Становление многопартийности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:57, реферат

Краткое описание

В целом современным российским партиям в той или иной мере присущи все указанные признаки, и потому применение к ним традиционных категорий и понятий политической науки представляется вполне уместным. Вместе с тем, каждый из этих признаков проецируется на реальную многопартийную жизнь России будучи как бы преломленным через призму специфических условий, которые нуждаются в особом оговаривании.

Содержание

Введение
Глава 1. Многопартийность в дореволюционной России (90-е гг. ХIX вв. - 1917 гг.). Ее трансформация в однопартийную систему
1.1 Социал-демократы
Глава 2. Основные этапы развития современной российской многопартийности
2.1 Период "неформального общественного движения" (1986-88 гг.)
2.2 Период деятельности народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.)
2.3 "Первая волна" партиобразования (1990-91 гг.). Возникновение антиномии "Демократы - КПСС"
2.4 "Вторая волна" партиобразования (1991-93 гг.). "Троецентричная" система: демократы, "право-левая" оппозиция, "центристы".
2.4.1 Демократы
2.4.2 "Объединенная" ("право-левая", "непримиримая") оппозиция
2.4.3 "Центристы" ("конструктивная оппозиция")
Глава 3. Развитие российской многопартийности в период между выборами в I и II Государственную Думу (1993-95 гг.). "Атомизация" и новая перегруппировка политических сил
Глава 4. Период после выборов во II Государственную Думу. Президентская кампания
Глава 5. “Единая Россия”
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

многопартийность.docx

— 88.51 Кб (Скачать файл)

В период "междутурья" Б.Ельцин сумел закрепить свой весьма относительный успех, в частности привлечь на свою сторону ряд кандидатов в президенты и поддерживавших их политических организаций. Наиболее усилил позиции президента его союз с А.Лебедем, который уже 18 июня принял предложение занять пост секретаря Совета безопасности и помощника президента по национальной безопасности. В косвенной форме Б.Ельцина поддержали В.Жириновский и Г.Явлинский: оба призвали своих сторонников не голосовать за лидера коммунистов, а Г.Явлинский, кроме того - не голосовать "против всех". В итоге во втором туре выборов (3 июля) с убедительным отрывом победил Б.Ельцин, получивший 53,82% голосов (против 40,31% у Г.Зюганова).  
   Победа Б.Ельцина на президентских выборах обеспечила сохранение в общих чертах сложившейся в стране расстановки политических сил, однако ближайшим следствием этой победы явятся некоторые весьма существенные изменения. Прежде всего, не исключено, что поражение Г.Зюганова повлечет за собой организационный кризис в КПРФ, обусловленный как укреплением внутрипартийной оппозиции нынешнему лидеру партии, так и оттоком из КПРФ значительного числа функционеров среднего и высшего звена, разуверившихся в возможности прихода Компартии РФ к власти. Далее, предвыборный союз А.Лебедя с Б.Ельциным можно считать "первой ласточкой" отказа "державников" от союза с коммунистами и их "дрейфа" в сторону реформистского лагеря (в этом плане примечательно то обстоятельство, что в ходе своей предвыборной кампании А.Лебедь пользовался услугами спичрайтеров, имеющих устойчивую репутацию либералов).

Что касается непосредственно  процесса партстроительства, то период подготовки к президентским выборам ознаменовался появлением ряда политических партий и движений, предназначение которых сводилось к роли "групп поддержки" того или иного претендента на пост главы государства. Так, движение "Реформы - новый курс" (образовано в декабре 1995 г., лидер - В.Шумейко), Общероссийское движение общественной поддержки Б.Н.Ельцина на выборах Президента РФ (апрель 1996 г.; С.Филатов) и Социалистическая партия России (апрель 1996 г.; И.Рыбкин) были созданы исключительно с целью поддержки Б.Ельцина, движение "ВСЕ (Возрождение, Сила, Единство)" (январь 1996 г.) - для поддержки А.Тарасова, Русская социалистическая партия (апрель 1996 г.) - В.Брынцалова, Социалистическая народная партия России (апрель 1996 г.) - М.Шаккума. Само собой разумеется, что эти созданные "под конъюнктуру" организации почти не имеют шансов на политическое выживание после окончания президентских выборов.

