Гражданство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

В начале работы над выбранной нами темой, перед нами стояла цель – произвести общий теоретический и правовой анализ института гражданства и связанных с ним юридических процедур и правовых статусов применительно к современной российской правовой действительности. В рамках достижения поставленной цели нами был определен ограниченный круг научных задач, в соответствие с которым и был составлен план настоящей курсовой работы. К числу таких задач относятся:
1) определение различных научных подходов к пониманию термина «гражданство» и его сущности;
2) выделение характерных черт и основных принципов гражданства;
3) рассмотрение особенностей правового регулирования исследуемого нами правового института как на международном уровне, так и на уровне внутреннего законодательства России;
4) отражение особенностей различных порядков приобретения гражданства, предусмотренных российским законодательством;
5) определение основных способов прекращения российского гражданства и их особенностей;
6) выделение государственных органов, ведающих делами о гражданстве, и специфики их деятельности;
7) отражение основных этапов производства по делам о гражданстве;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Гражданство Российской Федерации: общие положения ……………………..6
1.1. Понятие, сущность, характерные черты
и принципы гражданства …………………………………………….6
1.2. Правовое регулирование института гражданства
в современной России ……………………………………………...10
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.
Производство по делам о гражданстве ………………………………………..13
2.1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ ………….13
2.2. Основания и порядок прекращения гражданства РФ …………..17
2.3. Государственные органы, ведающие делами
о гражданстве в Российской Федерации. Производство
по делам о гражданстве ………………………………………..20
3. Правовой статус различных групп населения, в зависимости
от наличия у них гражданства РФ ……………………………………………..24
3.1. Правовой статус гражданина Российской Федерации
и лица с двойным гражданством (бипатрида) …………………..24
3.2. Правовое положение иностранных граждан и
лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации …...27
3.3. Правовой статус беженцев и
вынужденных переселенцев в России …………………………...30
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованных источников и литературы ……………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

5) являющихся недееспособными  или детьми, соответствующими условиям  части 6 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве».

Условие о сроке непрерывного проживания на территории РФ не распространяется на лиц:

а) рожденных на территории РСФСР и имевших гражданство СССР;

б) состоящих в браке с гражданином России не менее трех лет;

в) являющихся нетрудоспособными и имеющих совершеннолетних дееспособных сына или дочь, являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеющих ребенка-гражданина РФ в случаях, предусмотренных пунктом «г» части 2 статьи 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

д) имеющих совершеннолетнего ребенка-гражданина РФ, признанного недееспособным или ограниченным в дееспособности в силу решения суда      (в случае, если второй родитель не может заботиться о таком ребенке в силу действия условий, предусмотренных пунктом «д» части 2 статьи 14 ФЗ № 62);

е) являющихся нетрудоспособными, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР и зарегистрированных по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года.

Также особые правила упрощенного  порядка действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства, имеющих регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом16.

Третий способ получения гражданства – реинтеграция, регулируется статьей 15 Федерального закона № 62-ФЗ. В соответствие с данной статьей иностранные граждане и апатриды, имевшие ранее гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в российском гражданстве с соблюдением условий общего порядка натурализации. При этом срок их непрерывного проживания на территории России сокращается до трех лет.

Стоит также отметить, что как  заявления о приеме в гражданство, так и заявления о восстановлении в гражданстве могут быть отклонены в случаях, предусмотренных статьей 16 закона «О гражданстве». Например, такими условиями являются выступление заявителями за насильственное изменение основ конституционного строя, использование ими подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации и так далее.

Говоря об оптации, то есть выборе гражданства при изменении Государственной границы РФ, стоит отметить, что порядок ее осуществления определяется в каждом конкретном случае международным договором в соответствие с которым и происходит такое изменение. При этом право на выбор гражданства предоставляется только лицам, проживающим на территории, государственная принадлежность которой изменена. Надо сказать, что оптация одновременно может выступать в качестве основания прекращения российского гражданства.

Порядок производства по делам о  гражданстве будет более подробно рассмотрен нами в третьем пункте настоящей главы. Здесь же стоит отметить, что перед подачей заявления о получении гражданства по второму и третьему основаниям, заявитель должен не только выбрать правильное основание, но и соблюсти указанные в законе условия.

