Административные реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Административные реформы в России — изменения системы государственного управления по трём аспектам: перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; реорганизация государственной службы; изменение характера отношений государственной системы управления к обществу и различным социальным группам, входящим в него.

Содержание

1 Содержание и основные модели административной реформы
2 Этапы осуществления административной реформы
2.1 Первый этап административной реформы
2.2 Второй этап административной реформы
2.3 Третий этап административной реформы
2.4 Четвёртый этап административной реформы
3 Информационное обеспечение административной реформы и перспективы российской государственности

Вложенные файлы: 1 файл

Админ реформы.docx

— 33.20 Кб (Скачать файл)

Административные реформы  в России

 

Административные реформы  в России — изменения системы  государственного управления по трём аспектам: перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; реорганизация государственной  службы; изменение характера отношений  государственной системы управления к обществу и различным социальным группам, входящим в него.

 Содержание :

1 Содержание и основные  модели административной реформы

2 Этапы осуществления  административной реформы 

2.1 Первый этап административной  реформы

2.2 Второй этап административной  реформы

2.3 Третий этап административной  реформы

2.4 Четвёртый этап административной  реформы

3 Информационное обеспечение  административной реформы и перспективы  российской государственности

 

 

 Содержание и  основные модели административной  реформы 

 

Административная реформа  является общей и объективной  потребностью всех субъектов политической жизни России. Она направлена на коренное социальное преобразование всех сфер, а ее основной вектор — создание гражданского общества и правового  государства.

 

Выделяются три основных модели административной реформы, которые  сложились в последнее двадцатилетие. Это модель ускоренного, догоняющего  развития. Модель конституционной демократии. Активистская модель, ориентированная  на сознательное участие в процессе преобразования властных структур интеллигенции  и просвещенной бюрократии. Модель ускоренного, догоняющего развития была предложена правительством Егора  Гайдара и ориентирована на западную либеральную систему государственного управления, в которой максимально  минимизирована роль государства в  экономике и социальной политике. Эта модель, не успев реализоваться, потерпела крах, а такие понятия  как демократия, либерализм и рынок  были существенно девальвированы в  массовом сознании. Модель конституционной  демократии была использована в конце 1990-х годов после принятия Конституции  РФ (1993 года) для достижения таких  целей как формирование правового  государства и гражданского общества. Кризис власти 1999 года потребовал перехода к новой модели, ориентированной  на укрепление вертикали власти и  формирование диалога между бизнесом и правительством, между политическими  партиями и общественно-политическими  движениями.

 

Этапы осуществления административной реформы 

 

Административная реформа  России проходила несколько этапов, каждый из которых отличался качественным своеобразием, как по целям реформирования, так и по способам и формам информационной поддержки реформ, пропагандистского  воздействия на сознание и поведение  людей.

 

Изначально административная реформа определялась как процесс  разграничения полномочий между  центром и регионами, между государством и бизнесом, между органами государственного управления и различными общественными  группами гражданского общества. Успешное развитие реформ предусматривало принципиальные изменения в отношениях между государством и обществом, между органами государственного управления и гражданами, а также разведение государственного управления и политического руководства.

 

Осуществляемая в России административная реформа насчитывает  около двадцати лет, если отсчёт времени  вести с 1985 года. Эпоха перестройки  заложила фундамент будущих радикально-либеральных  преобразований. Её идеология базировалась на идее совершенствования социализма и необходимости его ускорения  с последующим переходом к  либерально-демократическим ценностям  и оформлению практики политического  плюрализма. В 1990 г. была отменена шестая статья Конституции СССР (1977 г.), закреплявшая монопольное положение КПСС в  обществе, что открыло возможность  для легализации многопартийности в стране. СМИ, оппозиционно настроенные  к правящей верхушке, стали активно  проводить линию слома советской  административной системы. Благодаря  политической коммуникации общественное мнение было подведено к необходимости  трансформации политической системы  страны. Началом становления новой  государственности можно считать  провозглашение «Декларации о независимости  России» в мае 1990 г. С этой даты целесообразно выстраивать временные  рамки основных этапов реформирования государства и анализировать  специфику информационного обмена на каждом из них.

