Виды и источники финансирования социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социальная политика: сущность, объекты……………………………….5
2. Управление финансами в отраслях социальной сферы………………..13
3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

финансирование соц политики.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социальная политика, ее стратегия и приоритеты, социальное партнерство»

на тему «Виды  и источники финансирования социальной политики»

 

 

 

Выполнил студент I курса

магистратуры по направлению 

Управление персоналом

(080400.68)

Парфенов Е.Г.

Проверил:

 

Санкт-Петербург

2013 г

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Социальная политика: сущность, объекты……………………………….5

2. Управление финансами в отраслях социальной сферы………………..13

3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………..24

Заключение……………………………………………………………………...29

Список используемой литературы…………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
    Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Важнейшим инструментом регулирования  развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования  бюджетных ресурсов непосредственно  вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы и объектов ее инфраструктуры.

Социальная политика представляет собой определенным образом разработанный  и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач  улучшения жизнедеятельности людей  в данных пределах (страна, регион, организация). В данном определении заключены  следующие важные проблемы:

·   Имеются определенные технологии разработки социальной политики, основой которой является сбор, обработка, систематизация, накопление и использование информации. На достоверной информационной базе определяются и формируются цели, направления и задачи социальной политики.

·   В процессе разработки социальной политики большое значение (при прочих равных условиях) имеет ее ресурсное обоснование и определение механизма практической реализации (кто, что и когда выполняет и, соответственно, отвечает).

·   Социальная политика – это разновидность управленческого решения, поэтому могут разрабатываться проекты-варианты, которые оцениваются по определенным критериям. Далее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа.

·   Для реализации выработанной и принятой социальной политики важен соответствующий механизм финансирования и контроля, т. е. четкая система постоянного получения обратной связи.

В технологии социальной политики на любом уровне управления выделяются две части: разработка и реализация.

В основе разработки социальной политики на любом уровне управления лежат следующие принципы:

1. Обоснованность, т. е.  расчетное обеспечение целей,  направлений, задач и мероприятий  необходимыми ресурсами. Наиболее  распространенная ошибка – разрабатываемая  социальная политика не «просчитывается»  по необходимым ресурсам.

2. Реалистичность, т. е.  ориентация социальной политики  не на все социальные проблемы  одновременно, а на практическое  решение наиболее значимых из  них в определенном объеме  на тот или иной период времени.

После разработки социальной политики включается механизм ее реализации.

Практика показывает, что  в процессе реализации социальной политики значимыми являются два принципа:

1. Конкретизация социальной  политики в механизме социальных  и экономических программ и  социально-экономического планирования.

2. Результативность, т. е.  социальная политика должна обеспечивать  достижение результатов спустя  определенный период времени.

Если социальная политика не реализована, то всегда имеются конкретные причины, наиболее характерные из которых  – необоснованность и нереалистичность.

1. Социальная политика: сущность, объекты.

 
    В любой хозяйственной системе общество сталкивается с необходимостью решения трех задач: что, как и для кого производить. Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.1

Социально ориентированная  рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении  социальных проблем. Это связано  с тем, что рыночная экономика  не гарантирует трудящимся право  на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает  необходимость вмешательства государства  в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики. Осуществляется перераспределение  национального дохода через бюджет, государство реализует систему  социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах после второй Мировой  войны и получила название «государства благосостояния».

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный  сектор (в отличие от экономики, где  главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в той  или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах  социальной политики государства. Расширенная  социальная политика означает общедоступность  социальных программ, универсальность  социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к  функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

   Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

     Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

     Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно. Например, во Франции доля взносов застрахованных работников составляет в фонде социального страхования 22%, предприятий – 59%, государства – 17%.

     Другая часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

    Социальная защита населения в странах рыночной экономики достигает значительных размеров. Так в США расход на социальное страхование составляет 40% федерального бюджета, а на вспомоществование – 16%.

     Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

    Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).

Наилучшим образом социальную политику государства в рыночных условиях отражает так называемая «шведская  модель благосостояния» «Шведская модель» - это система взаимосвязанных принципов, предусматривающая одновременность их реализации. Занятость, социальное обеспечение, образование, культура, сектор государственных услуг, высокий уровень организации трудящихся в профсоюзы, их роль в решении ряда экономических проблем – все это компоненты одновременного действия.

Перестройка социальной политики идет по нескольким направлениям. Сокращаются  расходы на социальные нужды, увеличивается  платность социальных услуг, повышаются требования для получения социальных пособий. Компенсационные выплаты  за потерю работы все больше заменяются профессиональной подготовкой рабочей  силы, происходит разгосударствление предприятий сферы социальных услуг  путем частичной продажи государственной  собственности и развития частного сектора в отраслях социальной инфраструктуры.

Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им.

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем  их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода:

Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен. Номинальные денежные доходы населения формируются из различных источников, основными из которых являются: факторные доходы; денежные поступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот. поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.

Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группы населения: заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, в кооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденций перспективного развития оплаты фактора труда свидетельствую о том, что данный вид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежных доходов на долгосрочную перспективу.

Существенное влияние  на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).

Информация о работе Виды и источники финансирования социальной политики