СМИ и политическая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 04:22, курс лекций

Краткое описание

Исходная посылка, определяющая структуру и содержание темы лекции состоит в признании того факта, что политическая коммуникация содержит в себе универсальные, обще социальные и собственно-политические составляющие. Забвение этого факта, обращение исключительно к общим чертам и игнорирование сущностных, особых черт политической коммуникации также неправомерно, как и анализ политической коммуникации без ее родовых, общих свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция.docx

— 45.56 Кб (Скачать файл)

Тема 5. СМИ и политическая коммуникация

1. Политическая  коммуникация и «общество коммуникаций»

2. СМИ как инструмент  новой политической коммуникации*

1

Исходная посылка, определяющая структуру и содержание темы лекции состоит в признании того факта, что политическая коммуникация содержит в себе универсальные, обще социальные и собственно-политические составляющие. Забвение этого факта, обращение исключительно к общим чертам и игнорирование сущностных, особых черт политической коммуникации также неправомерно, как и анализ политической коммуникации без ее родовых, общих свойств.

Термин коммуникация на протяжении истории претерпел весьма серьезную эволюцию. Не останавливаясь на его истории, сразу отметим, что основу новых трактовок и подходов к его содержанию заложили работы ряда специалистов середины прошлого XX века. Особое место среди них занимают исследования канадского профессора Д. Маклюэна, широко дискутируемом во всем мире в 60-х годах прошлого столетия, в России в том числе. Согласно теории Д. Маклюэна сегодня человечество вступает в эпоху общества информации. В индустриально развитых странах более 50% людей трудятся в области коммуникации. За последние 30 лет люди собрали и распространили больше информации, чем все человечество от кроманьонского человека до середины нашего столетия.

Социальный вес СМИ возрос настолько, что аудитория некоторых исчисляется сегодня в миллионах, что в свою очередь приносит миллионные прибыли от рекламы. Это развитие СМИ вовлекает в коммуникационные отношения отдельных людей и целые сообщества, государственные и частные предприятия, экономические, религиозные, культурные институты.

 

 СМИ оказывают сегодня больше, чем когда бы, то ни было влияние на формирование сознания и поведение людей, становятся мощным инструментом влияния на институты власти. Понятия СМИ как четвертая власть приобретает новый смысл.

Информация всегда зависела от технического прогресса средств ее распространения. Современная информация сделала первый качественный рывок с развитием прессы, затем последовало изобретение телеграфа, радио, телевидения. Сегодня информация претерпевает настолько серьезные инновации в области электроники, информатики, спутниковой связи, что СМИ с трудом успевают следовать техническому развитию.

Эти количественные изменения ведут к тому, что производство и распространение информации меняет свою природу. Вместо печатного, рационального и постоянного текста появился сначала короткий и условный радийный текст. С появлением изображения, основанного на зрительном восприятии, на мгновении, символе и доминанте иррационального, можно говорить о настоящей революции в СМИ, Ги Дебор, французский исследователь в области массовых информационных процессов, предлагает охарактеризовать наше общество, как «общество спектакля» – результат торжества видеоряда в информационном потоке.

По мнению Режи Дебре, французского основателя новой отрасли знания – медиологии, мы живем в эпоху «видеосферы», где изображение не является ни вещью, ни существом, а перцепцией; реальность производится с помощью техники. Так, реальное телевизионного общества не совпадает с реальным графическим обществом. С точки зрения Дебре, реальность – это результат технической деятельности людей, а не существующая сама по себе субстанция, а телевидение создает новое глобальное пространство – время: то, что локально, моментально становится общемировым. Время становится как бы косвенным: важно не то, когда событие произошло, а когда оно было показано и воспринято. Иначе говоря, сегодня меняется сама парадигма структурирования общества, произошел переход от пирамидального мира организации власти к миру сетевому, то есть от вертикального, централизованного мира к миру децентрализованному, распыленному. Однако и в этом мире стоит вопрос о власти и собственности, потому что существует, например, собственность на средства производства общественного мнения. Именно поэтому феномен коммуникации необходимо трактовать с политической точки зрения.

