Возникновение правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:26, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть тему реферата.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;
- проанализировать современное понимание концепции правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

полит.docx

— 55.33 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и  практической значимостью вопросов, связанных с формированием в  Республике Беларусь правового государства. Правовое государство является реальным только тогда, когда государственная  власть и право находятся в  состоянии равноправного партнерства  для качественной правовой организации  государства. Идея правовой государственности  была выстрадана в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях. В  развитых странах все большее  число граждан осознает созидательную  миссию права, его неразрывную связь  с самим человеком, значение действительно  разумной правовой современной публичной  власти. Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая  практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения  прав и свобод человека, является одним  из существенных достижений общечеловеческой цивилизации. Во все времена призывы  к правовому государству и  сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству. Поэтому наиболее оптимальные  концепции правового государства  возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии, предложившей собственные  юридические ценности против узаконенного произвола старых господствующих классов. И сегодня правовое государство  не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое  начало, справедливость, но и эффективный  практический институт обеспечения  и защиты прав и свобод, чести  и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством  и ведомственностью, форма осуществления  и существования реального народовластия. Приобщаясь в рамках нового политического  мышления, новой юридической доктрины к мировым общечеловеческим ценностям, общество в Республике Беларусь одной  из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства.

Цель работы состоит в  том, что бы правильно и объективно раскрыть тему  реферата.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят  в том, чтобы:

- рассмотреть возникновение  идеи правового государства;

- дать понятие и изложить  признаки правового государства;

- охарактеризовать разделение  властей и права и свободы  в правовом государстве;

- проанализировать современное  понимание концепции правового  государства.

Характеристика источников для написания курсовой работы. В  основу работы положены, во-первых, Конституция  Республики Беларусь; во-вторых, научная  литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

Представление о государстве  как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С  идеей правового государства  связывались поиски более совершенных  и справедливых форм жизни. Мыслители  античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие  связи и взаимодействия между  правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное  функционирование общества. Ученые древности  считали, что наиболее разумна и  справедлива лишь та политическая форма  общежития людей, при которой  закон обязателен как для граждан, так и для самого государства[4].

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась  справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места  и какой-либо форме государственного строя»[2]. Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности  изложили прогрессивные мыслители  того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции  правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители  Г. Гроций, Б.Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование  демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы  граждан. Он утверждал, что государство  могущественно только тогда, когда  оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и  удовлетворение его интересов, и  предостерегал современных ему  правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных [4. с. 57].

Гоббс разработал ряд прогрессивных  положений о господстве права  в общественной жизни. К их числу  относятся, например, обоснование формального  равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил  о господстве закона, как обеспечивающего  естественные, неотчуждаемые права  собственности, индивидуальной свободы  и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что  дозволено законами. Если бы гражданин  мог делать то, что запрещается  законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”[3]. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад в  разработку основополага­ющих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное  место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает  свободу, равенство и независимость  всех граждан в государстве, которое  выступает как «объединение множества  людей, подчиненных правовым законам»[4].

Философская концепция правового  государства по Канту оказала  значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и  практику государственно-правового  строительства.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций  своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились  во мнении, что правовым можно считать  лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства  нашли широкое отражение и  в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева.

После октябрьской революции  идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью  исключена из действительности.

В последнее время в  результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло  свое отражение в Конституции  Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое государство - многомерное  развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все  новые признаки, наполнялось новым  содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового  государства с правом.

 

Правовое государство - это  такая форма организации и  деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права. При этом право  играет приоритетную роль лишь в том  случае, если оно выступает мерой  свободы всех и каждого, если действующие  законы реально служат интересам  народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости[5].

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака. Разделение властей. Верховенство закона. Строгое соблюдение прав и свобод человека. Социальная и юридическая  защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового  государства. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования  в системе государственных институтов. Наличие развитого гражданского общества. Создание антимонополистических  механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном  звене или институте. Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти. Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов  и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было. Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности. Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти. Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки правового государства  отражают основные его черты, которые  обязательно должны в нем присутствовать.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в  государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

Верховенство закона означает, что государство и личность в  своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто  не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека - это, прежде всего конституционные  гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Правовое государство  немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в Республике Беларусь невозможно построение правового  государства, так как у нас  отсутствует даже простое понимание  того, что закон должен стоять выше всего. В Республике Беларусь традиционно  высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель - глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового  государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как  предлагает Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране [10].

Созданию антимонополистических  механизмов во властных структурах должна препятствовать толково написанная Конституция, четко разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные  ветви власти, ни о какой независимости  различных ветвей власти речи идти не может. В правовом государстве  государственная власть не может  зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой  от народа, то есть государственная  власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и  больше ни от кого. Далее уже идет задача власти - воспитать людей  такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную  же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться  любая попытка повлиять на государство  или на его отдельные органы [6].Формирование обществом законодательных органов может происходить в абсолютно любом государстве, но только в правовом государстве эта привилегия общества достигает расцвета, потому что только развитое гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве. Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего 113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р. Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская - 348,8 млн. голосов, демократическая - 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.

Информация о работе Возникновение правового государства