Государственная региональная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 09:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;
озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;
описать социально-экономическое и политическое развитие Московской области;
рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственная региональная политика в Российской Федерации
.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты
.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации
Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области
.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области
.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения
Заключение
Список литературы и других используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

bibliofond.ru_649500.rtf

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный университет им. Шолохова»

Егорьевский филиал

Кафедра технологии, информатики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Государственная региональная политика в Российской Федерации

 

 

 

 

Студентки 4 курса заочного отделения

юридического факультета

Научный руководитель:

Старший преподаватель

 

 

 

 

2011

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Государственная региональная политика в Российской Федерации

.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты

.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации

Глава 2. Анализ государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области

.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Московской области

.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения

Заключение

Список литературы и других используемых источников

 

 

Введение

 

Актуальность темы предпринятого исследования объясняется необходимостью осмысления современного положения в сфере взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации.

Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических интересов государства, как основа региональной политики был забыт при распаде СССР. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами.

В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий, политика бюджетного выравнивания, более 10 лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признана и на государственном, и на региональном уровне. Проблемы государственного регулирования регионального развития постепенно занимают одно из ведущих мест в современной политической науке. По данным проблемам ведутся горячие дискуссии в научных, политических и экономических кругах.

В условиях современной социально-экономической и политической ситуации в России государственная региональная политика должна представлять собой систему мер государственного воздействия на субъекты Российской Федерации, совместно осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом.

Объектом исследования является государственная региональная политика в Российской Федерации.

Предметом исследования являются процессы осуществления государственной региональной политики в Российской Федерации на примере Московской области.

Целью работы является исследование особенностей государственной региональной политики в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение государственной региональной политике, озвучить ее аспекты;

озвучить основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации;

описать социально-экономическое и политическое развитие Московской области;

рассмотреть эффективность государственной региональной политики в Российской Федерации и способы ее повышения.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения, списка литературы и других используемых источников. Объем курсовой работы: 35 листов.

 

 

Глава 1. Государственная региональная политика в Российской Федерации

 

.1 Определение государственной региональной политики и ее аспекты

 

Государственная политика формируется преимущественно государством, общественная политика предполагает участие граждан в ее формировании и реализацию через институты гражданского общества. В обоих случаях политика направлена на решение общественных проблем, существование этих терминов фиксирует разные подходы к ее разработке, подтверждает, что в современных условиях грань между субъектами и объектами государственной политики все менее заметна [5, c. 78].

В современной России утверждается понимание трех уровней государственной политики: местный (город, район и ниже), региональный (область, край, республика) и уровень федеральный. Естественно, что важны все эти уровни, но для исследования особый интерес представляет региональный.

Регион (от лат. Regio (regionis) - область) - как обширный территориальный массив, большой район, охватывающий в России несколько областей, в других странах соответствующие единицы. Может включать и группу стран. Регион выделяется по сходным экономическим, социально-политическим и иным особенностям [9, c. 64].

Также можно сказать, что регион - определенная часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и собственно пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления [8, c. 199].

Звучное слово «регион» употребляется сейчас чаще всего как синоним субъекта Российской Федерации. В рамках государственной региональной политики это особенно актуально.

Одна из ветвей государственной политики - это государственная региональная политика. Это самостоятельное направление государственной политики по регулированию регионального развития в соответствии с федеральными приоритетами [16, c. 1].

По сути, государственная региональная политика является более широким понятием региональной политики. Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации [18, c. 1].

Главный объект исследования государственной региональной политики - отношения между центром (государством в целом) и регионами (территориями).

К задачам государственной региональной политики относятся:

формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории Российской Федерации, с учетом интересов и приоритетов регионального развития;

создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;

создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах Российской Федерации [16, c. 1].

В рамках региональной политики регламентируются взаимосвязи между центром и регионами, определяются права и полномочия административных единиц; складывается своя практика влияния центра на регионы и, наоборот, регионов на центр, заключенная в стабильные или меняющиеся правовые рамки.

