Реализация государственной молодежной политики в ренионе Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Молодежная политика, представляющая собой важную и специфическую составляющую общей социальной политики государства, определяется как политическая деятельность, направленная на создание реальных условий, стимулов и конкретных механизмов, способствующих реализации интересов и потенций молодых граждан, возможностей для раскрытия их способностей и выбора жизненного пути, на поддержку молодежных организаций и ассоциаций, ориентирующихся на консолидацию общественных сил, стремящихся к прогрессивному демократическому развитию общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной политики…………………………………………………………………………..7
Понятие и сущность молодежной политики……………………..7
Принципы и направления реализации государственной молодежной политики…………………………………………………………..12
Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации………………………………………………………….15
Региональная молодежная политика……………………………...25

Глава 2. Региональный опыт реализации государственной молодежной политики………………….………………………………………………………29
2.1. Анализ состояния молодежи в Свердловской области…………….29
2.2.Анализ деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в Свердловской области………………....32
Заключение………………………………………………………………..52
Список литературы……………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мол.политика.docx

— 458.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

РЕAЛИЗAЦИЯ  ГOСYДAPСТВЕННOЙ  МOЛOДЕЖНOЙ  ПOЛИТИКИ  В PЕГИOНЕ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной политики…………………………………………………………………………..7

    1. Понятие и сущность молодежной политики……………………..7
    2. Принципы и направления реализации государственной молодежной политики…………………………………………………………..12
    3. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации………………………………………………………….15
    4. Региональная молодежная политика……………………………...25

 

Глава 2. Региональный опыт реализации государственной молодежной политики………………….………………………………………………………29

2.1. Анализ состояния молодежи  в Свердловской области…………….29

2.2.Анализ деятельности  органов государственного управления  по реализации молодежной политики  в Свердловской области………………....32

Заключение………………………………………………………………..52

Список литературы……………………………………………………….55

Приложение ………………………………………………………………58

 

 

 

Введение  

Актуальность  темы. Молодежная политика, представляющая собой важную и специфическую составляющую общей социальной политики государства, определяется как политическая деятельность, направленная на создание реальных условий, стимулов и конкретных механизмов, способствующих реализации интересов и потенций молодых граждан, возможностей для раскрытия их способностей и выбора жизненного пути, на поддержку молодежных организаций и ассоциаций, ориентирующихся на консолидацию общественных сил, стремящихся к прогрессивному демократическому развитию общества.

В последние годы в России возросло внимание общественности к  проблемам молодежи, проводятся мероприятия  по оказанию молодежи практической помощи в социализации. Однако пока не создано  условий для осуществления долговременной эффективной молодежной политики, а  влияние государства на ситуацию в молодежной среде не носит системного характера. Нынешнее положение большей  части молодых россиян вызывает серьезную тревогу. Продолжающееся социальное расслоение в молодежной среде, трудности с трудоустройством и получением достойной и хорошо оплачиваемой работы, утеря равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и  других социальных услуг, возрастающее различие взглядов среди молодежи по мировоззренческим, политическим и  культурным вопросам, рост преступности, распространение наркомании ведут  к духовному и экономическому обнищанию подрастающего поколения, его нравственной и физической деградации. Такая ситуация требует формирования и реализации эффективной молодежной политики, направленной на решение  проблем молодежи, обеспечение активного  участия молодых граждан в  социально-экономическом развитии России.

Вопросы реализации молодежной политики относятся к числу сложных  политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно  актуальны. Молодежь – самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть российского общества. Она обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого радикального изменения общества во многом зависят от желания или нежелания молодежи поддержать модернизационные процессы и от степени ее интегрированности в социальную структуру общества.

Негативные и позитивные тенденции  в становлении и развитии молодежи на современном этане чрезвычайно  актуализируют проблему молодежной политики.

Углубление самостоятельности  регионов и развитие системы органов  самоуправления на местах предопределило современную региональную молодежную политику, реализацию программ и мероприятий  обращенных к молодому поколению  того или иного региона. Между  тем, проведение эффективной молодежной политики в регионе невозможно без  фундаментальной теоретической  базы и методологических оснований, которые в настоящий момент только складываются и находятся в стадии разработки. Все это делает более актуальным исследование реализации региональной молодежной политики.

Актуальность темы исследования определяется и изменением понимания роли и места молодежи в обществе, состава и характеристик субъектов реализации государственной молодежной политики (ГМП) и самой молодежной политикой как таковой. Требованием времени является выделение молодежной политики в качестве одного из приоритетов государственной политики. Содержание современной молодежной политики во многом определяется переходной ситуацией в экономической и социальной жизни страны. Поэтому социальные исследования способствуют пониманию обществом и государством проблем молодого поколения.

Необходимо отметить, что  за последнее десятилетие, несмотря на явное несовершенство нормативно-правовой, материально-технической, кадровой и  исследовательской научной базы, ГМП институциализировалась в структуре  представительной и исполнительной власти, сформировались органы по делам  молодежи и их инфраструктура. Данный социальный институт в целом сложился как на федеральном, так и на региональном уровне.

Изучение проблем разработки и реализации молодежной политики в  целом и региональной политики, в  частности, необходимо для осознания  роли и места современной молодежи в российском обществе, без чего невозможно анализировать и прогнозировать его развитие.