 

2.2. Основания  и порядок прекращения гражданства  РФ

Как уже отмечалось нами ранее, в Российской Федерации (как  и в большинстве стран мира) действует принцип невозможности  лишения российского гражданина его гражданства. Следовательно, процесс прекращения гражданства может носить исключительно добровольный характер, что, однако, не отменяет наличие особой урегулированной законом процедуры, предусматривающей наличие общего и упрощенного порядка.

Надо сказать, что многие демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства. При этом само по себе заявление об отказе от гражданства часто не признается достаточным. Во многих странах законы позволяют исполнительной власти лишать человека гражданства, если он совершил преступление в другой стране, перешел в гражданство другого государства, поступил на иностранную государственную службу и так далее17. Лица, лишенные гражданства, могут быть высланы из страны. В нашей стране не предусмотрено процедуры лишения гражданства помимо добровольного волеизъявления лица.

Вопросы прекращения  российского гражданства регулируются главой III Федерального закона «О гражданстве РФ». В соответствие со статьей 18 данного ФЗ, основаниями прекращения гражданства России являются:

1) выход из такого  гражданства;

2) иные основания, предусмотренные этим федеральным законом или международным договором.

Выход из российского  гражданства возможен только на основании  добровольного волеизъявления гражданина. При этом для большинства людей предусмотрен общий порядок выхода из гражданства. Место жительства гражданина имеет значение только для определения ответственного за рассмотрение заявления о выходе из гражданства органа. Так, для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, таким органом является Президент РФ, который и принимает окончательное решение. Заявления российских граждан, проживающих на территории иностранного государства, подаются в соответствующие структуры Министерства иностранных дел РФ (как правило, в консульства), где и рассматриваются.

Упрощенный порядок  выхода из гражданства предусмотрен частью 3 статьи 19 Федерального закона от 31 мая 2002 года.  Он распространяется на ребенка, один из родителей которого имеет российское гражданство, а другой является иностранным гражданином, а также на ребенка, единственный родитель которого является иностранным гражданином. В этом случае заявление обоих родителей (или единственного родителя) подается и рассматривается в соответствующих структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Закон предусматривает  основания отказа заявителю в  выходе из гражданства Российской Федерации. Основания такого отказа следующие:

1) наличие у заявителя  установленного федеральным законом  невыполненного обязательства перед  РФ;

2) привлечение заявителя компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу, а также в случае наличия в отношении него вступившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда;

3) отсутствие у заявителя иного гражданства и гарантий его приобретения (данное положение также направлено на недопущение безгражданства).

От выхода из российского гражданства  следует отличать другую важнейшую  процедуру – отмену решения по вопросам гражданства Российской Федерации. Данная процедура, в отличие от выхода из гражданства, осуществляется компетентными государственными органами вне зависимости от согласия на это гражданина. При этом речь идет только о лицах, получивших гражданство на основе натурализации и реинтеграции.

Основанием для отмены решения  по вопросам гражданства РФ, в соответствие со статьей 22 Федерального закона «О гражданстве», является предоставление заявителем органам, принявшим такое решение, подложных  документов, а также заведомо ложных сведений. При этом факт использования таких документов или сведений должен быть установлен в судебном порядке.

Решение об отмене ранее принятого  решения по вопросам гражданства  выносит тот орган, который принимал первоначальное решение: Президент Российской Федерации либо соответствующие структуры МВД или МИД России18. При этом Федеральным законом «О гражданстве РФ» не устанавливаются сроки давности для принятия рассматриваемого решения, что означает, что оно может быть принято в любое время. Предыдущий же законодательный опыт России в данной области устанавливал своеобразные сроки давности, по истечении которых отмена решения о прием в гражданство была невозможна19. На наш взгляд, современное законодательное установление более соответствует реалиям российского общества, и отмена сроков давности целесообразна.

Стоит также отметить, что отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматического прекращения гражданства его супруга, детей и других родственников. Однако гражданство ребенка в этом случае может быть прекращено при наличии письменного согласия другого родителя – гражданина Российской Федерации и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

 

2.3. Государственные  органы, ведающие делами о гражданстве  в Российской Федерации. Производство  по делам о гражданстве

Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. Статья 28 Федерального закона   «О гражданстве Российской Федерации» определяет закрытый список таких ответственных государственных органов, к числу которых относятся:

1) Президент Российской Федерации;

2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (МВД России), и его территориальные органы;

3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД России), и его территориальные органы – дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами России.

