Становление налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 06:48, курсовая работа

Краткое описание

Любой индивид, любая личность ставит перед собой задачи в выживании, к развитию, к прогрессу. Человек пришел к выводу, что решение данной задачи лежит в социальной сплоченности людей. Поэтому в целях выживания общество с древнейших времен стало организовываться в сообщества, племена, которые со временем превратились в города и в государства.
Задачей государства является реализация социальной, экономической, оборонной и иных функций, данные задачи осуществимы лишь за счет финансовых средств выраженных в виде сборов, рент, оброков, которые в настоящее время трансформировались в налоговые поступления.

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)
  1. Введение.

Любой индивид, любая личность ставит перед собой задачи в выживании, к развитию, к прогрессу. Человек пришел к выводу, что решение данной задачи лежит в социальной сплоченности людей. Поэтому в целях выживания общество с древнейших времен стало организовываться в сообщества, племена, которые со временем превратились в города и в государства.

Задачей государства является реализация социальной, экономической, оборонной  и иных функций, данные задачи осуществимы  лишь за счет финансовых средств выраженных в виде сборов, рент, оброков, которые в настоящее время трансформировались в налоговые поступления.

Таким образом, за счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются  финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов  средств государство строит жилье, дороги, школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные  предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств  идет на социальные пособия пожилым  и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды  и т.д.

Единственными законными сборщиками налогов и сборов являются налоговые  органы, которые и формируют бюджеты  всех уровней государства. От того, насколько правильно построена  система налогообложения, и система  налоговых органов зависит эффективное  функционирование всего государства.

Задачи любой налоговой системы  формируются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.

Целью курсовой работы является рассмотрение современной налоговой системы Российской Федерации и проблем ее совершенствования.

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может  обойтись без налогов и поэтому  налоги являются тем фоном, на котором  происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

На современном этапе трансформации  экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и  налоговой системы.

Анализ налоговой системы чрезвычайно  актуален с политико-экономических  позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы  именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.

Реализация поставленной цели в курсовой работе предполагает необходимость решения задачи по анализу понятия, целей, содержания и роли налоговой системы, в определении принципов построения налоговой системы, а также представлению характеристики и анализа поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации. Кроме того, целью является краткая характеристика особенностей современной налоговой системы РФ и попытка указать проблемы и ограничения в развитии современной налоговой системы Российской Федерации.

Основным источником получения  информации послужили учебные пособия  отечественных ученых, энциклопедии, журнальные и газетные статьи, материалы, полученные из Интернета. Нормативную  основу составили: Конституция РФ, федеральное  законодательство, Налоговый кодекс и другие материалы, затрагивающие  вопросы налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление налоговой системы Российской Федерации.

Российская налоговая система, как и система любой иной страны, складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями  в её политическом устройстве.

Финансовая система Древней  Руси стала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались как «дань». Косвенные налоги взымались в форме торговых и судебных пошлин.

Первые попытки оптимизации  налогов зафиксированы в период феодальной раздробленности Руси, в то время большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. Купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадали. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому товар, выпавший из повозок переходил в их собственность.

В период завоевания Руси Золотой  Ордой возникли 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно  на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.

И только после свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который, отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. В данный период стали образовываться первые основы налоговой отчетности. Была введена первая налоговая декларация -- «сошного письма».

В царствование царя Алексея Михайловича (1629--1676 гг.) система налогообложения  России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган -- Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В эпоху реформ Петра I (1672--1725 гг.) ввиду постоянной нехватки финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей стали возникать все новые и новые налоги, вплоть до знаменитого налога на бороды. Образовалась специальная государственная должность – прибыльщик, произошла реформа системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств – четыре стали отвечать за финансовые и налоговые вопросы.

Вплоть до середины XVIII в. в русском  языке для обозначения государственных  сборов использовалось слово «подать». Впервые же в отечественной экономической  литературе термин «налог» употребил  в 1765 году известный русский историк  А. Поленов (1738--1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в  России». А с XIX в. термин «налог»  стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

Во второй половине XIX в. большое  значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году.

Вторым по значению налогом выступал оброк плата казенных крестьян за пользованием землей. Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т.д.

В этот же период начинает развиваться  система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

Становление российской налоговой  системы продолжалось своим чередом  вплоть до революционных событий 1917 года.

После революции 1917 года налоги как правовая система перестали играть главную роль в финансировании государственных потребностей основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы.

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе новой экономической  политики. Интересно отметить, что  переход на новые экономические  отношения в Советской России начались с доклада В.И. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям -- «О замене продразверстки продовольственным налогом». В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства.

В связи с непоследовательностью  и бессистемностью проведения экономической  политики к концу 20-х годов в  СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений -- действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

В 1930--1932 гг. в СССР была проведена  кардинальная налоговая реформа (постановление  ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах -- налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено.

К началу реформ середины 80-х годов  более чем 90% Государственного бюджета  Советского Союза, как и его отдельных  республик формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений бюджета.

Эпоха перестройки и постепенного переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х  годов предпринимается серьезная  попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

14 июля 1990 года был принят Закон  СССР «О налогах с предприятий,  объединений и организаций» -- первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления  России как политически самостоятельного государства. Молодому российскому  государству срочно было необходимо создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в  этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость», Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц».

Действующая ныне налоговая система  России практически введена с 1992 г., перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее. 31 июля 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а с 1 января 2001 - вторая.

Принятие Налогового кодекса позволило систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, что привело к упорядочиванию в единую, логически цельную и согласованную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговая система понятие, цели, содержание, роль.

Нормами налогового кодекса определены точные понятия налога и сбора, так  согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ под  налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

Под сбором, согласно пункту 2 статьи 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, под налогом понимается законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер. А под сбором целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.

Информация о работе Становление налоговой системы Российской Федерации