Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 06:26, реферат
Цель работы состоит в том, что бы правильно и объективно раскрыть тему реферата.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;
- проанализировать современное понимание концепции правового государства.
В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны пропаганде идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям, потому что, приводя законодательство полностью в соответствие со всеми мировыми стандартами, нам заодно придется позаимствовать, образно говоря, «песни и пляски папуасов побережья Парагвая». Также, например, в не совсем далекое время назад, в мире существовало два воинствующих «лагеря»: коммунистический и капиталистический, у каждого из которых был свой стандарт законодательства. Правомерно задать вопрос: в соответствие, с каким законодательством (коммунистическим или капиталистическим) необходимо приводить законодательство правового государства?
Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных распоряжений представителей власти необходима в любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власть имущих [9].
Суд также в любом государстве должен являться моделью для всех. В этом случае примечательна англосаксонская система права, в которой решение суда является образцом для всех последующих решений. Судебная власть должна быть независимой ото всех.
Единство прав и обязанностей граждан — важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие.
ГЛАВА 3. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, ПРАВА И СВОБОДЫ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой - подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть можно определить как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения. В различных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних “руководство” со стороны государства означает прямое насилие, в других скрытое принуждение, в-третьих - организаторскую деятельность. Имеет место и сочетание различных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной властью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановления и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдается анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти[7].
Большое значение имеет легитимность, то есть формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления.
3.1 Теории разделения властей
Согласно теории разделения властей, выдвинутой в XVIII в. Ш. Монтескье, государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство - механизм согласования неизбежно различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целей правления является защита и поощрение прав человека и основных его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость, “основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями, образующими структуры, обеспечивающие ее наиболее полное выражение”. При этом к элементам справедливости относятся: свободные периодические выборы; представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям; обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом; четкое разделение между государством и политическими партиями; деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом; вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им; права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву и др.
Элементом механизма государственной
власти является человек - субъект государственной
власти. Элементы механизма различным
образом объединяются, формируя институты.
Институты государственной
3.2 Разделение властей в соответствии с Конституцией Республики Беларусь
Конституция Республики Беларусь
четко разделила
В Конституции Республики
Беларусь записано, что «судебная
власть в Республике Беларусь принадлежит
судам». Таким образом, Конституцией
определено, что судебная власть - один
из видов государственной власти.
Суд из рядового государственного учреждения
постепенно превратился в независимый
орган, решающий специфические задачи.
Судебная власть есть предоставленные
специальным органам
Парламент - Национальное собрание
Республики Беларусь является представительным
и законодательным органом
Национальное собрание является
гарантом закреплённых в Конституции,
законах и международных
Согласно Конституции Парламент состоит из двух палат - Палаты Представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей -110 депутатов. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
Исполнительную власть в
Республике Беларусь осуществляет Правительство
- Совет Министров Республики Беларусь
- центральный орган
Премьер-министр: 1) осуществляет
непосредственное руководство деятельностью
Правительства и несет
Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства.
Правительство Республики Беларусь
издает постановления, имеющие обязательную
силу на всей территории Республики Беларусь.
Премьер-министр издает в пределах
своей компетенции
3.3 Право и свобода
как основа правового
Правовое государство немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции Республики Беларусь утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и не могут быть никем нарушены. В Республике Беларусь все равны перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на жизнь. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование.
Каждому гражданину Республики Беларусь гарантируется государственная защита его прав и свобод. В Конституции установлено, что в период чрезвычайного положения могут ограничиваться некоторые права человека, кроме основных.
Вопрос о реальности прав и свобод человека является одним из важнейших на данном этапе развития нашего общества. Абсолютной свободы не может быть, так как государство и общество также обладают свободой. Стремление человека к абсолютной свободе приводит к злоупотреблению правом. Соответственно человек вынужден ограждать свою свободу, так как если он не будет ограждать ее, то это приведет к свободе сильного над слабым, что естественно ограничит свободу одних и увеличит возможности других. Природное стремление человека не дать другим того, что он не может взять сам, приводит к ограничению своей свободы только из желания ограничить свободу и другим. Появление конституционных законов и понятия равенства всех перед законом делает возможным насильно уравнять всех с помощью благого лозунга равенства. После этого человек “изобретает” такое понятие, как права и свободы, которые должны всеми соблюдаться. Условно можно выделить два типа равенства: равенство в слабости и равенство в силе. Так как в большинстве случаев призывы к равенства слышатся от слабых, то в большинстве случаев после установления этого равенства получается равенство в слабости. Примером тому может служить Октябрьская революция, когда демагогические призывы большевиков всколыхнули массу беднейшего населения страны, которое истребило всю богатейшую часть населения, оставшись тем самым без работодателей, а соответственно без зарплаты, без средств к существованию. В результате мы получили богатейшее в мире государство с беднейшим в мире населением.