Возникновение правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:26, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть тему реферата.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;
- проанализировать современное понимание концепции правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

полит.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

В чем же заключается отличие  правового государства от государства  как такового? Государство как  таковое характеризуется его  всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола  и насилия со стороны государственных  органов и должностных лиц. В  отличие от него правовое государство  связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения  внутренней и внешней политики.

2. Оно представляет собой  политическую организацию общества, основанную на соответствующем  социально-экономическом базисе  общества.

3. Располагает специальным  государственным механизмом.

4. Обладает определенной  административно-территориальной организацией  на своей территории.

5. Существует благодаря  налогам и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.[10]

Особенности механизма современного правового государства заключаются  в следующем. Все его структурные  части, и элементы функционируют  на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым  назначением и в своей специфической  форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и  элементы правового государства  всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные  конституцией и другими нормативно-правовыми  актами. Права и свободы граждан  обеспечиваются органами правового  государства. Механизм правового государства  является способом его существования. Функции правового государства  реализуются с помощью его  механизма. Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных  методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.

Первый этап развития правового  гражданского общества - это становление  рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение  рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение  социальной защищенности граждан, наличие  гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет  долгим, сложным и противоречивым.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Правовое государство - это  всеохватывающая политическая организация  общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает  не только и не столько приоритет  закона как разновидности нормативно-правового  акта в отношении подзаконных  актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами  общества действующим законодательством. В правовом государстве любое  ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязательно последовательно  и неукоснительно обеспечивает реализацию этих прав и защищает их. В этой связи  принципиальное значение приобретает  проблема правового равенства в  различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

В качестве одной из важнейших  задач, связанной с формированием  правового государства, следует  рассматривать развитие и совершенствование  законодательства, формирование новой  по существу правовой системы.

Еще в 1991 году была принята  Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что  государство признает приоритет  прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести  и достоинства человека - главная  обязанность государственной власти.

Но это, я считаю, только начало на пути к намеченной цели. Это  только попытка поставить личность и государство в равные условия, хотя зачастую в жизни в отношении  правовых гарантий остается неприкосновенным только государство. Но нам посчастливилось  жить в такое время, когда интересы личности стоят на первом плане, то есть все для граждан, для их удобства и комфорта. Хотелось, чтобы эта  практика европейских стран внедрилась в нашу страну. В государстве, где  общество формируется под влиянием культуры и нравственных ценностей, чтят законы и правопорядок.

Рассмотрев концепцию  правового государства можно  прийти к выводу, что в настоящее  время делаются многочисленные попытки  построить правовое государство, например Республика Беларусь уже объявлена  таковым, но это еще не значит, оно  реально существует, “это является скорее задачей, которую предстоит  решить в ходе реформирования Республика Беларусь, нежели свершившимся фактом”. Исходя из этого можно сделать вывод, что необходимо заниматься проблемой создания рационального (правового) государства, как в наши дни, так и в обозримом будущем, ища способы решения данной проблемы.

Следует также отметить, что сейчас уже достигнуты некоторые  успехи – все большее количество государств становится на путь демократизации отношений между государством и личностью.

Таким образом, ясно, что  концепция правового государства, с одной стороны, стоит в одном  ряду с утопическими проектами, но, с другой стороны носит весьма заметный отпечаток реализма, который  сказывается в том, что, во-первых, принципы правового государства опираются как на многовековую научную традицию, так и на обширный практический опыт, а во-вторых, правовое государство не претендует на коренное и окончательное усовершенствование общества, но выступает лишь как одна из мер, наряду с другими путями движения к искомому идеалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.: Общая теория государства и права: Курс лекций – Мн.: Тесей, 1998 - 344с.

2. Аристотель.: Политика. М., 1911. - 155с.

3. Монтескье Ш.: Избранные сочинения. М., 1955. – 289с.

4. Кант И.: Сочинения. Т. 4. Ч.2. -233с.

5. Лазарев В.В., Липень С.В.: Теория государства и права: Хрестоматия   - М., 2001.

6. Марченко М.Н.: Общая теория государства и права. Том 2. Теория права6 - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 656.

7.Дмитрук В.Н.: Теория государства и права. /Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 1998.

8.Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

9.Нерсесянц В.С.: Правовой характер взаимоотношений личности, общества и государства // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989.

10. Кучинского В.А.: Проблемы формирования правового государства в Беларуси - Мн., 1994.

 


Информация о работе Возникновение правового государства