Роль СМИ в политическом прогнозировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1) рассмотрение теоретико-методологических оснований политического прогнозирования;
2) Изучение развития и функционирования средств массовой информации;
3) Влияние СМИ на общественно-политические процессы;
4) Роль СМИ при политическом прогнозирование;

Содержание

Введение 1
1. Политическое прогнозирование как способ познания политических процессов 4
1.1 Теоретико-методологические основы политического прогнозирования 4
1.2 Классификация и функционал политического прогнозирования 8
2. Средства массовой информации в условиях современного развития 20
2.1. История развития средств массовой информации 20
2.2 Функциональные особенности СМИ в современном обществе 24
3. Влияние средств массовой информации на политическое прогнозирование 29
3.1. Средства массовой информации, как фактор поведения общества 29
3.2 Политическое прогнозирование под воздействием СМИ 32
Заключение 36
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Роль СМИ в политическом прогнозировании.docx

— 87.38 Кб (Скачать файл)

Решения задач теории игр могут зависеть от уровня риска, который участники готовы допустить, или основываться просто на получении максимальной гарантированной выгоды. Решение определенных типов простых задач теории игр сводится к решению задач линейного программирования.

Выбор того или иного метода прогнозирования политических процессов, событий зависит от целевой группировки прогнозов, от его сроков и времени на разработку.

Перечисленные выше методы нельзя рассматривать изолированно, в отрыве друг от друга. Для разработки качественных прогнозных рекомендаций обычно используется сочетание нескольких методов прогнозирования.

В последние годы в связи с бурным развитием информационных технологий прогнозы чаще всего строятся с применением современных компьютерных программ, что будет подробно рассмотрено в следующем параграфе данного исследования.

 

2. Средства массовой  информации в условиях современного развития

 

2.1. История развития средств массовой информации

 

Средства массовой информации - каналы оперативного распространения информации (печать, радио, телевидение, кино) среди широких масс населения16. Каждое из СМИ имеет как общие черты, присущие всем средствам, так и некоторые особенности, касающиеся способов передачи информации, установления контакта и обратной связи с аудиторией, лингвистических характеристик сообщения. СМИ используются на занятиях по языку в качестве средства обучения и средства ознакомления со страной изучаемого языка и происходящими в мире событиями. Особенно велика сфера применения СМИ в самостоятельной работе. В последние годы наблюдается значительный интерес к проблеме обучения иностранных учащихся восприятию информации через СМИ, особенно в связи с распространением компьютерных коммуникационных линий связи и баз данных (например, Интернета).

Вся история развития журналистики говорит о том, что главным и приоритетным направлением в истории СМИ всегда было удовлетворение человеческой потребности в коммуникации. Люди общались, получали и передавали информацию с помощью масс-медиа. Сам человек в древнейшие времена выступал в качестве средства коммуникации. Знания передавались от одних членов племени к другим, от старейшин к молодым сородичам. Шаманы и оракулы сохраняли информацию на листах пергамента, в виде наскальной живописи, на глиняных дощечках17. Если относить все эти способы сохранения знаний к примитивным средствам массовой информации, то можно говорить о том, что зачатки появления прессы относятся еще к 5-му веку до нашей эры. Тогда в Римской Империи стали выходить первые газеты. Современные печатные издания они стали напоминать во времена правления Юлия Цезаря (примерно 60-ый год до нашей эры). Имеются также сведения, что и в странах Азии выпускались доисторические издания в виде еженедельных бюллетеней. Конечно, они не были печатными, так как до появления печатных станков было еще далеко, однако, явной их функцией было доносить информацию до общественности.

В Средние Века информационную и прикладную функцию несли так называемые «летучие листки»18. Например, такие из них, как куранты, ревю или реляции, были очень широко распространены в то время. Но настоящий толчок к развитию прессы и, соответственно, журналистики, дало изобретение 1440-го года. Тогда Гуттенберг придумал процесс печатания с помощью подвижных литер. Родиной печатных изданий считают Западную Европу. Бельгийскую «Niewe Tydingen» («Все новости») считают первой газетой в том понимании слова, как принято у современного человека. Эта газета стала выходить в Антверпене в типографии Авраама Вергевена, начиная с 1605-го года. А в 1702-ом году стала издаваться первая ежедневная английская газета (историками зафиксирована даже точная дата – 11 марта) – «Daily Courant»19.

Важная причина, почему нельзя считать датой рождения прессы древнейшие времена, состоит в том, что в те столетия информация могла передаваться во множестве эпистолярных форм. К примеру, в летописях, жизнеописаниях, хрониках, путешествиях. Появление печати позволило объединить все эти разнообразные формы изложения мыслей в конкретные журналистские жанры. Сначала появились такие жанры, как репортаж, памфлет, информация-хроника. Позднее оформились и другие.

