Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:32, доклад

Краткое описание

Тема социальной политики государства актуальна, прежде всего, свои влиянием на качество и уровень жизни населения. В любом государстве, на любом этапе развития общества нельзя недооценивать степень значимости социальной политики, ведь она направлена на обеспечение благополучия и всестороннего развития граждан страны и общества в целом.
Согласно Конституции нашей страны (ст. 7), «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Вложенные файлы: 1 файл

Тема социальной политики государства актуальна.docx

— 24.70 Кб (Скачать файл)

Тема социальной политики государства актуальна, прежде всего, свои влиянием на  качество и уровень жизни населения. В любом государстве, на любом этапе развития общества нельзя недооценивать степень значимости социальной политики, ведь она направлена на обеспечение благополучия и всестороннего развития граждан страны и общества в целом.

Согласно Конституции нашей  страны (ст. 7), «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека».

Социальная политика - это деятельность государства по созданию и регулированию  социально-экономических условий  жизни общества с целью повышения  благосостояния членов общества, ликвидации негативных последствий функционирования рыночных процессов, обеспечения социальной справедливости и социально-политической стабильности в стране.

Основными объектами социально-экономической  политики государства являются:

  • рынок труда и занятость;
  • трудовые отношения;
  • оплата труда и доходы населения;
  • система социального обеспечения населения.

Главное назначение социальной политики состоит в полном удовлетворении материальных, культурных и духовных потребностей, формировании всесторонне  и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного  государства.

Социальная политика нашего государства  не может сейчас не исходить из того, что трудящиеся России, да и все  ее население, не имеют необходимой  социальной защищенности. Это относится  к следующим направлениям социальной политики: социальное страхование, социальная защита, политика в области оплаты труда и жилищная политика.

1. Социальное страхование. Большая  часть трудящихся людей живет  исключительно заработком, наемным  трудом. Работать, продавать свою  живую рабочую силу трудящийся  может до тех пор, пока он  здоров и работоспособен. Болезнь,  увечье, старость, у женщины - беременность  и время после родов, лишают  трудящегося работоспособности.  Он и его семья впадают в  нужду. Трудящемуся грозит также  опасность безработицы, когда  человек, хотя и здоров, но остается  надолго без заработка. Смерть  кормильца семьи - и необеспеченная  семья впадает в нищету, начинает  голодать. Эта необеспеченность  трудящихся влечет беспокойство  за завтрашний день. Обеспечить  рабочего во всех случаях нужды  может одно средство. Это - социальное  страхование. "Социальным" оно  называется потому, что оно связано  с неустройством общественной  жизни. Ибо потеря заработка  есть явление общественное и зависит от социальных причин.

Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная  государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального  страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Фонд социального страхования  Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда  РФ) социальным внебюджетным фондом. Цель Фонда социального страхования Российской Федерации - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета  государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным  законом, контролирует использование  средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования  между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются  и реализуются государственные  программы по совершенствованию  социального страхования, охраны здоровья работников.

Политику государства по развитию социального страхования следует  рассматривать в едином контексте  с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные  и целенаправленные действия по повышению  общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей  системой мер по налогообложению  доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «потребительскую корзину» (либо с субсидиями на их покупку). Эти меры входят в круг важнейших  стратегических задач обеспечения  экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть  их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные  предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды  социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет  доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в  обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками  и работодателями, достигаемые в  существенной мере с помощью системы  социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать  в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования  способны оказывать положительное  влияние на состояние экономики  и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения  доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его  покупательной способности.

2. Социальная защита. Неотъемлемыми  факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании  физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.   

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению  социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты  вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе. В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Социальная защита - это политика государства по обеспечению конституционных  прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Система социальной защиты населения  в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства.

3. Политика в области оплаты  труда. Трудовой кодекс Российской  Федерации дает различные определения  терминов «оплата труда» и  «заработная плата» (ст. 129 ТК РФ):

«Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем  выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми  актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера».

Как видно, понятие «оплата труда» значительно шире понятия «заработная  плата». Оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила  использования и документального  оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы.

Системы оплаты труда, размеры окладов  и отдельных выплат устанавливаются  следующими нормативными документами (ст. 135 ТК РФ):

  • в отношении работников организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
  • в отношении работников организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) - законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;
  • в отношении работников других организаций - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

Основная цель этой политики - формирование и развитие экономически обоснованной, справедливой, понятной и прозрачной системы оплаты труда.

Главные принципы оплаты труда:

  • дифференциация оплаты труда в соответствии с количеством и качеством труда;
  • зависимость оплаты труда от сложности и условий выполняемой работы;
  • совершенствование показателей оценки труда работников в зависимости от их инициативности, сроков выполнения работ, результативности принимаемых решений;
  • стимулирование инициативы, творчества и добросовестного отношение к труду каждого работника;
  • учёт затрат времени на выполнение заданий и стабильность результатов труда;
  • личный вклад каждого работника в выполнение задач, возложенных на структурное подразделение;
  • степень ответственности работника за выполнение определенных должностных обязанностей.

Политика государства в области  оплаты труда также является важнейшей  задачей правительства страны. От уровня и качества развития этой составляющей во многом зависит состояние производственной сферы экономики в целом.

4. Жилищная политика. Жилищная проблема - действительно исключительно сложная,  острая и дорогостоящая с точки  зрения ее решения. Огромная доля неблагоустроенного жилого фонда, с которым Россия вступила в XXI век и который еще долго будет оказывать влияние на общую ситуацию в жилищной сфере, низкая обеспеченность людей жилыми метрами; большая часть населения, вообще не имеющая отдельного жилья, - одна из главных задач, которую российскому обществу придется решать в обозримый период. Если добавить практически полное отсутствие "запаса прочности" у большинства россиян, стремление государства снять с себя обязательства по капитальному ремонту жилого фонда, проблему обеспечения жильем военнослужащих и молодежи, то можно получить хотя бы общее представление об остроте проблемы сегодня и насколько она обострится в будущем. Не случайно проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» занял достойное место среди национальных проектов. По вниманию, которое уделяется ему со стороны СМИ и широкой общественности, он занимает лидирующее место.

Жилищная политика - проводимая органами государственной власти и местного самоуправления политика, направленная на обеспечение нуждающихся жильем.

Благодаря проведенным в 1991-2005 гг. реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов  строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому  надо думать о будущем и создавать  жизнеспособные и эффективные механизмы  решения жилищных проблем. Во многих странах такой механизм давно  работает. Это - сформированный рынок  жилья.

Важные предпосылки для его  создания есть и в современной  России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. Уже  к 2004 г. доля помещений, находящихся  в частной собственности, увеличилась  с 33 до 73,5%. На сегодняшний день более 90% строительных организаций являются частными компаниями; успешно развивается  ипотечное жилищное кредитование и  появляются новые инструменты для  улучшения жилищных условий.

Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни  граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Мы должны увеличить темпы жилищного  строительства, предложить возможность  приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед  льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную  базу.

Информация о работе Социальная политика