Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:04, курс лекций
История возникновения термина «идеология» и его трактовки.
Языческая религия и славянская мифология.
Судьба языческих верований после принятия христианства .
Либеральные идеологии.
Консервативные идеологии.
Социал-демократизм и коммунизм.
Идеологическая перспектива.
Идеология – это одна из форм общественного
сознания. Первое системное учение
об идеологии возникло на периферии
либеральной политической мысли. Термин
«идеология» имеет
Карл Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) переняли у де Траси понятие идеологии, но само его учение подвергли критике за этический субъективизм и буржуазный индивидуализм. В работе «Немецкая идеология» (1845-1846), К. Маркс, Ф. Энгельс изложили собственный взгляд на идеологию, которая представлена в их творчестве как «наивное» или «ложное» сознание, необходимое для того, чтобы сделать реальные властные отношения невидимыми и тем самым оградить их от публичной критики. Идеологические иллюзии – это не случайные заблуждения, а такие типы мышления, которые соответствуют интересам правящего класса и выдаются им за «вечные законы природы и разума».
Итальянский социолог Вильфредо Парето (1848-1923) понимал под идеологией демагогические ухищрения, которым придается теоретическая форма для маскировки нелогического характера политических действий. Идеологические концепции Парето называл «деривациями», т.е. вторичными, «производными» по отношению к чувствам явлениями, которые принимаются людьми не столько потому, что кого-то в чем-то убеждают, сколько потому, что ясно выражают их желания и эмоции и находят путь к их проявлению. Поэтому, даже будучи логически несостоятельными, идеологии имеют важное социальное значение и огромную мобилизующую силу.
Большое влияние на формирование современных
подходов к пониманию идеологии
оказала концепция социолога Ка
Мангейм делил идеологии на тотальные и частичные. Тотальные идеологии охватывают все мировоззрение, определяют характер всей структуры сознания соответствующей эпохи или группы. Они способны всецело упорядочивать индивидуальные картины мира. Частичные идеологии проявляются лишь на психологическом уровне или отображают отдельные фрагменты реальности, такие как форма правления, функции государства, избирательная система и др., не влияя на все мировоззрение.
Отдельное внимание в творчестве Мангейма
уделено понятию «утопия». И идеология,
и утопия являются «трансцендентным»
по своей природе знанием, т.е. знанием,
которое выходит за пределы чувственного
опыта человека. При этом они выполняют
диаметрально противоположные функции
по отношению к социальному
В ХХ веке теория Маркса была пересмотрена и развита В.И. Лениным (1870-1924), который впервые использовал понятие «научная идеология». Носителем подлинно научной идеологии является не любой, а лишь самый передовой и сознательный класс – пролетариат. Его борьба за освобождение опирается на последние достижения науки, культуры и прогрессивной общественной мысли. Воплощая учение Маркса на практике, авангард рабочего класса не только реализует законы истории, но и просвещает массы, превращая научное знание в орудие политической борьбы. В предшествовавших марксизму идейных системах тоже имелись отдельные научные элементы, но по-настоящему научной идеологией является только марксизм, поскольку в нем высшая и строжайшая научность соединена с революционностью. Благодаря Ленину идеология как явление духовной жизни начала оцениваться в гносеологических категориях – как истинная или ложная. Тем самым ленинизм ознаменовал возвращение тезиса де Траси об идеологии как о социально полезном истинном знании. На протяжении всей советской истории марксистско-ленинское учение рассматривалось, с одной стороны, как научная основа коммунистического движения, с другой стороны, как идейное средство революционного преобразования общества.
Параллельно с тезисом о научности
идеологии развивались
После II мировой войны накал идеологической борьбы значительно убавился. В 50-60-е годы ХХ в. идеологические конфликты крупнейших политических партий в странах Запада трансформировались в менее драматичные разногласия по вопросам эффективности управления на основе ряда принципов социально-экономического устройства общества, ставших предметом всеобщего согласия. Анализируя эту тенденцию, ряд западных философов (Д. Белл, Э. Шилз, С.М. Липсет, К. Поппер, Р. Арон, З. Бжезинский, Р. Арон, Дж. Гэлбрейт) выработали концепцию деидеологиации. По их мнению, старые идеологии «левых» и «правых» утратили свою значимость под влиянием тех изменений в природе капитализма, которые привели к демократическому участию рабочего класса в политике и росту благосостояния населения. Западным обществам, которым удалось решить свои прежние социальные проблемы, все больше свойственны согласие и прагматический подход к стоящим перед ними проблемам.