Дальнейшее развитие многопартийной системы России будет определяться ситуацией в стране и, прежде всего, состоянием ее экономики. Так, судьба демократического движения будет зависеть от того, насколько  быстро в стране начнется экономический  рост. Если этого не произойдет в ближайшие же годы, то либеральная часть политического спектра России на долгое время будет выведена из игры, а власть в стране перейдет в руки консервативных сил того или иного оттенка, которые, однако, в силу неспособности предложить реальную альтернативу курсу нынешних властей, достаточно быстро дискредитируют себя в глазах подавляющей части населения. Взаимное же ослабление как реформистов, так и антиреформистов может иметь своим следствием только деидеологизацию "партии власти", фактическую ликвидацию на некоторое время действенной многопартийности и, соответственно, уменьшение роли партий в политической жизни России.

Если же экономический  рост и стабильность будут достигнуты в близкой перспективе, то это  создаст условия для существования  и развития как реформистских, так  и антиреформистских политических организаций. При этом в ближайшее десятилетие, вероятнее всего, сложится такая модель расстановки политических сил, при которой президент по своей политической позиции будет близок к реформистам, а в парламенте незначительное преимущество будет принадлежать умеренно-оппозиционным силам (правда, их антиреформизм должен быть скорее "инерционным", нежели агрессивным).

 

Глава 5. “Единая Россия”

Начало процессу создания Всероссийской политической партии "Единая Россия" было положено, как утверждают историки этой партии, совместным политическим заявлением лидеров Общероссийской политической общественной организации (ОПОО) - Партия "Единство" и ОПОО "Отечество" - С. Шойгу и Ю. Лужкова от 12 апреля 2001 года. 
 Для практической реализации интеграционного процесса, согласования позиций по содержательным и организационным вопросам был образован Координационный Совет. Главным итогом его деятельности стала выработка предложений по модели дальнейшего взаимодействия "Отечества" и "Единства".

Так было положено началу создания пропрезидентской партии. Надо признать, что о создании такой партии заговорили еще в начале работы Первой Государственной Думы РФ. Немецкий исследователь, профессор Эберхард Шнайдер утверждает, что политическое руководство страны якобы осознало необходимость создания такой партии ещё в 1994 году.

12 июля 2001 г. состоялся  Учредительный съезд Общероссийского  союза "Единство" и "Отечество". Союз возглавили два сопредседателя: С. Шойгу и Ю. Лужков. В соответствии  с начавшимся процессом консолидации  центристских политических сил 
в Государственной Думе был образован Консультативный совет четырех депутатских объединений: фракций "Отечество - Вся Россия" и "Единство", а также депутатских групп - "Регионы России" и "Народный депутат".

27 октября 2001 г. состоялся  второй съезд Союза общественных  объединений "Единство" и "Отечество", на котором было принято решение  о начале преобразования Союза  в Общероссийскую общественную  организацию "Союз «Единство  и отечество»". На съезде к  Союзу присоединилось движение "Вся  Россия". Делегаты приняли Обращение  к членам организаций "Единство", "Отечество" и "Вся Россия" с призывом начать работу по  преобразованию Союза в политическую  партию, формированию во всех  регионах России партийных организаций,  обсуждению проектов Устава и  Программы партии,привлечению в ее ряды самых активных и деятельных сограждан. 
1 декабря 2001 г. состоялся третий съезд Союза. На нем делегаты единогласно приняли историческое решение о преобразовании Общероссийской общественной организации "Союз «Единство и отечество»" во Всероссийскую партию «Единство и отечество» - Единая Россия. Сопредседателями Высшего совета партии были избраны С. Шойгу, Ю. Лужков и М. Шаймиев. На Учредительном съезде Партии выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

В ноябре 2002 года Председателем  Высшего совета Партии избран Б.В. Грызлов. 
На протяжении первых лет деятельности «Единой России» ее ключевой задачей стала поддержка курса на восстановление единства и территориальной целостности страны, формирование единого правового пространства, обеспечение консолидации общества и стабильности - как в политике, так и в экономике.

