Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть тему курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика правого государства……………………………..5
1.1 Идеи возникновения правового государства……………………………5
1.2 Понятие и признаки правового государства…………………………….7
2. Цели и задачи правового государства…………………………………...13
2.1 Цель и принципы правового государства……………………………...13
2.2 Признаки как достижение задач правового государства……………..18

Заключение…………………………………………………………………..23

Список использованных источников…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

celi prav gos-va.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

1. Общая характеристика  правого государства……………………………..5

1.1 Идеи возникновения  правового государства……………………………5

1.2 Понятие и признаки  правового государства…………………………….7

2. Цели и задачи правового  государства…………………………………...13

2.1 Цель и принципы правового государства……………………………...13

2.2 Признаки как достижение задач правового государства……………..18

 

Заключение…………………………………………………………………..23

 

Список использованных источников………………………………………25

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в Республике Казахстан правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства. Правовое государство является реальным только тогда, когда государственная власть и право находятся в состоянии равноправного партнерства для качественной правовой организации государства. Идея правовой государственности была выстрадана в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях. В развитых странах все большее число граждан осознает созидательную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти. Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации. Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Поэтому наиболее оптимальные концепции правового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия. Приобщаясь в рамках нового политического мышления, новой юридической доктрины к мировым общечеловеческим ценностям, общество в Республике Казахстан одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства.

 Тема курсовой работы: «Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание».

 Предметом исследования  курсовой работы является правое  государство.

Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть тему курсовой работы.

 Задачи исследования  предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- рассмотреть возникновение  идеи правового государства;

- дать понятие и изложить  признаки правового государства;

- охарактеризовать разделение  властей и права и свободы  в правовом государстве;

- проанализировать современное  понимание концепции правового  государства.

 Характеристика источников  для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Казахстан; во-вторых, научная литература.

 При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

 

1. Общая характеристика  правого государства

 

1.1 Идеи возникновения правового государства

 

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства[1,c.75].

 Государственная власть, признающая право, и одновременно  ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя»[2,c.64]. Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

 В период начавшегося  разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

 В период ранних  буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.

 Гроций был первым  выдающимся теоретиком школы  естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

 Спиноза одним из  первых дал теоретическое обоснование  демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных [3,с. 57].

 Гоббс разработал ряд  прогрессивных положений о господстве  права в общественной жизни. К  их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

 Локк также говорил  о господстве закона, как обеспечивающего  естественные, неотчуждаемые права  собственности, индивидуальной свободы  и равенства.

 Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане».[4,c.64] Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

 Значительный вклад  в разработку основополагающих  элементов правовой государственности  в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

 Кант обосновал и  детально разработал философскую  основу теории правового государства, центральное место в котором  занимает человек. Верховенство  народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»[5,c.119].

Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

 Мыслители Западной  Европы оттачивали элементы теории  с позиций своего времени и  опыта прошлого. Если отвлечься  от субъективных оценок, то большинство  авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

 Идеи правового государства  нашли широкое отражение и  в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева.

 После октябрьской  революции идея правового государства  была заменена требованиями революционного  правосознания, а позже полностью  исключена из действительности.

 В последнее время  в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве.

 

1.2 Понятие и особенности  правового государства

 

Определений правового государства на сегодняшний день существует огромное количество. Но суть их сводится к следующему:

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов чести и достоинства личности, существует наибольшее возможное обеспечение прав и свобод личности, их объединений и общности, где государство подчинено обществу. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

«Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда».[6,c.65] Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Переход от тоталитарных методов к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну[7,c.84]. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В правовом государстве весь механизм власти и каждый орган, каждое должностное лицо в отдельности своей деятельности связаны правовыми принципами и предписаниями, сообразуют с ними всю свою деятельность. Правовые нормы обязательны не только для населения, но и для государственных органов и должностных лиц. Почти исключается или бывает практический невозможным их выход за пределы права. В правовом государстве не допускается большого разрыва между правом и законом. Законодательство последовательно базируется на правовых принципах, пронизано ими, не отступает от них.

В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строится на взаимной ответственности и паровом равенстве. Поэтому в правовом государстве существуют следующие принципы деятельности субъектов:

a. Принцип «разрешено только то, что прямо указано в законе» - для государственных органов и должностных лиц;

Информация о работе Возникновение идеи правового государства и современное ее понимание