 

Разделяют четыре основных этапа  административной реформы в современной  России: 1990—1993 годы; 1993—1999 годы; 1999—2004 годы; 2004—2010 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый этап административной реформы 

 

Первый этап административной реформы характеризовался конфликтом между системой государственного управления, основанной на единстве власти в централизованном унитарном государстве, и принципом  разделения властей, федеративном устройстве государства на основе договора между  всеми субъектами Российской Федерации. На этом этапе административные изменения  осуществлялись бессистемно, шла острая борьба между различными социально-политическими  силами за суверенитет России под  флагом новых идеологических ценностей  и выдвижением проекта экономической  реформы страны на рыночной основе. По мнению Л. В. Сморгунова, этот этап осуществлялся под флагом «трех Д» — департизация, деидеологизация, десоветизация. Реализация «трех Д» предполагала переход от системы государственного управления, построенного на принципе руководящей роли одной партии к формированию беспартийной и идеологически нейтральной государственной службы. Департизация и деидеологизация государственного управления потребовали значительных кадровых перемен. Этот процесс заключался в переходе от номенклатурного принципа рекрутирования государственных служащих к «рациональной бюрократии», деятельность которой основывалась на знаниях, высокой квалификации и профессионализме, что привело к резкому увеличению числа госслужащих в стране. Существенным моментом на пути формирования новых принципов государственного управления явился запрет в 1990 г. на совмещение должности руководителя государственного органа власти или управления с любой другой должностью, в том числе в политических или общественных организациях. Таким образом, закреплялось разделение партийных и государственных должностей, и закладывалась политически нейтральная система государственной службы.

 

20 июля 1991 года был подписан  указ Президента, объявивший прекращение  деятельности организационных структур  политических партий и массовых  общественных движений в государственных  органах, учреждениях и организациях  РСФСР, что означало утверждение  принципа аполитичности государственных  структур.

 

Основная работа по десоветизации  проводилась правительством Е.Гайдара и была направлена на внедрение концепции универсального рынка как условия резкого и быстрого изменения политической культуры и государственной идеологии. Информационный обмен между младореформаторским правительством и населением носил односторонний характер и был направлен на слом советских традиций, ментальных характеристик и ценностей социальной справедливости. Стране навязывался в соответствии с либеральной моделью реформирования тип развития, ориентированный на достижение чрезвычайных целей (разгосударствление собственности, формирование класса богатых людей и рыночных отношений) с использованием чрезвычайных средств, чтобы обеспечить модернизацию страны по модели американской демократии.

 

Отсутствие четко продуманной  системы государственного реформирования, осуществление множества отдельных  «тактических» преобразований некоторых  административных звеньев, создание новых  аппаратных структур привели к появлению  «лоскутной» и внутренне противоречивой системы государственного управления, которая лишь усугубила хаос и  дезориентацию общественной жизни  в целом.

 

Окончание первого этапа  реформы связано с глубоким политическим кризисом, выразившимся в противостоянии законодательной и исполнительной ветвей власти и необходимости принятия новой конституции.

 

 

 

Второй этап (1993—1999 годы) можно определить как конституционную  стадию административной реформы и  процесс формирования правовой базы для демократического государственного управления. Для ведения дальнейших административных преобразований нужны  были новые основания. Поиск оснований  последующих административных преобразований содержится в обращении Б. Н. Ельцина  к Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» (1994 г.). Принимается  два базовых для административно-политического  реформирования государства закона — ФЗ «Об основах государственной  службы в РФ» (1995 г.) и ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995 г.) — определивших условия формирования местного самоуправления на территории страны. Однако на этом этапе  административная реформа не дала существенного  повышения эффективности государственного управления.

 

В 1997 году делается акцент на административной реформе как программе  переустройства системы государственного управления на демократических принципах, сформулированных в Конституции. Создается  специальная комиссия по разработке концепции административной реформы.