С политической точки зрения важно, прежде всего, то что изменив способ восприятия мира электоральные СМИ превратили политику, – во всяком случае публичную политику в медиопроцессе, сделав его сердцевиной публичной политики, одновременно стимулировав и соответствующие изменения в коммуникативном процессе. Это привело к изменению места коммуникации в политическом процессе. Суть этого изменения состояла в том, что «акт коммуникации власти с массовым субъектом сам по себе начал определять формат политических отношений. Коммуникация стала системообразующим элементом политики и приобрела в ней новый онтологический статус, утратив былой вспомогательно – технический характер». [1]

Революция в электоральных СМИ, (наряду с изменениями происходящими в обществе, в сознании

Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 43

 

 населения, стремящегося «отдалиться» как можно дальше от политики и сосредоточить все свои усилия на сфере частной жизни) не только выдвинула СМИ в эпицентр публичной политики, но и изменила и формат политических отношений, предельно упростив их и превратив в своего рода развлекательное шоу. Этот аспект изменения политического процесса и, главное роль СМИ в этом изменении представляет для данной темы особый интерес.

Более опосредованный эффект воздействия новых коммуникаций на политический процесс связан с тем, что происходит с перемещением и поглощением основных сфер человеческой деятельности в мир медиа. Становится затруднительным определить, где действительный, а где надуманный процесс перемещения, поддерживаемый прозелитами новой утопии медиатизации общества.

Основной эффект новых технологий коммуникации и СМИ заключается в переносе роли и функции инструмента на конечную цель: не коммуникация существует для человека, а человек для коммуникации. Отрицательный эффект этой инверсии заключается в том, что средство превращается в цель, а инструмент перестает выполнять свои задачи и теряет при этом свои функции. Именно это и происходит со средствами массовой информации, которые формируют новую общественную среду. Новое общество является по существу обществом аутизма, описанное исследователем коммуникационных процессов Люсьеном Сфецом. По его мнению, развитие коммуникации характеризуется противоречием между «действительным фактом» и его медийном «представлением», помещающим человека в лабиринт ложных знаний.

С точки зрения другого исследователя Жана Бодрильара, современное общество – это общество «коммуникации ради коммуникации», ибо цель не в информации, а в самом факте ее передачи. Постоянное искажение СМИ самой информации, хотя задача как раз заключается в сохранении ее цельности, влечет перманентную борьбу с целью реинтерпретации информационного контекста.

Происходит смещение таких понятий, как «информация» (в значении информации о каком-либо событии) и «знание». Аудитория может получить огромное число сообщений (информации) о том или ином событии и его сути не обладать при этом знанием о нем.

В своей книге, вышедшей в 1981 году, французский исследователь Дени де Ружмон вопреки господствующему тогда мнению разграничил понятия «информация» и «знание». В то время полагали, что доступ к информации является синонимом доступа к знанию. Еще конце 60-х годов один из первых французских специалистов в области информатики Жак Арсак обратил внимание на наличие разницы между понятиями «информация» и «смысл». Однако долгое время эти понятия были смешаны в науке. Современный человек полагает, что он получил доступ к событиям потому, что он информирован о них. Но как бы не был талантлив репортаж с места события, информация всегда достигает определенного порога, за которым она не в силах передать содержание события. Так, например, репортаж о жизни в зарубежном городе не может обрести содержание без личного опыта в данной конкретной ситуации, и информация не может заменить этот опыт.

Новейшие телекоммуникационные технологии, Интернет позволяют получать информацию в реальном времени. Например, во времена Наполеона III, новости Крымской войны доходили до Парижа за 8 дней, а войну в Ираке одновременно видели миллионы зрителей CNN. Быстрота коммуникации позволяет нам быть свидетелями событий в реальном времени, но за счет отказа от анализа, чему раньше благоприятствовал временной промежуток; основной акцент делается на эмоции, но не на объяснение. Однако мгновенность передачи информации еще не гарантирует ее правдивости.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: можно сильнее переживать события, увиденные в телевизионной мелодраме или фантастическом фильме, чем показанный по телевизору документальный фильм о катастрофе. СМИ по своей природе должны сближать людей или хотя бы облегчать им понимание событий в другой стране. Коммуникация должна устранять дистанцию, между людьми, что, однако, в реальности часто не происходит. И хотя часть политиков, особенно опозиционных, такая практика шокирует, они не отказываются от дальнейших контактов со СМИ, ибо путаница понятий информации и коммуникации проистекает также из современной тенденции навязывать медийный стиль в выражении знаний. Отныне знание и процесс, прежде всего политический, должно преподноситься аудитории в «доступном» виде, то есть любой политик, специалист обязаны убирать из своего выступления или публикации, рассчитанной на широкую публику, все то, что может быть расценено как «скучное» и «непонятное». Если речь идет о телевыступлении, то предпочтительнее оставить только изображение, подложив текст, написанный и озвученный журналистом. Выступление ученого должно развлекать публику и никогда не вступать в противоречие с ее незнанием. Информация должна всегда соответствовать потребностям «пустоты», максимальному заполнению, тогда как распространение знаний опирается на определение и соответствие пространству незнания.