Каждый из указанных  выше органов наделяется определенной компетенцией в соответствие с законом  о гражданстве. Так, в силу норм статьи 29 этого закона, Президент РФ разрешает вопросы о приеме в гражданство в общем порядке, о восстановлении в гражданстве, о выходе из гражданства РФ в общем порядке, а также об отмене принятых им ранее решений по вопросам гражданства РФ. При этом стоит упомянуть также и вспомогательный орган, действующий при Президенте Российской Федерации.

В настоящее время  таким органом является Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, созданная и действующая в  соответствие с Положением о Комиссии, утвержденном Указом Президента России от 14 ноября 2002 года № 1318. В соответствие с пунктом 1 этого Положения, Комиссия «является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, обеспечивающим реализацию конституционных полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища»20. В задачи Комиссии входит разработка для Президента предложений по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в данной области, осуществление контроля за исполнением решений по вопросам гражданства и так далее.

Говоря о полномочиях  МВД Российской Федерации и его  территориальных органов, при разрешении вопросов о гражданстве, следует  отметить, что статья 30 соответствующего Федерального закона императивно определяет их круг. Так, МВД вправе определять наличие российского гражданства у лиц, проживающих на территории РФ, принимать заявления по вопросам гражданства от таких лиц, проверять факты и документы, представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства и так далее. Наиболее важными, на наш взгляд, полномочиями Министерства внутренних дел в рассматриваемой области являются рассмотрение вопросов о предоставлении гражданства в упрощенном порядке, оформление гражданства и ведение учета лиц, в отношении которых МВД России было принято решение об изменении гражданства.

Министерство иностранных  дел Российской Федерации и его  территориальные органы осуществляют полномочия, сходные с функциями МВД России в данной области, только в отношении лиц, проживающих за пределами российской территории.

Говоря о производстве по делам о гражданстве, стоит отметить, что оно также исчерпывающим образом регулируется главой VII Федерального закона «О гражданстве РФ», а также уже упоминаемым нами ранее Указом Президента Российской Федерации № 1325. В соответствие с указанными нормативными положениями, производство по делам о гражданстве делится на пять основных этапов21:

1. Оформление и подача  заявления по вопросам гражданства.

2. Рассмотрение заявления по вопросам гражданства.

3. Принятие решения  по такому заявлению.

4. Исполнение решения  по вопросам гражданства.

5. Контроль за исполнением такого решения.

Относительно первого  этапа нами уже неоднократно упоминалось  в предыдущих пунктах настоящей главы, так что мы считаем излишним более подробно останавливаться на этом. Можно только отметить, что такое заявление обязательно подается в письменной форме и удостоверяется личной подписью заявителя.

Срок осуществления  второго этапа императивно определен частями 2 и 4 статьи 35 ФЗ «О гражданстве»: при общем порядке заявление может рассматриваться в срок до одного года со дня его подачи, а при упрощенном – до шести месяцев со дня подачи заявления.

По окончании рассмотрения заявления по вопросам гражданства, выносится письменное решение с указанием оснований его принятия. При этом отдельного срока для этого не предусмотрено – решение должно быть принято в течение срока для рассмотрения заявления лица. При этом лицо вправе повторно обратиться с заявлением по вопросам гражданства не ранее, чем через один год, после принятия первоначального решения.

Исполнение решения  по вопросам о гражданстве осуществляется МВД России и его территориальными органами (для лиц, проживающих на территории РФ) или МИД России и его территориальными органами (для лиц, проживающих за пределами российской территории). Исполнение заключается в сообщении заинтересованным лицам о принятых решениях и выдаче этим лицам соответствующих документов. Эти же органы осуществляют и контроль за исполнением решений по вопросам гражданства и информируют о результатах такого контроля Президента Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

3. ПРАВОВОЙ СТАТУС РАЗЛИЧНЫХ  ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ, В ЗАВИСИМОСТИ  ОТ НАЛИЧИЯ У НИХ ГРАЖДАНСТВА РФ

Информация о работе Гражданство Российской Федерации