Идеология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:04, курс лекций

Краткое описание

История возникновения термина «идеология» и его трактовки.
Языческая религия и славянская мифология.
Судьба языческих верований после принятия христианства .
Либеральные идеологии.
Консервативные идеологии.
Социал-демократизм и коммунизм.
Идеологическая перспектива.

Вложенные файлы: 1 файл

идеология.docx

— 176.28 Кб (Скачать файл)

Фундаментом демократизации общества, ядром демократии является участие общественности в  принятии важнейших решений на основе полной и достоверной информации, обеспечение доступа масс к прозрачным и открытым выборам, право протестовать против власти, которая не удовлетворяет. СМИ должны реализовывать все вышеперечисленное.

Т.о. СМИ реализует контроль над действиями власти.

Задачи СМИ:

  • Создание положительного имиджа страны, первых лиц гос-ва и обычных граждан;
  • Формирование общественного мнения относительно собственного гос-ва, его политики.

Для этого необходимо:

  • Развёртывание собственной сети внешнеполитических коммуникаций, обеспечивающих национальные интересы;
  • Предотвращение выхода противоречивой информации на международном уровне;
  • Обеспечение международной общественности объективной информацией;
  • Обеспечение общественного мнения относительно деятельности государства, его приоритетов и стратегии;
  • Создание эффективной информационной политики на международной арене; привлечение информационного и культурного потенциала белорусов за границей;
  • Использование методов межкультурной коммуникации.

20. место и роль гос институтов

парламент – высший орган законодательной  власти. Называется по-разному –  у нас национальное собрание. До референдума 1996г. 1 палата парламента –  только для простых унитарных  государств, которые не имеет в  себе других территориальных образований. в ноябре 96г. двухпалатный парламент + Совет республики.

палата представителей избирается на основе всеобщего избирательного права (110 человек).

вся страна делится на 110 округов, 1 депутат из каждого округа. выборы в парламент на альтернативной основе (политический плюрализм)

вторая палата – совет республики (64 человека) га основе косвенных выборов, от каждой области и Минска по 8 членов и 8 назначает президент.

Структура парламента: председатель, зам председатель, 16 постоянных комиссий, депутатские группы.

В палате представителей 11 постоянных комиссий, в СР – 5.

Функции:

создавать законы, утверждение госбюджета, ратифицирует международные договора, объявляет войну и мир.

В палате представителей 2 чтения законов.

СР полностью отклоняет/принимает законы (50%+1 голос), затем законы поступают к президенту, потом на доработку в парламент.( 2/3 в двух палатах и закон принимается).

 

Парламент издает 100 законов в год.

Правительство – исполнительная ветвь  власти,, которая исполняет указы, декреты, законы парламента и свои распоряжения.

Совет министров, областные советы.

Глава правительства – премьер-министр. Во всех странах избирается на партийной  основе.

В президентской республике – из той партии, которая победила на выборах.

В РБ правительство назначает президент 

25 (26) министерств и 6 председателей  государственных комитетов.

Разработана программа развития РБ до 2020г.

 

21. Под общественным объединением понимается добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов. Среди общественных объединений выделяют такие основные группы формирований, как политические партии, общественные организации и общественные движения.

К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

  • представительство социальных интересов;
  • разработка идеологии;
  • выработка программных установок, политической линий партии;
  • формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
  • участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
  • подготовка и выдвижение кадров, формирование политических элит и др.

Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство.

К общественным организациям можно  отнести профессиональные союзы, союзы  предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союзы писателей, композиторов, театральных деятелей и т. п.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные  и др.).

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, организационной и идейной; аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не организационный характер.

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

  • Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения.
  • Социальная интеграция и мобилизация
  • Социализация
  • Репрезентативная функция, или функция представительства и защиты интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами.
  • Моделирование новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей.

Особое место в структуре  гражданского общества занимают профсоюзы, которые призваны следить за соблюдением  прав и условий труда наемных  работников, а также защищать их права. Профсоюзы являются самой  массовой общественной организацией в  Беларуси. Их официальная численность  составляет около 54% всего населения республики в возрасте старше 14 лет, объединенных в 32 отраслевых профсоюза, 6 областных объединений профсоюзов.

 

22. Общественный выбор. 

 

В последнее время, в связи со сменой патриарха в Русской Православной Церкви, заметно оживились отношения  между церковью и обществом. Говорят  даже о «новой эпохе» в жизни церкви, что, думается, не далеко от истины. Причем, личность нового патриарха здесь  далеко не главный аргумент, сама историческая ситуация подвела церковно-государственные  отношения к новому этапу. Не только церковь, крепко вставшая на ноги за период своего 20-ти летнего восстановления, готова к новому уровню задач по отношению к обществу, но и общество, вдоволь помотавшись в «стране  далече» западно-либеральных реформ, ищет возвращения к фундаментальным  основам нравственности, патриотизма  и национально-государственной идентичности, изрядно растраченных в XX веке.

