Гражданство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

В начале работы над выбранной нами темой, перед нами стояла цель – произвести общий теоретический и правовой анализ института гражданства и связанных с ним юридических процедур и правовых статусов применительно к современной российской правовой действительности. В рамках достижения поставленной цели нами был определен ограниченный круг научных задач, в соответствие с которым и был составлен план настоящей курсовой работы. К числу таких задач относятся:
1) определение различных научных подходов к пониманию термина «гражданство» и его сущности;
2) выделение характерных черт и основных принципов гражданства;
3) рассмотрение особенностей правового регулирования исследуемого нами правового института как на международном уровне, так и на уровне внутреннего законодательства России;
4) отражение особенностей различных порядков приобретения гражданства, предусмотренных российским законодательством;
5) определение основных способов прекращения российского гражданства и их особенностей;
6) выделение государственных органов, ведающих делами о гражданстве, и специфики их деятельности;
7) отражение основных этапов производства по делам о гражданстве;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Гражданство Российской Федерации: общие положения ……………………..6
1.1. Понятие, сущность, характерные черты
и принципы гражданства …………………………………………….6
1.2. Правовое регулирование института гражданства
в современной России ……………………………………………...10
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации.
Производство по делам о гражданстве ………………………………………..13
2.1. Основания и порядок приобретения гражданства РФ ………….13
2.2. Основания и порядок прекращения гражданства РФ …………..17
2.3. Государственные органы, ведающие делами
о гражданстве в Российской Федерации. Производство
по делам о гражданстве ………………………………………..20
3. Правовой статус различных групп населения, в зависимости
от наличия у них гражданства РФ ……………………………………………..24
3.1. Правовой статус гражданина Российской Федерации
и лица с двойным гражданством (бипатрида) …………………..24
3.2. Правовое положение иностранных граждан и
лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации …...27
3.3. Правовой статус беженцев и
вынужденных переселенцев в России …………………………...30
Заключение …………………………………………………………………………34
Список использованных источников и литературы ……………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

3.1. Правовой  статус гражданина Российской Федерации и лица с двойным гражданством (бипатрида)

В соответствие с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве» № 62-ФЗ, «гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения»22. При этом на гражданина России распространяется вся полнота прав, свобод, обязанностей и ответственности, предусмотренная российским законодательством. Кстати, не смотря на то, что ответственность всегда в обязательном порядке включается в конституционно-правовой статус гражданина, в законодательном определении понятия «гражданство» этот термин отсутствует, что вызывает недоумение у некоторых отечественных ученых23.

Говоря о двойном  гражданстве, следует упомянуть, что  большинство исследователей не делают особых различий в статусе лица с одним гражданством и бипатрида. Не прослеживается таких различий и в законодательстве. Мы также склонны считать, что каких бы то ни было важных особенностей, характерных только для статуса бипатрида, не существует. Однако, исходя из общего принципа исключительности гражданства, можно сказать, что официальная позиция Российской Федерации строится на в целом отрицательном отношении к статусу бипатрида. Это связано со стремлением каждого государства установить со своими гражданами устойчивую правовую связь, которая автоматически ставится под сомнение при установлении такой же связи с другим государством. При этом, что вполне естественно, российское законодательство все же предполагает возможность двойного гражданства.

Более того, в некоторых случаях статус бипатрида может даже считаться благом для нашего государства. Это, прежде всего, относится к соотечественникам, являющимся гражданами стран Балтии и СНГ. Здесь Россия активно использует достаточно распространенную международную практику приобретения двойного гражданства на основании международных договоров. В частности, такие договоры в настоящее время заключены и действуют с Таджикистаном и Туркменистаном.

Надо сказать, что как  мировая, так и отечественная  практика существования субинститута двойного гражданства позволяет выделить ряд положительных и отрицательных черт этого явления. Так, положительными последствиями являются24:

1) получение бипатридами  права безвизового въезда не  только в страну второго гражданства,  но и в иные государства, с которыми этой страной заключен соответствующий международный договор;

2) наличие у лиц  с двойным гражданством широких  прав в сфере предпринимательства  и трудоустройства (по сравнению  с иностранцами);

3) решение в некоторых  странах в отношении таких  лиц проблем с медицинским  обслуживанием и социальным обеспечением;

4) приобретение ими льгот по налогообложению.

К отрицательным аспектам двойного гражданства относятся25:

1) необходимость несения  воинской службы хотя бы в  одном из государств гражданства;

2) наличие ряда ограничений  в отношении государственных  должностей;

3) возможные проблемы в налоговой области и так далее.

В этом отношении стоит  отметить, что Российская Федерация  также требует у своих граждан  исполнения воинской обязанности, но в  случае, если лицо с двойным гражданством уже исполнило ее на территории иностранного государства, это лицо должно быть освобождено от исполнения воинской обязанности. Что касается налоговой области, то здесь освобождение от двойного налогообложения возможно только в случае наличия об этом международного соглашения с участием России.

Стоит особо отметить, что Конституция Российской Федерации ясно указывает, что приобретение гражданином РФ иного гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Однако в части 2 статьи 62 Конституции также допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. На настоящий момент подобных законодательных норм или договорной практики не существует.

