Государственная политика в области охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:32, реферат

Краткое описание

Правовой основой организации работ по охране труда в Республике является Конституция Республики Беларусь (ст.41,45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан. В ст. 2 конституции Республики Беларусь провозглашено, что «…человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Содержание

1 Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда ………………………………………………………….......................3
2 Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда…………….4
3 Ответственность за нарушение требований законодательства о труде………..9
4 Список использованных источников……………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ОХ.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра экономики труда

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине: Охрана труда

на тему: Государственная политика в области охраны труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                                                                                     Куропатенкова И. Н.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Основные принципы  и направления государственной политики в области охраны труда ………………………………………………………….......................3

2 Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда…………….4

3 Ответственность за нарушение требований законодательства о труде………..9

4 Список использованных источников……………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные принципы  и направления государственной политики в области охраны труда

 

Правовой основой организации  работ по охране труда в Республике является Конституция Республики Беларусь (ст.41,45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Государство является основным гарантом прав и свобод своих  граждан. В ст. 2 конституции Республики Беларусь провозглашено, что «…человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Исходя из этого, основным принципом государственной  политики в нашей стране в области  охраны труда является приоритет  жизни и здоровья работников по отношению  к результатам трудовой деятельности, установление ответственности нанимателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов в этой сфере.

 

Роль государства в  реализации конституционного права  на труд, охрану труда определяется разнообразной деятельностью всех институтов государства: Президента, как гаранта соблюдения Конституции, Национального собрания, Правительства, республиканских органов отраслевого управления, местных исполнительных и распорядительных органов, которые принимают решения, направленные на реализацию указанных прав граждан и осуществляют контроль за их реализацией.

Государством установлены  обязанности всех субъектов правоотношений в области охраны труда, единые государственные требования в области нормирования и правового регулирования деятельности по охране труда, осуществляется работа по лицензированию производственной деятельности, представляющей опасность для жизни и здоровья людей

Государство осуществляет надзор и контроль за соблюдением  требований законодательства о труде  и об охране труда, обеспечивает ведение государственной статистической отчетности, создание системы информации и мониторинга в области охраны труда.

 Государство осуществляет  проведение научных исследований  проблем охраны труда, подготовку, повышение квалификации работников  по вопросам охраны труда.

Государство обеспечивает:

Сотрудничество органов  государственного управления с нанимателями и профессиональными союзами  в сфере труда

Развитие международного сотрудничества, следование нормам и  принципам МОТ

Социально-экономическую  защиту прав работников в области охраны труда (компенсации и льготы за работу во вредных, опасных и тяжелых условиях труда, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА, ее главные направления:

·  обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

·  государственное управление охраной труда;

·  государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда;

·  содействие общественному контролю в области охраны труда;

·  защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

·  участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

·  установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

 

 

2. Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда

 

Основополагающим  законодательным актом, определяющим и регулирующим правоотношения в сферах труда и охраны труда, является Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК). Наряду с правами работников на здоровые и безопасные условия труда (статья 11 ТК) каждый работник имеет право:

●  на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

●  обучение (инструктирование) безопасным методам  и приемам труда;

● обеспечение необходимыми средствами коллективной и  индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями, устройствами;

● получение от нанимателя достойной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, а также о средствах защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

● проведение проверок по охране труда на его рабочем  месте соответствующими органами, имеющими на то право, в том числе по запросу работника с его участием;

● отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения  непосредственной опасности для  жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также  при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. (ст. 222 ТК)

Статьями ТК  предусмотрен механизм реализации права  работников на здоровые и безопасные условия труда через обязанность  нанимателя обеспечивать такие условия.

 

Правоотношения  в сфере труда, охраны труда и  связанных с ней отношений  регулируются также основными законами:

«О здравоохранении»

«О санитарно-эпидемическом  благополучии населения»

«О пожарной безопасности»

«О радиационной безопасности»

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

«Об основах  государственного социального страхования»

«О пенсионном обеспечении»

«О техническом  нормировании и стандартизации»

«Об оценке соответствия требованиям технических нормативных  актов в области технического нормирования и стандартизации» и др.

