Гражданство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

В начале работы над выбранной нами темой, перед нами стояла цель – произвести общий теоретический и правовой анализ института гражданства и связанных с ним юридических процедур и правовых статусов применительно к современной российской правовой действительности. В рамках достижения поставленной цели нами был определен ограниченный круг научных задач, в соответствие с которым и был составлен план настоящей курсовой работы. К числу таких задач относятся:
1) определение различных научных подходов к пониманию термина «гражданство» и его сущности;
2) выделение характерных черт и основных принципов гражданства;
3) рассмотрение особенностей правового регулирования исследуемого нами правового института как на международном уровне, так и на уровне внутреннего законодательства России;
4) отражение особенностей различных порядков приобретения гражданства, предусмотренных российским законодательством;
5) определение основных способов прекращения российского гражданства и их особенностей;
6) выделение государственных органов, ведающих делами о гражданстве, и специфики их деятельности;
7) отражение основных этапов производства по делам о гражданстве;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Гражданство Российской Федерации: общие положения ……………………..6
1.1. Понятие, сущность, характерные черты
и принципы гражданства …………………………………………….6
1.2. Правовое регулирование института гражданства
в современной России ……………………………………………...10
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.
Производство по делам о гражданстве ………………………………………..13
2.1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ ………….13
2.2. Основания и порядок прекращения гражданства РФ …………..17
2.3. Государственные органы, ведающие делами
о гражданстве в Российской Федерации. Производство
по делам о гражданстве ………………………………………..20
3. Правовой статус различных групп населения, в зависимости
от наличия у них гражданства РФ ……………………………………………..24
3.1. Правовой статус гражданина Российской Федерации
и лица с двойным гражданством (бипатрида) …………………..24
3.2. Правовое положение иностранных граждан и
лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации …...27
3.3. Правовой статус беженцев и
вынужденных переселенцев в России …………………………...30
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованных источников и литературы ……………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

2) что они совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну в качестве беженцев;

3) что такие лица виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Процедура признания  лица беженцем делится на семь основных этапов:

1) обращение лица с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение такого ходатайства;

3) принятие решения  о выдаче свидетельства о рассмотрении  ходатайства по существу либо об отказе в таком рассмотрении;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства  по существу;

6) принятие решения  о признании беженцем либо об отказе в этом;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в этом.

В случае если лицо признается беженцем, оно сразу наделяется всей полнотой прав и обязанностей, соответствующих этому статусу и предусмотренных статьей 8 Федерального закона № 4528-1. Так, не только беженец, но и члены его семьи, приобретают право на получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях, на получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации, на пользование предоставленным им жилым помещением, медицинскую и лекарственную помощь и так далее. Таким лицам оказывается содействие в социальной и экономической сферах, в получении образования и участии в общественной деятельности. При этом беженцы во многом приравниваются к российским гражданам.

Беженцы также несут  дополнительные обязанности, связанные  с необходимостью соблюдения ими законодательно установленного порядка временного проживания. Так, они обязаны вовремя прибыть в центр временного размещения, регулярно проходить переучет, сообщать о смене места жительства, фамилии и так далее.  

Что касается вынужденных  переселенцев, то их статус также регулируется и специализированным законом РФ, в соответствии с которым вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка31.

Также вынужденным переселенцем может быть признан российский гражданин, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и вернувшийся в Россию, либо вынужденно прибывший в другой субъект РФ. Право быть признанным вынужденным переселенцем распространяется и на постоянно проживающих на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствие со статьей 2 рассматриваемого закона, статус вынужденного переселенца не может быть предоставлен лицу:

1) совершившему преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ;

2) не обратившемуся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства;

3) покинувшему место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Надо сказать, что статус вынужденного переселенца схож со статусом беженца, однако последнему предоставляется меньше свободы в выборе места проживания. Кроме того, процедура получения статуса вынужденного переселенца гораздо более простая. Это обстоятельство позволяет некоторым ученым ставить под сомнение целесообразность выделения двух стадий в процессе рассмотрения вопросов о беженцах32. На наш взгляд, такое решение законодателя вполне обоснованно, так как беженец, априори не являющийся гражданином РФ, требует в своем отношении гораздо более тщательной проверки, чем вынужденный переселенец.

Не стоит, однако, отрицать наличия проблем в миграционном законодательстве Российской Федерации. Наиболее важными среди них, на наш  взгляд, являются отсутствие унифицированного понятийного аппарата миграционного  законодательства, недостаточная проработанность порядка обращения лица с ходатайством о предоставлении ему статуса беженца и отсутствие законодательного обеспечения процедуры депортации иностранцев и лиц без гражданства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог научному исследованию, проведенному в рамках данной курсовой работы, можно сделать вывод о том, что институт гражданства является одним из наиболее важных институтов конституционного права. Вопросы, связанные с теоретическими и практическими аспектами гражданства, являются актуальными как для ученых, так и для юристов-практиков. Представим краткие итоги по рассмотренной нами теме:

1. Не смотря на отсутствие  единообразного определения термина  «гражданство» в науке, законодатель  вводит такое определение в  Федеральном законе «О гражданстве  РФ»: гражданство – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Научное же понимание гражданства колеблется в пределах пяти основных позиций.

2. Гражданство характеризуется устойчивостью и юридическим оформлением установленной с гражданином связи, напрямую не зависит от факта проживания лица в государстве и изначально не привязано к его этнической принадлежности.

