку в условиях сословного строя России исполнение государственными служащими их должностных обязанностей было возможно лишь в том случае, если чиновник будет иметь статус дворянина, Табелью о рангах предусматривалось, что каждый выслуживший низший (четырнадцатый) классный чин получал личное дворянство. С достижением чинов восьмого класса и выше чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству. Таким образом, принцип выслуги дополнял принцип родовитости. Причисление к дворянству давало ряд льгот, что было серьезным стимулом к поступлению на государственную службу.

 

2. Типы и классы чинов по Табели о рангах

 

Табель о  рангах была принята в виде государственного закона, создавшего иерархию служебных  разрядов и систему продвижения  государственных чиновников, военных и придворных. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные. В каждой из категорий было 14 разрядов (классов), строго соотнесенных между собой.

Любой чиновник с 14-го класса получал личное, а с 8-го — потомственное дворянство. Для военных чинов потомственное дворянство обеспечивалось с 12-го класса. С. 15 Табели говорилось: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна».5

С помощью Табели о рангах чиновничество обособилось от низшей бюрократии, появившейся в огромном количестве с созданием абсолютистского  государства. Вне табели уже при  Петре остались многие «уряды»: «… нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют».

Информация о работе Табели о рангах как первая административная реформа государственного аппарата России