Однако, каковы возможные формы  нового взаимодействия церкви и общества? Проблема в том, что «классические» схемы церковно-государственных отношений существовавшие в истории (византийская «симфония», статус «государственной религии» для православия) сегодня нам очевидно не подходят. Слишком далеки политические реалии современной России, прошедшей катаклизмы нескольких революций, опыт социализма и демократии, от традиционной системы православного мироустройства. Все старое рухнуло в XX веке и нужны новые решения. Так и либеральный вариант полного «отделения церкви от государства» (практиковавшийся с не меньшим успехом и в советское время) ни церковь, ни общество не устроит. Он никак не отвечает тому масштабному комплексу задач, которые общество и церковь могут и должны решать вместе.

Правда, последнее относится скорее к обществу, чем к власти. Власть вполне устраивает существующее статус-кво в форме «официального присутствия» на церемониях в Храме Христа Спасителя как символический площадке для имитации своего единства с народом и историей. По этой схеме власть использует церковь для укрепления своей сомнительной легитимности – не более того. Ожидать от нее инициатив по поиску более фундаментального формата отношений с церковью не приходится. Последние уступки по введению в школах ограниченного «духовно-нравственного воспитания» на фоне беспредела телевизионной пропаганды разврата и насилия здесь ничего не меняют.

В итоге положение церкви в обществе характеризуется диссонансом. С  одной стороны – растущий авторитет  православия как неисчерпаемого источника нравственности, с другой – нарастающая лавина легализованного  либерализмом греха. Дальнейшее «мирное  сосуществование» этих взаимоисключающих  процессов в принципе невозможно, кому-то придется уступить. Причем, выбор  за обществом. Либо оно окончательно оттеснит церковь на периферию своей  жизнедеятельности (культурно, мировоззренчески и юридически), предпочитая свободу обходиться «без Бога», либо восстановит ее «свято место» в структуре общественного сознания, признав в качестве фундаментального духовно-нравственного авторитета.  

 

Идеологическая перспектива.  

 

Может ли вообще современное общество позволить себе роскошь иметь  высокие духовные идеалы на государственном  уровне – или это привилегия ушедших  эпох? Некоторый опыт исламских стран (в частности Ирана), сумевших сохранить  общественное сознание от поклонения «либеральным ценностям», а также  опыт советской эпохи, поднявший  «моральный кодекс строителя коммунизма» на уровень «национального проекта», показывает, что это возможно. В свете этого опыта вопрос о новом формате отношений церкви и государства переходит в сферу государственной идеологии. Именно государственная идеология как форма общественного сознания способна нести в себе самые высокие идеалы и в то же время являться политическим инструментом их практического осуществления. Не говоря уже о неисчерпаемом мобилизационном ресурсе, так необходимом ныне российскому обществу.

С чего начинается идеология? – с  некой основополагающей идеи (мировоззренческой  доминанты) признанной обществом в  качестве высшего смысла общественного  бытия и способного структурировать  его жизнедеятельность по всем направлениям. Отсюда – из центра духовной консолидации как онтологического начала –  начинается всякое единство и возрождение! Для России, русской истории и  цивилизации таким началом и  центром, без сомнения, остается христианская Истина.

Онтологически, философски и исторически  это вполне понятно. Однако сегодня  вопрос состоит в том, что этот факт вновь должен быть признан сознательно  – на идеологическом уровне! Именно в акте нового общественного признания  христианской истины как высшего  идеологического авторитета возможно «второе крещение Руси». Ибо не количеством  храмов определяется подлинность христианского  общества, а качеством его самосознания.

Пока что христианский императив  признается обществом скорее на подсознательном  уровне, когда христианская истина и церковь находятся как бы в параллельной реальности, в «потустороннем мире». А этот мир остается предоставленным  самому себе, духовно опустошенным и жестким. Такое положение не нормально и не абсолютно. Общество может быть более совершенным  в духовно-нравственном отношении, если имеет волю быть таковым. Квинтэссенцией общественной воли и является идеология.  

Пора отказаться от релятивизма  «либеральных ценностей» не различающих  добра и зла и утвердить  фундаментальное начало Правды –  заложив тем самым краеугольный камень нового духовно-идеологического единства общества. Христианское начало самой историей и культурой предназначено на эту роль. В качестве универсального ценностного критерия оно способно удовлетворить всех идеологических субъектов нынешней России: коммунистов и либералов, гуманистов и демократов, почвенников и западников – ибо само когда-то явилось исходным пунктом этих стратегий развития. Именно христианство, соединившись две тысячи лет назад с культурой античного мира, предопределило гуманистический характер современной цивилизации и в этом качестве до ныне сохраняет свою актуальность.

Не стоит искать здесь и религиозной  дискриминации. Все здравомыслящие представители различных религиозных  традиций России понимают: обращение  русского народа к своим исконным религиозным началам станет благом и для других религиозных конфессий, так как восстановит приоритет  духовных ценностей в системе  общественного развития. Россия останется  много-конфессиональной. Ибо речь не идет о монополии РПЦ на абсолютное доминирование в религиозной сфере, а лишь об идеологическом самоопределении светского по форме общественного сознания относительно фундаментальных духовно-нравственных ориентиров. Эти ориентиры для всех традиционных религий – едины. Именно в этом религиозно интегрирующем смысле и должно быть заявлено христианское начало русской идеологии. К слову сказать, не притеснит подобная перспектива и сторонников атеизма. Идеология – это атрибут светского общества. В отличии от «государственной религии» она не является обязательной к исповеданию, но допускает полную свободу совести.

Информация о работе Идеология