3. Основными функциями  гражданства являются социальная, политическая, моральная и психологическая33.

4. Институт гражданства  Российской Федерации базируется  на пяти основных принципах:  единстве, равенстве гражданства,  принципе сохранения гражданства  при проживании гражданина России  за ее пределами, принципе невозможности лишения гражданина РФ его гражданства и принципе невозможности высылки российского гражданина за пределы Российской Федерации или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Отдельные исследователи также вводят дополнительные принципы, например, принцип допустимости двойного гражданства или принцип сокращения безгражданства.

5. Основы правового  регулирования вопросов о гражданстве  заложены в Конституции РФ, ФЗ  «О гражданстве», а также рядом  международных и внутренних нормативно-правовых  актов.

6. Законодательно установленными способами приобретения гражданства являются филиация, натурализация, реинтеграция и оптация. Второй и третий способ являются наиболее сложными и требуют соблюдения определенной процедуры, имеющей общий и упрощенный порядок.

7. В Российской Федерации не допускается принудительное лишение гражданства, в силу чего прекращение гражданства РФ возможно только в случае добровольного волеизъявления лица о выходе из такого гражданства. От этой процедуры необходимо отличать отмену решения по вопросам гражданства Российской Федерации.

8. Органами, ведающими  делами о гражданстве РФ, являются  Президент России, МИД РФ и  его территориальные органы, а  также МВД России и его территориальные  органы. Для каждого из них  в законе существует строго  ограниченный круг полномочий.

9. Производство по  делам о гражданстве осуществляется  в пять основных этапов, в качестве которых выступают: оформление и подача заявления по вопросам гражданства, рассмотрение заявления по вопросам гражданства, принятие решения по такому заявлению, исполнение решения по вопросам гражданства и контроль за его исполнением.

10. Между статусом гражданина  и бипатрида практически нет  различий, тогда как для иностранцев  и апатридов действует ряд  ограничений и изъятий, преимущественно  политического характера. Особым правовым статусом также наделяются беженцы и вынужденные переселенцы, обязанные соблюдать особый порядок временного проживания.

Таким образом, в заключение данной курсовой работы можно сказать, что институт гражданства в настоящее  время регулируется достаточно полно с правовой точки зрения, что, однако, не отменяет наличия практических проблем в этой области, требующих скорейшего и эффективного решения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2009. –№ 4. – Ст. 445.

2. Конвенция о статусе беженцев от 28.07.1951. – Режим доступа:       СПС «Консультант Плюс».

3. Европейская конвенция о гражданстве (ETS N 166) от 06.11.1997. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

4. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002      № 62-ФЗ: в ред. от 12.11.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон 12.06.2002             № 67-ФЗ: в ред. от 05.04.2013. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ: в ред. от 30.12.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

7. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ: в ред. от 30.12.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

8. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федер. закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ: в ред. от 09.11.2009. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

9. О беженцах: федер. закон от 19.02.1993 № 4528-1: в ред. от 30.12.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

10. О вынужденных переселенцах: закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1: в ред. от 01.07.2011. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

11. Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: указ Президента РФ от 14.11.2012 № 1325: в ред. от 29.12.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

12. Об утверждении Положения о комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава: указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1318: в ред. от 07.04.2006. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

13. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Президентом РФ. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

Специальная литература

14. Андриченко, Л.В. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы: науч. статья / Л.В. Андриченко, Л.Н. Васильева. // Журнал российского права. – 2006. - № 1. – С. 6 – 18.

15. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник /М.В. Баглай. – М.: НОРМА, 2011. – 768 с.

16. Блинов, А.Б., Чаплин, Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы: науч. статья / А.Б. Блинов, Н.Ю. Чаплин // Конституционное и муниципальное право. – 2002. – № 4. – С. 3 – 4.

17. Варлен, М.В. Гражданство: Россия и СНГ: учебно-практич. пособие / М.В. Варлен. – М.: Издательство «Проспект», 2010. – 328 с.

18. Варлен, М.В. Новые аспекты института российского гражданства: науч. статья / М.В. Варлен // Законность. – 2002. - № 12. – С. 5 – 9.

19. Калачева, С.А. Вопросы гражданства, въезда, выезда, регистрации в России и странах СНГ: монография / С.А. Калачева. – М.: Издательство    «Книга Сервис», 2003. – 224 с.

20. Козлова, Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник /Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2010. – 608 с.

21. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред.       Л.В. Лазарева. – М.: Новая правовая культура, Проспект, 2011. – 816 с.

22. Некрасова, С.И. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций / С.И. Некрасова. – М.: Издательство  Юрайт-Издат, 2009. – 167 с.

23. Овсепян, Ж.И. Гражданство в России (общетеоретическое, историческое и конституционно-правовое исследование): монография /       Ж.И. Овсепян. – Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2010. – 320 с.

24. Российское гражданство: учеб. пособие / В.Я. Кикоть, А.С. Прудников, И.Н. Зубов; под ред. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. – М.:   ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 383 с.

 

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008         № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2009. –№ 4. – Ст. 445.

2 См.: Варлен, М.В. Гражданство: Россия и СНГ: учебно-практич. пособие / М.В. Варлен. – М.: Издательство «Проспект», 2010. – С. 37.

3 Цит. по: Овсепян, Ж.И. Гражданство в России (общетеоретическое, историческое и конституционно-правовое исследование): монография / Ж.И. Овсепян. – Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2010. – С. 85.

4 О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ: в ред. от 12.11.2012. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

Информация о работе Гражданство Российской Федерации