В зависимости от исторического периода существования печати принято выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (15-16 века), феодально-монархическая (16-18 века), буржуазная (19-20 века), социалистическая (20 век), общегуманистическая (начало 21-го века).

Религиозно-клерикальная журналистика имела место в Средние Века. Тогда, во-первых, было немного грамотных людей. А во-вторых, очень велико было влияние церкви на все сферы жизни общества. Инакомыслие пресекалось на корню. Потому и проникновение его в печать было недопустимо.

Феодально-монархический строй общества характеризуется невысоким уровнем экономического развития. Активно шел процесс перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Соответствующие черты носила и журналистика того времени.

Развитие торговли требовало обмена информацией (о прибытии кораблей, ценах на товары, о продукции)20. В свете этого, уже в 19-ом веке средства массовой информации, представленные тогда опять же лишь печатными изданиями, стали важнейшей частью жизни общества. Более того, они стали влиять на общественные настроения. А с усилением политической борьбы СМИ приобретают ярко выраженную политическую направленность. Именно в это время происходит разделение СМИ на качественную прессу (или элитарную) и на популярную (или массовую). К концу 20-го века выделяют и промежуточные виды прессы.

Социалистическую журналистику относят к особой категории опять же в свете идеологической направленности как всего общества в то время, так и непосредственно средств массовой информации.

В настоящее время можно констатировать формирование обще гуманистической журналистики.

Ясно, что тот или иной тип существовал в свое время. Не во всех государствах сменились все рассмотренные нами типы. К примеру, буржуазная и социалистическая журналистика существовали параллельно друг другу и имели свои отличительные особенности. Именно последние упомянутые типы журналистики явили миру феномен массовой информации с его обращением к широкой аудитории и возможностью влиять на ее мнение.

В обще гуманистической журналистике, выходящей на первые роли в 21-ом веке, проповедуется отказ от любого принудительного воздействия на членов общества. Средства массовой информации призваны выражать общественное мнение, а не навязывать чьи-либо идеалы.

На протяжении всего своего развития журналистика прошла через три подхода к ее пониманию. Они последовательно сменяли друг друга. Первый (казуалистский) подход основывался на понимании СМИ как мощного орудия воздействия на человека. Умышленно насаждался авторитет прессы, ее главенствующая роль в жизни общества. Именно при таком подчинительном отношении к СМИ возможно было влиять на сознание и мнение граждан.

Второй (функциональный) подход был уже за равноправные отношения между членами коммуникационного процесса (между средствами массовой информации и реципиентами, которые эту информацию воспринимали). В данном случае за человеком оставался выбор, принимать ли на веру мнение прессы или же придерживаться своей точки зрения.

И, наконец, третий (коммуникационный) подход, к которому пришла журналистика в современном мире, провозглашает главенство реципиентов. СМИ призваны, лишь, выражать мнение людей, а не навязывать постулаты.

Выделим основные этапы в развитии СМИ:

- до начала нашей эры  наблюдались прагазетные явления,

- эпоха рукописных изданий  охватывает период с начала  нашей эры до 15-го века,

- 15-17 века – период  становления газетно-журнального  дела, изобретение и широкое распространение  книгопечатания,

- с 17-го до начала 20-го  веков происходит совершенствование  полиграфической базы, журналистика  формируется как общественный  институт,

- первая половина 20-го  века ознаменована позиционированием  СМИ как рычага власти, а порой  и еще одной властвующей структурой  в дополнение к уже имеющимся,

- вторая половина 20-го  века характеризуется становлением  электронных средств коммуникации, а соответственно и электронных  СМИ,

- в современном мире  средства массовой информации  играют важнейшую роль во всех  сферах жизни общества, журналистика  стала более доступной, открытой  и распространенной, что открывает  ей большие возможности для  участия в процессе формирования  мировоззрения людей.

 

2.2 Функциональные  особенности СМИ в современном  обществе

 

СМИ имеет огромное количество функций в совершенно разных сферах, как, например21:

1. коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной  функцией журналистики;

2. непосредственно-организаторская, в которой наиболее наглядно  проявляется роль журналистики  как «четвертой власти» в обществе;

3. идеологическая (социально-ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4. культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи  одним из институтов культуры  общества, участвовать в пропаганде  и распространении в жизни  общества высоких культурных  ценностей, воспитывать людей на  образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему  развитию человека;

5. рекламно-справочная, связанная с удовлетворением  утилитарных запросов в связи  с миром увлечений разных слоев  аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)»;

6. рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).

СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов22.

Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

У печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это особенно касается прессы, распространяемой по всей стране.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Информация о работе Роль СМИ в политическом прогнозировании