Табели о рангах как первая административная реформа государственного аппарата России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:49, реферат

Краткое описание

Актуальность темы обусловлено тем, что законодательно существование чиновничества в России как особой группы населения и его правовое положение были оформлены именно в первой четверти XVIII в. вышедшим 24 января 1722 г. Законом «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» который устанавливал три рода государственной службы - военную, гражданскую и придворную. Именно на основании этого Закона были введены единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде службы, распределение по четырнадцати классам, старшинство в рамках одного рода служащих. В общей сложности в четырнадцать классов Табели о рангах было включено 262 должности, из них государственных (статских) - 94 (36% всех должностей).

Содержание

Введение. 3
1. "Табель о рангах" Петра Первого: от службы государю к государственной службе. 4
2. Типы и классы чинов по Табели о рангах. 10
3. Роль «Табеля о рангах» в формировании государственного аппарата России. 15
Заключение. 19
Список источников и литературы. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Табель о рангах реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Рассмотрев  тему "Табель о рангах" как первая административная реформа государственного аппарата России, можно сказать, что «Табель о рангах», является не только исторически значимым документом, но и то, что его появление стало основополагающей точкой в дальнейшем развитии структуры российского чиновничества и самого процесса государственного управления в целом.

«Табель о рангах»  являлся прогрессом того времени. Ведь он «ломал», сложившеюся за века систему, он являлся нечто новым, еще неиспользованным на практике нигде и никем. Можно сказать, что Петр Первый положил в основу этого документа опыт западных держав (Швеции, Дании) в управлении государственным аппаратом. В Дании, Швеции и других западных странах процесс создания управленческой системы был постепенным, ориентированным на исторически сложившиеся общество. А Петр Первый за несколько десятилетий убрал всё старое и построил своё, петровское. Этот документ менял в корне всю систему российских чинов и званий, да и всю российскую систему в целом. Он менял представления российского общества о мире в целом. Ведь в нем говорилось, что человек может достигнуть высот, полагаясь не только на свое высокородное происхождение, но и на личные качества и заслуги перед царем и Отечеством.

Издание в 1722 году закона, вводившего Табель о рангах, положило начало образованию в России чиновничества как особой группы, наделенной рядом прав и преимуществ. Собственно, введение Табели о рангах явилось своеобразным развитием закона 1682 года об уничтожении местничества. Отныне основной путь получения дворянского звания лежал через службу. Именно с этого момента фактически появляется наряду с поместным служилое дворянство, которое с каждым годом увеличивается.

Табель гражданских  чинов устанавливал 14 классов, соответствовавших  определенным должностям, однако со временем это соответствие все более и более нарушалось. С введением Табели занятие любой классной должности в системе государственных учреждений становилось невозможным, если данное лицо не являлось чиновником. Для должностей, стоявших на самых низших ступенях служебной лестницы, игравших “техническую” роль, - канцеляристов, подканцеляристов, копиистов и т.д. - создавался специальный институт канцелярских служителей. Он являлся начальной ступенью чиновной службы, через которую должна была проходить основная масса будущих чиновников. При этом продолжительность пребывания в ней определяло происхождение и образование. Поступление на службу в гражданское ведомство определялось тремя условиями: сословным происхождением, возрастом, уровнем знаний. По “праву происхождения” вступать в гражданскую службу разрешалось: детям потомственных и личных дворян, детям священников и диаконов как православного, так и униатского вероисповедания, а также детям протестантских пасторов и купцов первой гильдии. Помимо этих категорий разрешалось поступать на службу детям приказных служителей, не имевших чина, а также детям придворных служителей, почтальонов, мастеров и подмастерьев фабрик и заводов, “но с тем ограничением, что первые могут быть определены только на места Придворного ведомства, дети почтовых служителей - по Почтовому ведомству, а последние по ведомству Кабинета и Департамента уделов”. Все остальные категории населения, как указывалось в пункте 5 “Устава о службе гражданской”, не могут поступать на службу.

Таким образом, сословные  рамки несколько расширялись, т.к. по уставу 1804 года доступ в университеты был открыт для лиц всех сословий, а следующий устав 1835 года хотя и ставил своей задачей сделать университеты доступными в основном для детей дворян, но не устанавливал прямого запрещения для поступления в них лиц других сословий, кроме детей крепостных.

Список источников и литературы

 

  • 1. Белковец Л. П., Волович В.Ф. История государства и права России. Москва «Дрофа» 2010
  • 2. Волков С. В. Система офицерских чинов в русской армии // Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 2010. С. 38-49.
  • 3. Мокрый В.С. Муниципальная служба: правовые вопросы, М. : 2008 с.39
  • 4. Метушевская Т.И. Модель государственной службы в России в VIII в. // История государства и права. 2007. № 5.
  • 5. Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. — Т. II. — СПб., 2010. С. 564—568.
  • 6. Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2009. №2. С. 3-27.
  • 7. Поташева Н. В. Реформа Петра I — начало модернизации во всемирном масштабе. Ростов н/Д,2005
  • 8. Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма/Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 2000. Ст. 15.
  • 9. Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб.: Искусство—СПб., 2009.— 479с.
  • 10. Кузнецова Т.В., Кузнецов Л. С., Кадровое делопроизводство (традиционные и автоматизированные технологии). М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2010 – №4 с.400
  • 11. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы. // Журнал российского права. 2004. № 9.
  • 12. Российская Империя История государства Российского (Электронный ресурс)/ Режим доступа http://www.rusempire.ru/arhiv-statey/tabel-o-rangah.html
  • 1 Кузнецова Т.В., Кузнецов Л. С., Кадровое делопроизводство (традиционные и автоматизированные технологии). М.: ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2010 – №4 с.400

2 Волков С. В. Система офицерских чинов в русской армии // Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 2010. С. 38-49.

3 Российская Империя История государства Российского (Электронный ресурс)/ Режим доступа http://www.rusempire.ru/arhiv-statey/tabel-o-rangah.html

4 Белковец Л. П., Волович В.Ф. История государства и права России. Москва «Дрофа» 2010

5 Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 15.

  • 6 Поташева Н. В. Реформа Петра I — начало модернизации во всемирном масштабе. Ростов н/Д,2005

7 Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 19.

8 Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 7.

9 Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 10.

10 Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России: XVIII — начало XX вв. — СПб.: Искусство—СПб., 2009.— 479с.

11 Л.П. Белковец, В.Ф. Волович. История государства и права России

12 Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы. // Журнал российского права. 2004. № 9


Информация о работе Табели о рангах как первая административная реформа государственного аппарата России