Исходя из этого, возможны любые формы манипуляций при переводе, при распространении знаний и информации. Наиболее часто практикуется переработка интервью до состояния полной неузнаваемости. Однако согласно действующей практике получается, что более важным является сам факт присутствия, участие в СМИ, нахождение в эпицентре событий, а сама информация уже вторична.

Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. – Воронеж. Издательство ВГУ, 2003. С. 44

При редактировании материала журналистом, из текста в основном исчезает так называемая «аргументативная цепочка». Построение фразы, развитие мысли основывается на объединении смысловой цепи аргументации. Журналист, в качестве посредника в распространении информации, в произвольном порядке может вычеркнуть предложение, рассматривая текст, как сумму независимых друг от друга фраз. Единственный способ избежать этого заключается в сжатии основной мысли до одного предложения. Поэтому политики, отдавая себе отчет в том, что даже самым логичным образом построенная речь имеет немного шансов дойти до аудитории в первозданном виде, общаются с публикой посредством коротких, рубленых фраз, риторических фигур и шокирующих формулировок (в отечественной истории первым это осознал и начал мастерски применять на практике Владимир Жириновский).

 

 Их роль заключается в «составлении правдивости» на основании различных точек зрения, то есть они развивают мысль, что не существует истины, а есть только «точки зрения». Основной императив интервью сегодня – это вынудить признать интервьюируемым относительность его точки зрения, а если же он не согласится с подобной постановкой вопроса, то его мнение будет представлено как «догматическое». Такова еще одна тенденция медиации общественной жизни и политического процесса. Яркое подтверждение она находит в таком журналистском жанре каким служат «круглые столы», заменившие традиционные публичные конференции. Вместо того, чтобы дать выступить оратору перед широкой аудиторией в течение определенного отрезка времени, организуют телевизионный «круглый стол» при очень ограниченном времени выступления для каждого участника и присутствии ведущего-аниматора. Результат «круглых столов» обычно плачевен: аргументы той и другой стороны доходят до аудитории в сокращенном и очень упрощенном виде.

Попытки трансформации, вульгаризации знаний находят свое мультимедийное продолжение в сфере образования: CD ROM’ы – носители с записанным текстом, звуком и изображением позволили развиться концепции образования через развлечение, образования без преподавателя.

В целом суть происходящих изменений в области СМИ заключаются в том, что, во-первых, сегодня они претендуют на монополизацию циркуляции информации в обществе и, во-вторых, на особую роль как системы, регулирующей действия человека. Если человек прошлого века был «социальной личностью», зависимой от влияния семейных и общественных связей, то в настоящее время СМИ стали претендовать на единственную роль источника информации, декодирующего окружающий мир. Это прежде всего относится к «журналистской информации», касающейся повседневной жизни, распространение которой составляет сегодня основу газетного и теле-бизнеса. Освещение подробностей частной жизни «звезд» создает основу представления для многих о том, как надо жить. Однако не стоит видеть в этом некую «утрату идеального прошлого»: СМИ занимают всего лишь пустующую нишу, ответственность за появление которой они не несут, если общество является авторитетным и влиятельным для своих членов, воздействие СМИ является качественно другим: распространяемая информация проходит через фильтр ценностей этого общества.

СМИ выступают незаменимым средством распространения коммуникации как ценности. Особую роль здесь играет телевидение, благодаря экранизации коммуникативных ситуаций. Персонажи сериалов, например, демонстрируют зрителю, как надо вступать в коммуникацию и поддерживать ее. Современное западное телевидение (как, впрочем, и российское) характеризуется минимальным количеством передач, в которых не было бы игр, дискуссий и прочего участия публики. Огромная сила СМИ заключена в крайней гомогенности их технических средств и ценностей. В этом смысле, основная идея, распространяемая СМИ, – значение коммуникации, вокруг которой структурируется общество: коммуникация необходима, каково бы ни было ее содержание. Пожалуй, самый примечательный феномен современности – СМИ обращают внимание лишь на то, что пригодно для коммуникации при их посредничестве: хорошая информация – только информация, пригодная для коммуникации.

Информация о работе СМИ и политическая коммуникация