Реализация государственной молодежной политики в ренионе Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Молодежная политика, представляющая собой важную и специфическую составляющую общей социальной политики государства, определяется как политическая деятельность, направленная на создание реальных условий, стимулов и конкретных механизмов, способствующих реализации интересов и потенций молодых граждан, возможностей для раскрытия их способностей и выбора жизненного пути, на поддержку молодежных организаций и ассоциаций, ориентирующихся на консолидацию общественных сил, стремящихся к прогрессивному демократическому развитию общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной политики…………………………………………………………………………..7
Понятие и сущность молодежной политики……………………..7
Принципы и направления реализации государственной молодежной политики…………………………………………………………..12
Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации………………………………………………………….15
Региональная молодежная политика……………………………...25

Глава 2. Региональный опыт реализации государственной молодежной политики………………….………………………………………………………29
2.1. Анализ состояния молодежи в Свердловской области…………….29
2.2.Анализ деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в Свердловской области………………....32
Заключение………………………………………………………………..52
Список литературы……………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мол.политика.docx

— 458.08 Кб (Скачать файл)

На уровне субъекта федерации  молодежная политика реализуется в  следующих аспектах:

  • принятие программ реализации молодежной политики в данном регионе;
  • комплекс решений по региональной государственной молодежной политике в области налогообложения, занятости, труда, отдыха и т.д., относящихся к ведению региона;
  • представление интересов молодежи в структуре исполнительной власти  [31].

Основополагающей Программой является «Молодежь России (2011-2015 гг.)». Главной особенностью новой программы является ее общественно-государственный характер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов гражданского общества в решении проблем молодежи.

Кроме того, в сфере нормативно-правового  обеспечения государственной молодежной политики действуют следующие документы:

1. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (с изменениями от 21 марта 2002 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», определяющий гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели [18]. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений здесь понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав.

2. Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 23 июня 1999 года. Закон устанавливает цели, принципы и приоритеты государственной молодежной политики, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, принципы ее формирования и реализации.

Большинство норм Закона направлены, прежде всего, на создание системного механизма поддержки общественно  полезной экономической и социальной активности молодежи и молодежных организаций, на содействие молодым семьям и трудоустройству  молодых граждан.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. №387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», направленное на социально-экономическую поддержку молодежи  [18].

3. Указы и иные правовые акты Президента Российской Федерации по отдельным вопросам, связанным с государственной молодежной политикой, в частности:

Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года №727 «О мерах  государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому  воспитанию молодежи» и Положение  о военно-патриотических молодежных и объединениях, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. №551;

Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2005 г.  № 120 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов науки и их научных руководителей»;

Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325  «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;

Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 2008 г.  №1383 «О проведении в Российской Федерации Года молодежи» [18].

4. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р , изменения от 12 марта 2008 № 301-р, изменения от 28 февраля 2099 № 251-р, изменения от 16 июля 2009 года  № 997-р.

5. Отраслевые законодательные акты. Отдельные положения, связанные с решением вопросов государственной молодежной политики, содержатся в ряде законодательных актов Российской Федерации различной отраслевой принадлежности, в том числе в законодательстве об образовании, законодательстве о труде, жилищном законодательстве, семейном законодательстве, законодательных актах по вопросам социальной защиты и т.д.

Так, с проведением государственной  молодежной политики в сфере образования  непосредственно связаны положения  Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» и Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125–ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Дополнительные гарантии соблюдения трудовых прав молодежи устанавливает Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197–ФЗ  [18].

 Многие вопросы, связанные  с государственной молодежной политикой, решаются на уровне подзаконных нормативных правовых актов, в том числе актов Правительства Российской Федерации, в развитие предусмотренных законодательством положений.

6. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации

В Российской Федерации действовала Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001–2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1015 (с изменениями от 29 мая 2002 г., 6 сентября 2004 г.), в рамках которой был разработан ряд подпрограмм, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 г. № 363 была утверждена подпрограмма «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002–2005 годы)».

Программа «Молодежь России (2001–2005 годы)» являлась продолжением программных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий для развития личности, поддержки молодежных объединений, в том числе проведенных в период выполнения федеральных целевых программ «Молодежь России» и «Молодежь России (1998–2000 годы)» федеральными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в рамках которых планировалось при основном финансовом обеспечении за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов заложить организационные основы государственной молодежной политики, отработать механизмы ее реализации  [18].