В январе 2009 года вступил  в силу Закон Республики Беларусь "Об охране труда". Этот правовой акт на законодательном уровне закрепляет сформировавшуюся систему регулирования  общественных отношений в области охраны труда и обеспечивает условия для ее дальнейшего развития.

Деятельность  по охране труда  помимо законов  регулируется также:

- директивными документами – декретами, указами и распоряжениями Президента страны, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Беларусь. Например, Декрет от 26 июля 1999г.№ 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины

Указ от 25 августа 2006 г. №530 «О страховой деятельности»

Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»

- Нормативными правовыми актами (НПА):

♦ межгосударственные и государственные нормативными правовыми актами;

♦ техническими нормативными правовыми актами специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля;

♦ отраслевыми  нормативными правовыми актами министерств  и др. республиканских организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

♦ локальными нормативными правовыми актами нанимателей

Законодательные и директивные акты, а также  межгосударственные, государственные  и межотраслевые государственные  документы обязательны для исполнения на территории страны всеми субъектами хозяйственной деятельности и организациями независимо от формы собственности и ведомственного подчинения.

Отраслевые  нормативные документы действительны  только для учреждений и предприятий  определенной отрасли.

Локальные (производственные) документы по охране труда разрабатываются  для конкретных предприятий и учреждений и имеют силу только на этих субъектах хозяйственной деятельности.

  Система  нормативных  правовых актов по охране труда  классифицируется по ряду критериев.

 

По  сфере распространения их действия нормативные правовые акты подразделяются на: единые, межотраслевые и отраслевые.

Единые НПА распространяются на все отрасли экономической деятельности и всех нанимателей, независимо от форм собственности, видов хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности.

Такие НПА утверждаются Министерством труда и социальной защиты, Министерством здравоохранения, Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ, Министерством архитектуры и строительства, Министерством энергетики, Государственным комитетом по стандартизации РБ.

Межотраслевые НПА распространяются на ряд отраслей, производств, на отдельные виды работ либо типы оборудования. Такие документы утверждают те же органы, что и НПА единого характера.

Отраслевые  НПА являются обязательными в той или иной отрасли. Эти документы утверждаются соответствующими министерствами и др. республиканскими органами государственного управления, гос.организациями, подчиненными Правительству РБ, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Деятельность  по охране труда регламентируется локальными нормативными актами, утверждаемыми нанимателями. Это самая многочисленная группа нормативных правовых актов.

 

По  характеру регламентируемых вопросов охраны труда НПА подразделяются на ряд групп:

Первая группа норм этих правовых актов направлена на обеспечение безопасности труда на стадии проектирования производственных объектов, конструирования машин, механизмов и оборудования, а также их создания и производства.

Вторая группа НПА направлена на обеспечение безопасности во время самого процесса производства Они устанавливают порядок разработки, согласования и утверждения правил и инструкций по ОТ, обязанности руководителей и специалистов по обеспечению требований ОТ и работников – по выполнению установленных требований безопасности труда.

Третья группа НПА предусматривает меры по устранению или снижению воздействий на работающего неблагоприятных производственных факторов, устанавливает предельно допустимые величины вредных производственных факторов,  порядок предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях и права работников, здоровью которых нанесен вред вследствие несоблюдения требований ОТ.

НПА этой группы определяют порядок выдачи спецодежды, спецобуви  и др. СИЗ, молока и др. равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, установление надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам, проведения мед.осмотров и др. К этой группе следует отнести документы, содействующие обеспечению ОТ на производстве – о порядке перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пропаганды ОТ и др.

Четвертая группа НПА определяет порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по ОТ, а также ответственность за их нарушение.

Таким образом, в республике создана достаточно стройная иерархическая система нормативного правового обеспечения безопасности и гигиены  и охраны труда.

Нормативная правовая база по охране труда весьма обширна. В нее входят более 600 стандартов безопасности труда, сотни строительных норм и правил, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, норм и правил пожарной безопасности, правил безопасности эксплуатации конкретного оборудования и т.д., которые кроме полного названия имеют общепринятые сокращенные обозначения. 

Например,

Межгосударственные  стандарты – МГОСТ, ИСО;

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда –ГОСТ  ССБТ;

Государственные стандарты Беларуси  –  СТБ;

Технические условия  – ТУ;

Информация о работе Государственная политика в области охраны труда