Реальными противоречиями современной российской провинции, которые являются для неё наиболее важными и будут определять ее развитие на ближайшие годы, выступают прежде всего, противоречия:

между федеральным центром и субъектами федерации;

между региональными элитами и внутри них;

проблемы борьбы за ресурсы и их использованием.

На этапе разработки государственной региональной политики в целях ее эффективной реализации определяется система инструментов и методов, с помощью которых будут выполняться планируемые мероприятия, т.е. формируется оптимальный механизм реализации политики. Он включает организационно-управленческую, нормативно-правовую основу, финансово-экономические компоненты, систему управления персоналом.

Реализация государственной региональной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта, но еще в процессе разработки политики важно предусмотреть наличие правового обеспечения готовящихся государственных решений. Выделяют несколько уровней правового регулирования политики:

Конституция, где определены принципы построения системы власти и принципы формирования государственной политики;

федеральные конституционные законы, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, положения о государственных органах, отражающие приоритеты, цели, функции в определенной сфере;

видовые федеральные законы, постановления Правительства РФ о целевых программах;

подзаконные акты, нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, отражающие вопросы регулирования деятельности по реализации политики в конкретной сфере;

государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;

распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения [18, c. 1].

Стоит отметить, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

В государственной региональной политике можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами (подобное в том или ином виде существует во всех странах - и унитарных, и федеративных).

Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром.

Сюда можно отнести федеральные целевые программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионе, такие, как: программа развития Калининградской области на период до 2014 года, программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», программа «Юг России (2008-2012 годы) ». Суть их в повышении уровня жизни в регионах за счет финансирования здравоохранения, промышленности и пр.

Социальный аспект государственной региональной политики направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.

К нему относятся программы по поддержке незащищенных слоев населения. Здесь можно озвучить предоставление субсидии на постройку и покупку жилья малоимущим гражданам - «Жилище» на 2002-2010 годы, поднятие культурного уровня в субъектах РФ - «Культура России (2006-2010 годы)», здравоохранение и взращивание здоровой нации - «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011годы», а также «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».

Таким образом, экономический, социальный и политический аспекты государственной региональной политики тесно связаны между собой. Разработка и эффективная реализация моделей каждого из аспектов повлечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективности государственной политики в целом.

 

.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации

 

Для систематизации регионального политического процесса можно выделить этапы, каждый из которых характеризуется определенной системой отношений в рамках региона и в его отношениях с центром. Этот процесс может рассматриваться как для страны в целом (наиболее общие изменения в ситуации на местном уровне), так и для отдельных территорий.

В начале 90-х гг. социально-экономическому положению субъектов страны не уделялось должного внимания. Россия вступала в новый этап развития. После событий августа 1991 г, фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Президент, Правительство и Верховный Совет России получили возможность для реализации радикальных государственно-политических и социально-экономических преобразований в стране. Этого требовало кризисное состояние как экономики, так и общества в целом. Однако осенью 1991 г. российское руководство видело свою задачу прежде всего в разрушении структур КПСС, создании собственной системы исполнительной власти как в центре, так и на местах, а также в борьбе за перераспределение рычагов управления страной от союзных к республиканским органам.

Таким образом, регионы практически были «сами по себе». Пока центр делил власть и полномочия, экономический аспект политики был в упадке.

К концу 90-х гг. прошлого века стало очевидным, что без принятия законодательных решений о прогнозировании и программировании социально-экономического развития страны и регионов нельзя осуществлять эффективную региональную политику и эффективное региональное управление. Вследствие этого был принят указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», в котором в качестве основных целей региональной политики современной России были названы: стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов страны, повышение на этой основе уровня жизни населения, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов [18, c. 1].

Впоследствии принимались другие документы, прямо или косвенно относящиеся к вопросам региональной политики и регионального управления, например, к прогнозированию социально-экономического развития регионов-субъектов РФ, к разработке и реализации целевых программ регионального развития.

Информация о работе Государственная региональная политика в Российской Федерации