В книге Д. Белла «Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах» (1960) такие явления как прекращение революционной риторики и «истощение левых идей и политических течений» представлены в качестве позитивных черт западного пути развития. Острые идеологические конфликты, по мнению Д. Белла, являются признаком незрелости общества и сопутствуют социально-экономическим кризисам. По мнению С. Липсета, идеологизация общества происходит тогда, когда в нем зарождаются новые классы или страты, которые добиваются определенного статуса в обществе. По мере достижения ими своих целей происходит деидеологизация. В работе Д. Белла делался вывод о том, что научно-техническая революция смогла предотвратить социальную революцию. На смену классовой борьбе пришел консенсус общенациональных интересов в рамках зрелого индустриального общества. На этой стадии перед странами Запада возникают проблемы, требующие уже не идеологических, а технических решений. Другими словами, та роль, которую в политике ранее играла идеология, теперь успешно выполняется наукой.
Хотя теория конца идеологии достаточно верно отражала некоторые тенденции развития западных обществ 50-х – начала 60-х годов ХХ в., она в скором времени была пересмотрена. О жизнеспособности идеологий свидетельствовали расовые конфликты в Америке, студенческие волнения в Европе, споры вокруг войны во Вьетнаме и других международных конфликтов. Кроме того концепция деидеологизации не выдержала критики философов и социологов марксистской ориентации, таких как Ч.Р. Миллс, Дж. Ла Паломбара, И. Горовиц, Н. Бирнбаум, Г. Мюрдаль и др. По их мнению, претендуя на ценностную нейтральность, концепция деидеологизации сама является идеологией, опирающейся на ряд консервативных допущений. В силу этих причин, во второй половине 70-х годов ХХ в. деидеологизация на Западе сменилась реидеологизацией – политическим курсом, направленным на возвращение идеологии роли регулятора социальных отношений. Большая заслуга в разработке этого курса принадлежала неоконсерваторам, стремившимся к преодолению духовного вакуума и созданию популярных концепций капитализма (Д. Белл, М. Новак, И. Кристолл, С. Хантингтон и др.).
Противостояние идеологий, олицетворявших
капиталистическую и
Возвращение идеологии в жизнь белорусского общества связано с насущной необходимостью определения ориентиров внешней и внутренней политики суверенного белорусского государства. На разных этапах периода независимости реидеологизация в Беларуси происходила в различных направлениях. В начале 90-х годов ХХ в. идеологические процессы в обществе развивались во многом стихийно. Руководство страны не успевало на них адекватно реагировать, в силу чего копировало действия лидеров других постсоветских республик. Собственной стратегии действий в условиях независимости оно не имело. Более определенное направление идеологическая политика белорусского государства приобрела в 1994 г. с избранием первого президента. Укрепление вертикали исполнительной власти, а также активная деятельность Президента по реализации своих предвыборных обещаний, способствовали возвращению идеологии роли связующего звена между народом и государством. Идеологические поиски не сразу стали заметны большинству граждан. Духовно-интеллектуальные поиски отечественных ученых и общественно-политических деятелей, а также официальные документы, начиная с Конституции, заканчивая концепциями и программами действий государства в различных сферах управления, не имели широкого общественного резонанса. Наиболее широкие масштабы реидеологизация в Беларуси приобрело в ходе создания в стране идеологической вертикали. С 2003 г. идеология была признана «краеугольным камнем в государственном строительстве». На семинаре руководящих работников, состоявшемся 27-28 марта 2003 г., глава государства заявил, что, по его убеждению, идеологическим работником в Беларуси должен быть каждый, кто работает в органах государственной власти и управления.
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.
Возникновение политической идеологии как способа социально-группового мышления тесно связано со становлением современного индустриального общества. Выражая интересы социальных групп, формулируя политические проблемы различного уровня сложности на доступном для рядового избирателя языке, идеологии способствуют демократизации общества и политизации граждан. Плюрализм идеологий и мнений является основой развития демократии. При наличии соревновательной партийной системы идеологии обеспечивают коммуникацию между обществом и государством. Оформление идеологических предпочтений различных групп общества способствует упорядочению механизмов выражения их интересов в процессе выработки государственной политики. Любые идеологические системы имеют готовые шаблоны решения социальных проблем, в силу чего любой курс правительства может быть рассмотрен сквозь призму идеологии.
Как правило, новые идеологические
системы возникают в условиях
общественных кризисов, когда перед
обществом возникают такие
Идеология имеет два важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология – это система ценностей, задающих ориентиры социального действия.
Чтобы уточнить сущность идеологии, необходимо разграничить ее с такими явлениями как миф, наука, философия, религия и мораль.
Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Это наиболее обобщенный, философский образ мира. В силу своей спекулятивной сущности далеко не все идеологии содержат целостную мировоззренческую основу.
Неизменное присутствие в