 

Концептуально обосновываются конституционные изменения системы  государственного управления, связанные  с закреплением принципа разделения властей, но с предоставлением значительных полномочий исполнительной власти. Президент  фактически выводится из системы  разделения властей и получает неограниченные полномочия не только как гарант всех прав и свобод граждан и гарант безопасности страны, но и как законодатель, имеющий право распускать парламент  в случае неповиновения. Президент  получает право устанавливать систему  федеральных органов исполнительной власти, выдвигать кандидатуру председателя Правительства и определять перечень министерств, агентств и служб.

 

Информационное обеспечение  административной реформы на этом этапе  было направлено на создание разветвленной  информационной инфраструктуры, включающей в себя информационные ресурсы, информационные каналы, средства связи и специализированные информационно-организационные службы. В 1996 г. создается Управление Президента РФ по связям с общественностью, которое  организует процесс предоставления информации и служит рупором Администрации. Управление по связям с общественностью  строит работу в режиме диалога, налаживает со СМИ обратную связь. На этом этапе  политическая коммуникация становится важнейшим элементом процесса формулирования политических идей и политической деятельности. Она становится основным инструментом передачи управленческой информации и  фокусируется вокруг текущих событий, преобразовательных программ и проектов, консультационной и экспертной деятельности, методов исследования и формирования общественного мнения.

 

В 1999 г. страну поражает кризис системного характера, выразившийся:

 в сфере экономики  — гиперинфляция и промышленный  застой;

 в сфере политики  — резкий разрыв между правыми  и левыми социально-политическими  силами, стремление олигархов «приватизировать»  власть, развал армии и неэффективность  силовых служб, снижение обороноспособности  страны;

 в социальной сфере  — нарастание поляризации населения  и увеличение числа граждан,  находящихся на границе бедности  и нищеты; обострение межэтнических,  межрелигиозных и социальных  конфликтов;

 во внешнеполитической  сфере — отказ от приоритета  национальных интересов, стремление  любой ценой превратить Россию  в часть цивилизованного западного  мира, утрата геополитического влияния  на страны ближнего зарубежья. 

 

В ходе социологических исследований было зафиксировано недовольство деятельностью  органов государственной власти в условиях рыночной экономики и  несоответствием результатов реформ «социальным ожиданиям». В течение  всего периода 1990-х гг. уровень  поддержки всех ветвей власти населением оставался весьма невысоким: в целом  только 1-10 % выразили свое полное одобрение  новым российским властям, 25-40 % —  частичное одобрение, 35-50 % действия властей не одобрили, 10-20 % затруднились ответить2. Системный кризис привел к потере доверия ко всем институтам власти. Политическая и бизнес-элиты стали искать пути достижения социального консенсуса, чтобы перейти от стихии рынка и многовластия к стабильному и устойчивому развитию. Президент Б. Н. Ельцин был вынужден добровольно уйти в отставку и назначить преемником В. В. Путина. Смена лидера, определение основных направлений нового политического курса, переход к стратегии ответственности способствовали частичной консолидации общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий этап административной реформы 

 

Третий этап административной реформы начинается с официального избрания в 2000 году Владимира Путина. В сентябре 2000 года была создана  рабочая группа Госсовета РФ по подготовке предложений о системе реформирования органов государственной власти и управления. В конце января 2001 года президенту был представлен  доклад «Путь к эффективному государству. План преобразования системы государственной  власти и управления в РФ», где  были сформулированы задачи и подходы  к реконструкции и оптимизации  системы власти, прежде всего исполнительной. При этом институт президентства  рассматривался как центр принятия решений по стратегическому развитию страны, координации и согласованию всех ветвей власти. За администрацией Президента закреплялось обеспечение  кадровой политики (подбор служащих для  государственных должностей категории  А), а также информационное обслуживание реформирования и разработка технологий антикризисного управления3. Таким  образом, новый политический курс был  направлен на укрепление вертикали  власти в государстве, на создание новых  механизмов связи центральных органов  власти и других уровней власти и  управления. Были сформированы семь федеральных  округов с соответствующими системами  управления во главе с полномочными представителями Президента. Серьезные  шаги были предприняты для совершенствования  федеративных отношений и органов  государственной власти субъектов  РФ. В июле 2003 г. был радикально переделан  Федеральный Закон 1999 г. «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в  части перераспределения компетенции  между органами Федерации и субъектов.

Информация о работе Административные реформы в России