Среди многих научно-практических проблем, решаемых современной социологией молодежи, социологией управления особое значение имеют те, что связаны с региональными особенностями, с управлением молодежной политикой на уровне отдельных субъектов Российской Федерации. Актуальность их возрастает, прежде всего, потому, что центр тяжести в осуществлении ГМП все более смещается на региональный и муниципальный уровни.

В этих условиях в регионах встает проблема объективной оценки реализации концепции и основных направлений ГМП, разработки собственных  вариативных технологий эффективного механизма управления ими, основанных на теоретических исследованиях, содержащих элементы системного и факторного анализа, моделирования и прогнозирования.

Степень изученности темы. Результаты изучения литературных источников и конституционно-правовых актов свидетельствует о том, что в обществе всегда осуществляется молодежная политика. Она привлекает внимание философов, социологов, политологов, историков и юристов. Их труды посвящены определению места, роли, сущности, этапам становления региональной молодежной политики, но нет системности в анализе и оценке реализации молодежной политики на региональном уровне.

Цель исследования - выявление особенностей реализации молодежной политики на региональном уровне.

Поставленная цель предполагает следующие задачи исследования:

  1. Изучить понятие и сущность молодежной политики.
  2. Рассмотреть нормативное регулирование молодежной политики.
  3. Раскрыть функции региональной молодежной политики.
  4. Проанализировать практику реализации региональной молодежной политики на примере Свердловской области.

Объект исследования - государственная молодежная политика.

Предметом исследования - процессы реализации молодежной политики на региональном уровне на примере Свердловской области.

Теоретико-методологическую базу исследования составили нормативно-правовые документы федерального и республиканского уровней по вопросам молодежной политики, государственные доклады о положении молодежи в России и Свердловской области, федеральные и республиканские целевые программы, нормативно-правовые акты, публикации и статьи, касающиеся проблем молодежной политики.

Эмпирической  базой исследования являются статистические данные, официальные данные и отчеты областных органов государственной власти, данные социологических исследований.

Методы исследования. В работе использовались такие методы как: системный и структурно-функциональный анализ, нацеленный на выявление элементов взаимодействия.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной политики

    1. Понятие и сущность молодежной политики

В «Политической энциклопедии»  молодежная политика рассматривается  как «комплекс специальных мероприятий  государства, направленных на создание благоприятных условий развития подрастающего поколения, на адаптацию  специфической возрастной социальной группы (с 18 до 25 лет) к общественной и личной жизнедеятельности» [30, с. 564].

Данное понятие включает в себя сложноструктурированную многофункциональную  систему с конкретно-историческим содержанием.

Молодежная политика как целенаправленная деятельность государства и общества по отношению к молодежи начала складываться в мировом сообществе в 50−60-е годы XX века. Большую роль в этом вопросе сыграла Организация Объединенных Наций. В документе ООН «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи», одобренном на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1985 году, содержались конкретные рекомендации правительствам по выработке национальной политики в отношении молодого поколения.

Начавшийся процесс интеграции СССР в мировое сообщество создал в конце 80-х – начале 90-х годов объективные предпосылки формирования молодежной политики в нашей стране. Правовой статус приобрела в 1991 году с принятием закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».

В данной области это был первый нормативный акт, не только заложивший фундамент для дальнейшего выстраивания этой системы, но и обозначивший государственную  молодежную политику как государственную  деятельность с привлечением негосударственных  субъектов [24, С. 21].

 Это было обусловлено не  только переходными процессами, происходящими в российском обществе, но и мировой тенденцией «переосмысления роли государства в жизни общества и эффективной социализации молодежи как важного фактора будущего общества» [17, С. 10].

Наиболее приемлемое определение  «молодежной политики» дает В.Т. Лисовский, который рассматривает ее как «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной) социально-экономической политики, которая также может осуществляться частными, общественными организациями и фондами.

Главной целью молодежной политики он считает создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации  [30, С. 413].

Таким образом, можно определить структурную  иерархию отношений в молодежной политике. Прежде всего, объектом молодежной политики являются:

а) в широком смысле – дети, молодежь, т.е. все молодое поколение страны с момента рождения до 30 лет;

б) в узком смысле – только молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

Государственная молодежная политика в широком смысле – это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; эта та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и, прежде всего, замыкается на молодежи. В этом плане главным в молодежной политике становится повышение субъектности молодежи как социальной группы и молодого человека как гражданина своей страны в реализации собственных и государственно-общественных интересов.

В российском обществе на современном  этапе формирования гражданского общества выстраивается многосубъектность  общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни. В молодежной политике эта категории, предполагающая взаимодействие множества независимых друг от друга субъектов подготовки, принятия и осуществления решения, направленного на нормальное функционирование общества, играет особо важную роль, так как молодежь представляет собой настоящее и будущее страны.

Целостная и последовательная государственная  молодежная политика является важнейшим  фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования  общественных отношений.

Государственная молодежная политика (ГМП) представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности  [16].

Государственная молодежная политика призвана обеспечить:

  • стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
  • разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
  • формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие  культуры межэтнических  отношений;
  • становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными  принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;
  • освоение молодыми людьми разнообразных  социальных  навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений [16].

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в ренионе Свердловской области