На наш взгляд, целесообразно  также более подробно остановиться на документах, удостоверяющих гражданство. К таким документам относятся26:

а) паспорт;

б) заграничный паспорт;

в) свидетельство о  рождении (для граждан РФ, не достигших 14 лет);

г) дипломатический паспорт (выдается определенному кругу сотрудников  МИД России в посольствах и  консульствах);

д) служебный паспорт (выдается военнослужащим Пограничной  службы России, служащим в странах  СНГ);

е) паспорт моряка, или удостоверение личности моряка.

В случае если российский гражданин утерял один из имеющихся  у него документов во время пребывания на территории иностранного государства, территориальными органами МИД России ему выдается свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. Этот вопрос регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

 

3.2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов) в Российской Федерации

В настоящее время  Россия находится в процессе активной интеграции страны в мировое сообщество. Результатом этого явления, в том числе, является значительное количество иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории нашей страны. В соответствие с    частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Это же касается и так называемых апатридов – лиц без гражданства. Рассмотрим особенности правового статуса этих двух групп населения.

В соответствие с абзацем 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от       25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранным гражданином является «физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства»27. При этом такими гражданами могут быть и сотрудники дипломатических и консульских представительств (а также члены их семей), и постоянно проживающие в России иностранные граждане, (в том случае, если они имеют на то разрешение или вид на жительство), а также лица, временно пребывающие в России. К последним, в свою очередь, относятся члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и так далее. В отношении иностранных граждан могут действовать особые режимы на территории России: режимы постоянного проживания, временного пребывания и временного проживания.

Как уже было сказано  выше, иностранцы обладают всеми правами  и обязанностями гражданина Российской Федерации за некоторыми изъятиями. При этом такие изъятия, как правило, не касаются личных, экономических, социальных и культурных прав иностранцев, что является отражением принципа включения общепризнанных норм и принципов международного права, а также международных договоров, в российскую правовую систему28.

Основная область изъятий, связанных с особым правовым статусом иностранных граждан – это  политические права. Так, в соответствие с    пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, иностранные граждане не могут быть избранными в государственные органы РФ, а также не могут занимать ряд государственных должностей. Это же касается и участия иностранных граждан в политических партиях, и права на участие в референдуме.

Однако, иностранцы, постоянно  проживающие на территории Российской Федерации, могут реализовывать  свои избирательные права на местном  уровне. В соответствие с положениями  вышеуказанного закона и абзаца 5 статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», они могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме и иных избирательных действиях наравне с гражданами РФ.

В отношении иностранных  граждан действуют также ограничения  в передвижении, заключающиеся в  том, что при определенных условиях в целях обеспечения государственной безопасности и охраны общественного порядка в отношении них могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства. Действуют также экономические ограничения: приобретение земли в приграничных территориях, доля участия в организации средств массовой информации и так далее.

В конституционный статус иностранцев также входит большое  количеством обязанностей, характерных  для российских граждан. Так, они  обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане также обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы. Однако, воинская обязанность, в силу своей исключительной природы, не распространяется на иностранцев.

Как уже упоминалось нами ранее, правовой статус неизбежно включает в себя не только права и обязанности, но и ответственность лица. В соответствии с этим, любой иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся на российской территории, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Указанные выше положения  справедливы и по отношению к  лицам без гражданства, если иное не предусмотрено законами или международными договорами Российской Федерации. В  соответствие с абзацем 3 части 1 статьи 2 уже упоминавшегося Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», лицом без гражданства является «физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства»29.

Надо сказать, что Россия (как и все мировое сообщество) отрицательно относится к статусу  безгражданства и способствует его  сокращению в соответствие с положениями  Нью-Йорксокой конвенции 1961 года. Это обстоятельство, безусловно, является положительной тенденцией.

 

3.3. Правовой статус беженцев  и вынужденных переселенцев в  России

Рассматривая ранее  проблемы, возникающие в ходе практического  применения института гражданства, мы отмечали, что многие ученые связывают их возникновение с несовершенством миграционной политики государства. Российская Федерация, как всякая демократическая, активно развивающаяся страна, постоянно сталкивается с проблемами в сфере миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на ее территории в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Для решения возникающих в связи с этим вопросов в нашей стране был принят ряд нормативно-правовых актов.

Стоит отметить, что основополагающими из них выступают Закон РФ    № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и Федеральный закон № 4528-1     «О беженцах». Рассмотрим особенности правового статуса этих двух специфических групп населения в соответствие с нормами указанных законов.

В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах», под  беженцем понимается лицо, не являющееся гражданином России, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Также беженцем является лицо, не имеющее определенного гражданства и находящееся вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобны событий, которое не может или не желает вернуться в эту страну вследствие таких опасений30.

В отношении беженцев был также принят международный правовой акт, к которому в свое время присоединилась и Россия – Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года. В соответствие с пунктом «F» статьи 1 данной Конвенции статус беженца не может быть предоставлен лицам, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать:

1) что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности (в том значении, в котором они понимаются в международных актах);

Информация о работе Гражданство Российской Федерации