Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:04, курс лекций

Краткое описание

История возникновения термина «идеология» и его трактовки.
Языческая религия и славянская мифология.
Судьба языческих верований после принятия христианства .
Либеральные идеологии.
Консервативные идеологии.
Социал-демократизм и коммунизм.
Идеологическая перспектива.

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 176.28 Кб (Скачать файл)

По существу все предстоит начать сначала. Россия все еще находится  под обломками XX века. Нынешняя имитация государственного «возрождения» –  не в счет. Повторение задов западно-мирового опыта не достойно и гибельно для  России. Нас устроит только собственный  проект. И чтобы он был подлинно собственный, мы должны заложить в его  основание самый фундаментальный  камень исторической России – русское  православие. Только эта составляющая обеспечит национальную идентичность новой идеологии, преемственность  и самобытность будущей русской  истории.

Тем не менее это не апология «православного фундаментализма», как может показаться. Новая идеология принципиально шире по своим горизонтам и должна интегрировано вместить весь исторический опыт русской цивилизации, включая не только традиционную Россию до 1917 года, но и выдающийся опыт Советской эпохи. Только в соединении того и другого можно  говорить о будущем. Сегодняшнее следование церкви в фарватере власти, признание по факту рыночно-буржуазной реальности в качестве неизменной – путь в никуда. Это признак слабости идеологической позиции церкви.

Чтобы новая христианская идеология  обрела силу, она должна обладать реальной альтернативой! Такой альтернативой  и является ориентация на социально-экономический  опыт советского социализма, с его  историческим оптимизмом, приоритетом  общего дела, защитой нравственности и культуры. Как ни парадоксально, именно здесь сходятся интересы церкви по восстановлению своего духовно-нравственного  влияния в обществе, и интересы общества по комплексному восстановлению государственности. В целом это  явится тем сочетанием духовной и  социальной правды, вокруг которой  сможет консолидироваться общество. Ни сама социалистическая система без  обновления идеологического ядра, ни духовная мудрость церкви без внятной  социально-экономической платформы  – не имеют практической перспективы. Воссоединение того и другого, напротив, способно смести западно-либеральный  проект, диалектически оправдать  опыт XX века и восстановить магистральное  направление русской истории. Появление  подобного идеологического проекта не дело какой-то партии или движения – но всего общества. Когда общество соборно справится с этой задачей – новая история  России начнется.

23. Конституция РБ – правовая основа идеологии белорусского государства.

В соответствии с конституцией политической основой РБ является унитарное, демократическая, социальное и правовое государства.

  • политические партии и идеологический плюрализм (право избираться и быть избранным)
  • выборность высших органов государственной власти
  • принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную
  • единственный источник государственной власти и носитель суверенитета является народ

Народ осуществляет свою политическую власть как через непосредственных представителей выборных органов государственной  власти, путем проведения референдумов, законодательную инициативу , декретов и законов

Экономическую основу составляет многоукладная экономика, базирующаяся на государственной и  частной формах собственности в условиях их равноправного положения и конкуренции.

Социальной  основой является равноправие между  и внутри социальных, национальных, религиозных, расовых общностей. запрещается пропаганда социальной, религиозной, национальной вражды.

Принципы  народного суверенитета и народовластия

  • единственный источник государственной власти и носитель суверенитета является народ. Народ осуществляет свою власть как непосредственно (референдумы, реализуется государственная инициатива, обсуждение проектов и законов), так и через представителей других органов государственной власти (парламент, президент)
  • никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими законодательству
  • каждому гарантирована свобода мнений, убеждений и их свободное выражение
  • средства массовой информации демополизированы, являются только собственностью государства
  • свобода собраний, митингов, уличных шествий, пикетов. Они гарантированы государством и определены законом
  • каждый имеет право на свободу объединений
  • гражданин РБ имеет право избирать и быть избранным в государственные органы власти на основе всеобщего равенства, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании

Выборы являются свободными: избиратель лично решает учавствовать ему в выборах и за кого голосовать. Право выдвижения депутата в парламент, президенты. Кандидат на должность президента выдвигается только гражданами ( не менее 100 тысяч человек)

  • Гражданин РБ в соответствии способностям, профессиональной подготовки имеет право равного доступа к любой должности государственных органов
  • каждый имеет право направлять личное или коллективное обращение в государственные органы
  • каждый вправе в соответствии с международными правовыми актами, ратифицированными РБ, обратиться в международную организацию с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Личные права  и свободы дарованы человеку природой:

  • право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность, свободу мысли и совести, тайну частной жизни и коммуникаций
  • неприкосновенность жилища и свободу передвижения

Политические  права и свободы

  • свобода слова и печати
  • свобода собраний, митингов и демонстраций
  • свободу объединений
  • право на участие в решении государственных дел
  • право избирать и быть избранным в государственные органы
  • право на петиции
  • право и обязанность защиты страны

Социально-экономические  права и свободы, культурно-творческие и экологические права и свободы

  • право на труд
  • право на охрану здоровья
  • право на частную собственность и ее наследование
  • право на социальное обеспечение
  • право на образование
  • право и обязанности платить налоги

24 Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

[править] Отличительные признаки республиканской формы правления

  1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);
  2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;
  3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:
    • они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;
    • возможно досрочное прекращение полномочий.

[править] Виды республик

Республики различаются  главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

  • Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
  • Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).
  • Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны[5] (Франция, Португалия, Монголия).
 

Парламентская республика

Президентская республика

Смешанная республика

1. Статус президента

должность символична, осуществляет представительские  функции, все действия и принимаемые  акты требуют контрассигнатуры

одновременно глава государства  и глава исполнительной власти

глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции

2. Способ избрания президента

мандат получает от парламента

мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов

3. Порядок формирования правительства

парламентом на основе парламентского большинства

президентом

совместно президентом и парламентом (парламент представляет кандидатуру премьер-министра, а президент его утверждает)

4. Ответственность правительства

перед парламентом

перед президентом (парламент может  выразить вотум недоверия)

одновременно перед президентом  и парламентом

5. Наличие у президента законодательной  инициативы

отсутствует

обладает

как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть[6]

6. Право вето президента на решения парламента

отсутствует

сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента)

как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето[6]

7. Право президента распустить  парламент

используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно

отсутствует

обладает

8. Наличие поста премьер-министра

имеется

отсутствует

имеется

9. Современные страны

ФРГ, Италия, Австрия

США, Аргентина, Мексика

Франция, Румыния, Россия


 

[править] Нетипичные (смешанные) формы правления

  • Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации[7]. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
  • Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства[7]. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии[8], затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).
  • Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Информация о работе Идеология