Реализация государственной молодежной политики в ренионе Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Молодежная политика, представляющая собой важную и специфическую составляющую общей социальной политики государства, определяется как политическая деятельность, направленная на создание реальных условий, стимулов и конкретных механизмов, способствующих реализации интересов и потенций молодых граждан, возможностей для раскрытия их способностей и выбора жизненного пути, на поддержку молодежных организаций и ассоциаций, ориентирующихся на консолидацию общественных сил, стремящихся к прогрессивному демократическому развитию общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной молодежной политики…………………………………………………………………………..7
Понятие и сущность молодежной политики……………………..7
Принципы и направления реализации государственной молодежной политики…………………………………………………………..12
Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации………………………………………………………….15
Региональная молодежная политика……………………………...25

Глава 2. Региональный опыт реализации государственной молодежной политики………………….………………………………………………………29
2.1. Анализ состояния молодежи в Свердловской области…………….29
2.2.Анализ деятельности органов государственного управления по реализации молодежной политики в Свердловской области………………....32
Заключение………………………………………………………………..52
Список литературы……………………………………………………….55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мол.политика.docx

— 458.08 Кб (Скачать файл)

Государственная молодежная политика проводится в отношении:

    • граждан Российском Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет;
    • иностранных граждан, лиц без гражданств в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов;
    • молодых семей - семей, в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
    • молодежных объединений.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации  осуществляется в целях:

      • создания правовых, социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;
      • воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;
      • реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
      • содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
      • недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
      • создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
      • расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
      • реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи [16].

Цели государственной  молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации.

Государственная молодежная политика в Российской Федерации  направлена на поддержку и стимулирование семей, предприятий и учреждений некоммерческих организаций, общественных объединений и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных  условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.

Задачи по реализации ГМП  в субъектах РФ рассматриваются  и утверждаются государственными органами исполнительной власти субъекта РФ [16].

Поддержка молодежных объединений  является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной  власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что  невозможно без ее реального участия  в реформах и становлении новых  социальных основ жизни россиян. Молодежные, детские общественные объединения - активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Таким образом, государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера. Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения является одной из главных стратегических задач развития страны.

 

1.2. Принципы и направления реализации государственной молодежной политики

Принципы деятельности органов  исполнительной власти государства  по реализации государственной молодежной политики (ГМП) основываются на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойной жизни и свободного развития человека и гражданина. Реализация этих положений в отношении молодежи обеспечивается на следующих принципах:

1. Принцип ответственности  - государство ответственно перед  новыми поколениями россиян за  социально-экономическое, экологическое,  культурное состояние страны, а  новые поколения ответственны  за сохранение и преумножение  полученного наследия.

2. Принцип преемственности  - государственная молодёжная политика  не может зависеть от организационных  перемен в системе управления  государством, прихода либо ухода  тех или иных политических  деятелей, должностных лиц органов  государственной власти. Принятые  стратегические направления государственной  молодежной политики не должны  пересматриваться чаще, чем раз  в 10-15 лет. 

3. Принцип приоритетности - меры в области государственной  молодежной политики разрабатываются  и осуществляются в качестве  приоритетных в деятельности  государства по обеспечению социально-экономического  и культурного развития России. Стратегическая сторона этого  принципа состоит в признании  высокой эффективности инвестиций  в молодежь1.

4. Принцип участия - молодежь - не только объект воспитания  и образования, но и сознательный  участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений  является не только актуальной  задачей, но и перспективным  направлением деятельности органов  государственной власти. Молодежные детские общественные объединения - активные участники формирования и реализации ГМП [16].

5. Принципы деятельности:

Принцип деятельности органов  исполнительной власти государства  по реализации ГМП:

  • соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации;
  • осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации ГМП в Российской Федерации;
  • сочетания государственных, общественных интересов и прав личностей;
  • привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
  • предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг но общению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
  • приоритета общественных инициатив но сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи  [16].

Основные направления  и приоритеты государственной молодежной политики.

Ряд приоритетных направлений государственной молодежной политики имеют постоянное, контактное значение и связаны с обеспечением необходимых и достаточных условий для вхождения молодежи в трудовую и общественную жизнь и актуальных в любых социально-экономических условиях функционирования государства; другие приоритетные направления актуальны для конкретных социально-экономических и политических условий, определяются уровнем зрелости отношений, деятельности, функционирования институтов и объектов их воздействия, национальными и региональными особенностями.

Приоритетными направлениями  государственной молодежной политики в Российской Федерации являются:

  • поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений;
  • содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;
  • государственная поддержка молодых семей;
  • оказание социальных услуг для молодежи;
  • поддержка талантливой молодежи;
  • обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.

Приоритетные направления  государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации  определяются в соответствии с законодательством  Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской Федерации  на основе учета социальных потребностей молодежи, национальных традиций, особенностей территорий соответствующих субъектов Российской Федерации [16].

Реализация государственной  молодежной политики будет включать следующие меры:

  1. принятие специальных законодательных и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;
  2. внесение изменений и дополнений в действующее на территории Российской Федерации законодательство и иные правовые акты;
  3. разработку и осуществление государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях;
  4. создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;
  5. выделение в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики (финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, целевых молодежных фондов, программ социальной помощи отдельным категориям молодежи, социальных служб для молодежи, научных исследований по проблемам молодежи, обучения и подготовки соответствующих кадров, проведения спортивных, культурных и иных мероприятий) [16];
  6. создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.

 

1.3. Нормативно-правовые основы молодежной политики в Российской Федерации

Анализ положения дел  в сфере молодежной политики России, в том числе в части нормативно-правового, организационного обеспечения, институционального оформления вынуждает нас, исследователей согласиться с мнением авторов  проекта Доктрины государственной  молодежной политики Российской Федерации  о том, что «модель государственной  молодежной политики в Российской Федерации  не отвечает масштабу задач, стоящих  перед государством и обществом. Нормативная база государственной  молодежной политики лишена целостности  и не соответствует современной  политической и социально-экономической  ситуации. Этим обусловливается фактическое отсутствие у государственной молодежной политики официально признанного статуса».

Сегодняшняя государственная  молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов  власти по созданию условий для самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений  и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством  гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни  [31].

Молодежная политика в  России имеет три уровня выражения: федеральный, региональный и муниципальный.

На федеральном уровне в рамках молодежной политики решаются следующие задачи:

  • разработка целостного нормативного акта о молодежи;
  • определение статуса социальных служб для молодежи и социальных работников, работников по делам молодежи;
  • подготовка кадров по работе с молодежью, проведение научных исследований о молодежи;
  • осуществление международного сотрудничества в сфере молодежной политики.

Нынешняя молодежная политика государства с точки зрения ее реального влияния на жизнь молодежи оценивается малоэффективно. Декларируя ее поддержку, определяя приоритетное положение молодежи как особой социально-демографической  группы населения в структуре  демократического общества, государство  зачастую не обеспечивает свою политику реальными средствами. Как следствие, процессы формирования и реализации социального потенциала молодежи не отвечают насущным потребностям демократического и рыночного развития российского общества  [4].

Существующие социально-экономические  условия постсоветского периода  не создают гарантий для осуществления  молодежью своих прав на охрану здоровья, получение полноценного образования, трудовую занятость, рациональный досуг, гармоничное духовное, нравственное и физическое развитие. Молодежь нуждается в активной поддержке со стороны власти.

Информация о работе Реализация государственной молодежной политики в ренионе Свердловской области