Роль СМИ в политическом прогнозировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1) рассмотрение теоретико-методологических оснований политического прогнозирования;
2) Изучение развития и функционирования средств массовой информации;
3) Влияние СМИ на общественно-политические процессы;
4) Роль СМИ при политическом прогнозирование;

Содержание

Введение 1
1. Политическое прогнозирование как способ познания политических процессов 4
1.1 Теоретико-методологические основы политического прогнозирования 4
1.2 Классификация и функционал политического прогнозирования 8
2. Средства массовой информации в условиях современного развития 20
2.1. История развития средств массовой информации 20
2.2 Функциональные особенности СМИ в современном обществе 24
3. Влияние средств массовой информации на политическое прогнозирование 29
3.1. Средства массовой информации, как фактор поведения общества 29
3.2 Политическое прогнозирование под воздействием СМИ 32
Заключение 36
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Роль СМИ в политическом прогнозировании.docx

— 87.38 Кб (Скачать файл)

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, в невизуальное звуковое сообщение на радио).

Достижения человека в области науки и техники позволили появиться таким СМИ как интернет и реклама.

В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни и на пути развития информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет – порождённая этими технологиями глобальная система поиска и передачи информации, в СМИ играет не последнюю роль.

Реклама - это часть нашей жизни. Она является предметом изучения исследователей во многих областях. Все пытаются провести анализ, каким же образом реклама может так воздействовать на потребителя, чтобы он подвергся внушению, принял на переосмысление стороннюю информацию и как результат. Эффективность рекламы зависит прежде всего от степени охвата аудитории, что обеспечивается симбиозом рекламы и СМК. Для современных СМК реклама - один из основных источников дохода. Однако это обстоятельство имеет один существенный отрицательный момент - чрезмерное использование рекламы, внушение мысли о том, что приобретение тех или иных товаров сделает человека более счастливым, более привлекательным или будет способствовать более высокому статусу в обществе, приводит к деформации системы ценностей человека, подменяя стимулы внутреннего, духовного развития стимулами потребления.

 

3. Влияние средств массовой информации на политическое прогнозирование

 

3.1. Средства массовой информации, как фактор поведения общества

 

Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что «реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие»23.

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры.  Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.

Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения, формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства. Так, к примеру, на обложку одного из номеров журнала «Eskuire»24 вынесены имена мировых знаменитостей под заголовком «Правила жизни», где далее в отдельных статьях показаны основы мировоззрения заявленных личностей. Читатель отбирает понравившиеся ему высказывания, исходя из собственного отношения к герою, либо с установкой «Хочу быть таким же! (одеваться, мыслить, жить, отрицать, принимать и т.д.)».

Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека.

Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления. Создаваемые СМИ мифы тиражируются, выдаются за истинную реальность, заменяя собой исходную реальность в сознании человека. «Люди «входят» одинаковыми в пространство такой «мифопорождающей машины», но выходят ориентированные на определенную модель поведения, а также на приобретение того или иного товара»25. (В данном случае выбор конкретного средства массовой информации).

Вот почему в современном информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание о политике, ее функционировании, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования политической картины мира.

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о войнах, ходом политических процессов, деятельностью политиков также, во многом, создаются при помощи СМИ.

Именно через журналы, газеты, кино и телепередачи читатели и зрители формируют для себя отношения к партиям и правительству, странам и отдельным политикам, которые затем получают распространение и влияет на будущие политические решения и события. Здесь у массового читателя и зрителя появляется возможность выбора, потому что, ориентируясь только на свое собственное мировоззрение и жизненную позицию, человек может выбрать подходящий именно для него продукт, созданный средствами массовой информации. Очевидным является тот факт, что и здесь выбор весьма ограничен, потому перечень предлагаемых изданий и телепередач ограничен и определен их производителями. В США телевизионная компания «Fox», принадлежащая Руперту Мердоку известна своей поддержкой «Республиканской партии США», и к примеру, поддержала вторжение в Ирак при президенте Буше-младшем26. Зрители телеканала знают о пристрастности телеканала, но все равно доверяют ему – это яркий пример влияние на избирателей, которое в конечном итоге сказывается на политических решениях руководства страны.

В концепции П. Бурдье ключевым понятием является социально-психологический механизм мышления – субъективное восприятие мира с дальнейшими попытками анализа, синтеза и категоризации, агрессивное конструирование образа и решение познавательных задач. «Журналисты имеют особые «очки», через которые они видят одно и не видят другое и благодаря которым они видят вещи определенным образом, – пишет П. Бурдье. – Они делают выбор и конструируют отобранные ими факты»27.