Россия нуждалась в  политических силах, способных брать  на себя ответственность, организовывать эффективную работу и осуществлять конструктивное взаимодействие с исполнительной властью и институтами гражданского общества. 
Именно эти темы были лейтмотивом первых четырех съездов Партии, в ходе которых завершились и внутренние объединительные процессы. 
29 марта 2003 года в Москве состоялся II съезд Всероссийскойпартии «Единство и отечество» - Единая Россия. Съезд одобрил Политический доклад, с которым выступил Председатель Высшего Совета Партии Б.В. Грызлов, принял Манифест Партии "Единая Россия" "Путь национального успеха" и утвердил изменения и дополнения к Уставу Партии, приняв его в новой редакции.

Съезд одобрил решение  о разработке предвыборной Программы "Единой России" и внес изменения  в состав руководящих органов  Партии. Секретарем Генерального Совета Партии избран В.Н. Богомолов, Руководителем  Центрального исполнительного комитета назначен Ю.Н. Волков.

20 сентября 2003 года состоялся  III съезд партии, на котором была принята Предвыборная программа партии "Единая Россия". На съезде выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С возникновением “Единой России”многопартийность осталась лишь формальностью.Количество партий, представленный в ГД с появлением “ЕР” стало уменьшаться.Сама же“Едина Россия”располагала конституционным большинством в ГД. Поэтому эта партия могла принимать законы без оглядки на своих оппонентов. Да и остальные партии было оппонентами лишь формально.

На выборах в Государственную Думу VI  созыва участвовалонаименьшее количество политических партий за всю историю парламентских выборов в Российской Федерации. Последние выборы, на которых для полноценного представительства в Государственной Думе партиям было необходимо преодолеть семипроцентный барьер. Первые и последние выборы, на которых партии набравшие от 5 до 6 % голосов, получают по одному мандату в Госдуме, набравшие от 6 до 7 % — два мандата. Ни одна из партий не смогла показать подобный результат. По результатам голосования все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва, сохранили своё представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия не смогла туда попасть.

Официальные результаты голосования  вызвали различные оценки со стороны  российских и зарубежных политиков, социологов, журналистов и наблюдателей. Многие из них сходятся во мнении, что  в день голосования имели место  значительные фальсификации — вброс бюллетеней, переписывание протоколов и т. д. При этом отмечалось и то, каким образом проходила регистрация партий в предшествующие 4 года.

Таблица 1

Окончательные результаты выборов в Государственную думу РФ VI созыв.

Место

Партия

Голоса

%

Мест в Думе

 

1.

«Единая Россия»

32 379 135

49,32 %

238

 

2.

КПРФ

12 599 507

19,19 %

92

 

3.

«Справедливая Россия»

8 695 522

13,24 %

64

 

4.

ЛДПР

7 664 570

11,67 %

56

 

5.

«Яблоко»

2 252 403

3,43 %

0

 

6.

«Патриоты России»

639 119

0,97 %

0

 

7.

«Правое дело»

392 806

0,60 %

0

Недействительные бюллетени

1 033 464

1,57 %

Всего

65 656 526

100 %

450


 

На мой взгляд ни одна из существующих партий или политических движений  не имеет сегодня массовой социальной опоры. В этих условиях политика носит верхушечный характер, сама власть приобретает качества самодавлеющего надстроечного, надпартийного рычага реформ. Это, очевидно, является характерным на нынешнем этапе политической эволюции России, не игнорирующей насилие. В этой связи необходимо отметить все увеличивающуюся в России тенденцию скатывания к тоталитаризму.

Приостановить стихию распада можно двумя путями(их сочетание было бы наиболее оптимальным) - снизу, путем создания гражданского общества (через социальную самоидентификацию различных групп, многопартийность, создание ткани естесственнойсаморегуляции общественного организма, механизмы взаимоадаптации и примирения интересов, где рынок - малая часть дела), и сверху, путем строительства сильного демократического правового государства.

 
 “В России настоящая многопартийность только в симфонических оркестрах”

А.Гранев


Информация о работе Становление многопартийности в Российской Федерации