Возникновение правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:26, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть тему реферата.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;
- проанализировать современное понимание концепции правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

полит.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

Сейчас, делая попытки  выровнять всех в их правах, мы опять  косвенно подразделяем весь мир на “богатых”, которые нарушают эти  права, которых все мы считаем  какими-то мафиози, и “бедных”, о  которых некому позаботиться. Причины неисполнения законов мы привыкли видеть в чем угодно: в социалистическом наследии, в мафии, в коррупции, но никто не хочет признать того, что именно он первый не исполняет законы, потому что-либо не знает их, либо просто не в состоянии исполнить их. Свобода человека может стать только тогда реальной, когда каждый человек начнет соблюдать и уважать свободу другого.

Взаимные права и обязанности  государства и личности составляют один из признаков правового государства. Государство и личность взаимосвязаны и взаимозависимы: государство не может существовать без личности, а личность - без государства. Правовое государство обеспечивает личности защиту ее прав и свобод, защиту от антисоциальных элементов, предоставляет возможность участвовать в общественной жизни страны. Личность обеспечивает государству его существование, развитие и процветание. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это не свобода делать то, что хочется, а свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве - это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать “разумный эгоизм” - я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства — все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие. “...Где нет принципа формального равенства, там нет и права как такового”[9]. А где нет права, там не может существовать и правовое государство.

Правовое положение и  взаимоотношения всех субъектов  общественной, политической и государственной  жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы  всей конструкцией правовой государственности. Если не определено правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях.

Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности  свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и  государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так  как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение  в чиновничьем аппарате. Соответственно, фактически свободы личности защищает бюрократический чиновничий аппарат, который вовсе не заинтересован  в этом. Пользуясь правом защиты свободы человека, аппарат может  присвоить себе большую свободу, чем ему принадлежит по Конституции. Для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека необходимо привлекать суды, которые должны состоять из представителей самого народа. Тогда будет исключаться  сама возможность договориться между  разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве  в нем народных выборных, может  защитить граждан от чиновничьего произвола  и сохранить их права и свободы.

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или  по инвалидности, право на труд и  на отдых, на бесплатное медицинское  обслуживание и образование. При  этом не отрицается, что все то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры. То есть фирма  может за свой счет предоставить своим служащим посещать поликлинику или выплачивать пенсию по инвалидности.

Республика Беларусь на сегодняшний  день считается правовым государством, что закреплено в Конституции  Республики Беларусь. Под правовым государством обычно понимается “практический  институт обеспечения и защиты свободы, чести и свободы личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством  и ведомственностью, форма существования  народовластия”. Если следовать этому  определению, то Республике Беларусь не может являться правовым государством, так как на данный момент является чисто бюрократическим государством. Бюрократическая машина мешает в  полной мере защите свобод граждан, осуществлению  народовластия. Государство, по своей  структуре являющееся бюрократическим, не может эффективно бороться с бюрократией, так как это был бы полный абсурд: борьба бюрократии с бюрократией.

Для создания правового государства  нужны соответствующие условия  и первое из них - наличие развитого  гражданского общество, то есть как  раз то, чего Республике Беларусь в  первую очередь не хватает. В Республике Беларусь есть парламент, есть более или менее демократическая Конституция, органы конституционного контроля, развитая судебная система, но отсутствует гражданское общество, все ветви власти являются более или менее зависимыми от исполнительной власти, которая по идее должна просто исполнять постановления других властей, нет реальной защиты прав и свобод граждан, так как суд не возвышен до некоего образца, средства обеспечения правовой государственности. Отсутствие всего выше перечисленного мешает построению правового государства в Республике Беларусь. “Необходимым аспектом и условием развития человека как разумного и гуманного существа является его свобода”. Отсутствие свободы тормозит развитие права, а как следствие из этого - возникновение правового государства.

 

Глава 4. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Современное понимание правового  государства требует полагания  в качестве основы его правовой системы  прав человека в том объеме и определениях, как они даны во Всеобщей декларации прав человека. Первая ее статья гласит: «Все люди рождаются свободными и  равными в своем достоинстве», а далее эта императивная констатация  разворачивается в систему гражданских  и политических прав, главные из которых - право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на владение имуществом. Правовое государство обязано закрепить эти права граждан в Конституции, в иных, частных законодательных актах, но главное - оно обязано гарантировать осуществление этих прав своей правоохранительной деятельностью. И таким образом понятно, что общие вопросы построения правового государства неизбежно сводятся к практике охраны прав личности и противостояния силам, посягающим на эти права, прежде всего - противостоянию преступности, которая, какой бы характер не носила, в какой бы сфере общественной деятельности не осуществлялась: в экономике ли, в политике - как угроза существующему строю, например, в конечном итоге направлена против личности, ущемляет права именно личности, поскольку и государство, и общество, и экономика - это люди, отношения людей [9].

В основе современных концепций  правового государства лежат  идеи немецкого философа И. Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа  Шарля Луи Монтескье (1689-1755гг.) и  других европейских просветителей  ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-Х веков включает следующие важнейшие положения: - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; - верховенство правового закона; - взаимную ответственность личности и государства; - доминирование обще дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом “дозволено все, что не запрещено законом”; - установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Многие ключевые понятия  прошлого повторяются на новом витке  исторического развития. Для того чтобы понять сущность правового  государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все  же внешних характеристик (связанность  государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм.

Суть правового государства  не в законопослушании, равно как  и не в обилии законодательных  актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового –  именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие  законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно - демократическом виде концепция  правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество.

Гражданское общество - система  экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и  добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть только подданные.

Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых  союзов, институтов и организаций, которые  служат барьером против монополизма  и посягательств государственных  органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только “гражданственность”, известную степень политической свободы, но и “буржуазность”, т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание  всего комплекса институтов государства  в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявление ее отрицательных сторон.

Таким образом, современное  правовое государство - это демократическое  государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно  или через представителей). Это  предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность  в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что  находит свое выражение, в частности  в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе  прессы и т.п.

Сегодня можно выделить следующие  признаки правового государства:

1. Верховенство закона  во всех сферах жизни общества.

2. Деятельность органов  правового государства базируется  на принципе разделения властей  на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность  личности и государства.

4. Реальность прав и  свобод гражданина, их правовая  и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций,  течений, взглядов.

6. Стабильность законности  и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового  государства, видимо, можно отнести  следующие: - преодоление правового  нигилизма в массовом сознании; - выработка высокой политико-правовой грамотности; - появление действенной  способности противостоять произволу; - разграничение партийных и государственных  функций; - установление парламентской  системы управления государством; - торжество политико-правового плюрализма; - выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым  проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные  перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия, демагогически популистские силы).

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических  прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие “правовое государство” - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

Информация о работе Возникновение правового государства