 

3.2 Политическое прогнозирование под воздействием СМИ

 

Человечество давно ушло от теории мира как чего-то застывшего, неизменного, раз и навсегда данного. Социальная реальность есть динамичная реальность, процессуальный характер которой очевиден для современного человека, это динамичный процесс, совокупность революционных и эволюционных изменений. Никогда ранее человечество не достигало такого уровня технологического развития цивилизации, как в ХХ в. Этот процесс, связанный с расцветом научно-технического знания становится мощным фактором, катализатором ускорения и интенсификации социальных и культурных изменений. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности человека, его повседневной жизни, увеличение значимости информационного сектора. Перед учеными все отчетливее вырисовывалась задача по определению перспектив развития общества, выявлению трендов, которые определят будущее человечества. Резко возрастает значимость информации, образования и культуры. Человечество в ХХ в. делает существенный рывок, стремительно нарастают процессы урбанизации, экономика из аграрной превращается в индустриальную.

Будущее воспринимается как такое явление, которое неизбежно несет с собой крупные системные социальные и культурные изменения. Не случайно, говоря о будущем, Э. Тоффлер использует понятие «футурошок», а Штомпка неслучайно использует понятие «травмы» для характеристики социальных изменений. Он заимствует его из медицинской практики и интерпретирует как деструктивное воздействие на организм в результате которого происходят какие-либо нарушения целостности и работоспособности организма, в психиатрической практики - результатом травмирующего события является умственные и эмоциональные нарушения. Социальные науки пытаются понять направление и исход, результат социальных изменений. Понять эти процессы, рассчитать их означает еще и возможность повлиять на них.

Воздействие СМИ на политику может быть конструктивным или деструктивным. Характер воздействия СМИ на политику зависит от того, какой журналистской позиции придерживается то или иное СМИ. На формирование журналистской позиции оказывают негативное влияние огосударствление и коммерциализация СМИ.

В переходный период развития общества, когда происходит смена одного типа его организации (социальной системы) другим, конструктивным является воздействие СМИ28:

а) в интересах трансформации политической системы, которая сохраняет черты ригидной политической системы и в которой не налажено тесное взаимодействие между различными социальными группами;

б) в интересах формирования плюралистической структуры информационного пространства, в котором специфика информационных, политических программ зависит главным образом от общественного спроса.

Деструктивная журналистская позиция ориентирована на провоцирование политических конфликтов ради продвижения интересов учредителя или субъекта политики, которые, как правило, противоречат интересам общества. СМИ, выражающие деструктивную журналистскую позицию, часто используют ложь и полуправду.

Довольно значительны возможности журналистской оппозиции, основанной на противостоянии СМИ и власти. Однако постоянная журналистская оппозиция власти может иметь и деструктивный характер.

Современные СМИ не ограничиваются локальным или национальным пространством и аудиториями, а выступают в качестве отдельного актора современного мира29. CNN, BBC, Al-Jazeera, Russia Today, Euronews являются не только инструментами влияния ведущих стран мира, но и оказывают существенное влияние на мировое общественное мнение, национальную политику и мировую политику. Исследователь Фокина В.В. к функциям СМИ как субъекта мировой политики относит:

– информирование внутренней и внешней общественности;

– манипулирование и убеждение граждан;

– социализация и воспитание населения;

– развлечение аудитории, отвлечение населения от проблем и кризогенных явлений во внутренней и во внешней политике. До сих пор не теряет своей актуальности формула «Хлеба и зрелищ», чтобы снизить уровень социальной напряженности в условиях политической нестабильности;

– поддержание и регулирование отношений между институтами власти и обществом (в частности, апеллирование к общественному мнению);

– контроль за правительством, его решениями и действиями;

– мобилизация населения для решения общественно значимых проблем (неслучайно именно диктора Ю.Б. Левитана А. Гитлер считал одним из главных врагов рейха);

– прогнозирование и предсказание политических действий властей, в том числе их инициирование и коррекция.

Последнее показывает роль СМИ в политическом прогнозировании, можно сделать основной вывод: СМИ актор, которого, нужно учитывать при составлении политических прогнозов, оценивать СМИ не, как единую социальную группу, а набор в том числе противоборствующих сторон, оказывающих большее влияние на общество, чем действия даже известных и влиятельных политиков. 
Заключение

 

В данной работе были рассмотрены основные концепции и принципы политического прогнозирования, историю и функционал развития средств массовой информации. Целью работы было изучить влияние СМИ на политическое прогнозирование. В процессе достижения цели было составлено представление о политическом прогнозирование и современных СМИ. Были даны основные определения, выделены характерные черты.

С другой стороны, общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью.

Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем.

Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения идеологии и пропаганды, чем могут заниматься СМИ. Но и само общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, следовательно, можно сказать, что общественное мнение может определять деятельность СМИ.

Информация о работе Роль СМИ в политическом прогнозировании