Существует ряд постановлений  Правительства Российской Федерации, направленных на решение отдельных вопросов государственной молодежной политики, например, постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 1992 г. № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» (с изменениями от 1 сентября 1992 г., 5 июня 1994 г., 4 августа 2005 г.), постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» (с изменениями от 3 августа 1996 г.), предусматривающее дополнительные меры в рамках реализации государственной жилищной политики, постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы» (с изм. и доп. от 15 мая 2003 г.), принятое в целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации  [18].

В настоящее время приоритетные направления в сфере молодежной политики определены в Концепции долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662–р, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663–р и Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760–р.

7. Акты международного сотрудничества.

Российской Федерацией заключен ряд соглашений по вопросам сотрудничества в области молодежной политики:

1)  Соглашение между  Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области молодежной политики (Киев, 28 января 2003 г.);

2)  Соглашение между  Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве по делам молодежи (Рим, 15 января 2001 г.) и др. [18].

Государственная молодежная политика осуществляется:

·         государственными органами и их должностными лицами;

·         молодежными объединениями, их ассоциациями;

·         молодыми гражданами.

На всех уровнях публичной власти России реализуются задачи в области государственной молодежной политики: осуществляется правовое регулирование; функционируют специализированные органы власти и бюджетные учреждения; производится бюджетное финансирование программ. И это при отсутствии конституционной нормы и специального закона о государственной молодежной политике на федеральном уровне.

По отдельным вопросам - государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, развитие физической культуры, охрана прав несовершеннолетних, функции федерального органа исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики устанавливались соответствующими федеральными законами. На уровне субъектов  Федерации и местного самоуправления наличие, статус и функции органов  по делам молодежи определялись ими  самостоятельно. По мнению специалистов, целесообразно законодательно на федеральном  уровне закрепить определенные полномочия органов по делам молодежи всех уровней  в целях единообразия административных структур и функций  [5].

Исходя из фактического правового  состояния, набора реализуемых функций, можно констатировать, что «молодежная  политика» - предмет совместного  ведения Российской Федерации, субъектов  Федерации и местного самоуправления, составная часть общей и в  том числе социальной политики российского  государства.

Таким образом, рассмотрение состояния законодательства и подзаконного нормативно–правового регулирования по вопросам государственной молодежной политики и регулирования основ деятельности молодежных объединений позволяет сделать выводы о том, что:

1)  Правовые нормы, регулирующие  общественные отношения в сфере  государственной молодежной политики, содержатся в нормативных правовых  актах разного уровня и различной  тематики, не имеют единой концептуальной  основы, в них отсутствует единство  понятийного аппарата.

2)  Пробелы в нормативно–правовом регулировании частично восполняются разрозненными актами органов исполнительной власти. По существу проблема молодежной политики до настоящего времени решается путем «точечного» регулирования наиболее острых проблем при отсутствии единой нормативной и методологической базы их решения.

3)  Отдельные правовые  акты, отличающиеся определенной комплексностью подхода к регулированию молодежных проблем, были приняты на раннем этапе становления правовой системы Российской Федерации как независимого государства и в силу значительных изменений в разных сферах общественной жизни не могут служить основой для проведения эффективной молодежной политики.

4)  Преобладают акты  концептуального или узко–прикладного  характера. Задача же формирования ядра правового регулирования молодежной политики, нормативно определяющего механизмы молодежной политики, не решена; отсутствует взаимосвязанность правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах; ряд предложений концептуального характера и поручений, содержащихся в них, до настоящего времени не реализованы.

5)  Необходимо принятие  Федерального закона, решающего в комплексе вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Отсутствие такого акта создает серьезные препятствия в осуществлении Правительством Российской Федерации полномочий по реализации молодежной политики, а государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по реализации программ и мероприятий по работе с молодежью.

 

 

 

1.4. Региональная  молодежная политика

Региональная молодежная политика является структурным элементом политики в целом. Следовательно, ей присущи свои функции, практическая реализация которых заключается в оптимальном сочетании ее федеральной и локальной моделей с учетом деятельности всех субъектов. Структурно все функции молодежной политики можно подразделить на системообразующие и стратегические [28, С. 65].

К системообразующим функциям, относятся  целеориентирующая, разграничительная, интегративная, организационно-технологическая, сохранно-воспроизводственная, развивающе-адаптивная функции и имидж-функция.

Целеориентирующая функция призвана определять и разрабатывать цели, задачи и механизмы развития и  реализации региональной молодежной политики для решения молодежных проблем  с учетом социально-экономических  возможностей конкретного региона. Именно в ней отражается направленность молодежной политики, ее приоритеты, которые  путем «обратной связи» коррелируются  с ценностями, интересами и потребностями  самой молодежи.

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в ренионе Свердловской области