Социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 07:13, контрольная работа

Краткое описание

Социальная политика - совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми.
Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния населения, а также на поощрение его стремлениях социальному прогрессу.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная политика.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Социальная политика - совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование  всего комплекса социальных  процессов и отношений между людьми.

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния населения, а также на поощрение его стремлениях социальному прогрессу.

Конституция Российской Федерации опирается на основные положения Конвенции МОТ № 117. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Существует три основных направления социальной политики:

1. Создание условий  для трудовой активности, регулирование  занятости и зарплаты, совершенствование  трудовых качеств работника 

Функция - Активная

Объект - Экономически активное население

2. Прямая поддержка  доходов через систему социального  обеспечения 

Функция - Защитная

Объект - Наиболее нуждающиеся, экономически не защищенные слои населения

3. Развитие человеческой  личности, поддержание здоровья, повышение  культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры

Функция - Конструктивная

Объект - Все слои населения

С началом радикальных  рыночных реформ в Российской Федерации  в начале 1990-х годов возникла проблема разработки соответствующей социальной политики, которая бы обеспечила смягчение негативных последствий радикальных рыночных реформ и реализацию принципов социального государства.

К сожалению, реализовать  полностью эти замыслы не удалось. Рыночные реформы привели к существенному  падению реальных доходов населения, усилению дифференциации доходов, что объясняется многими причинами, такими как

  1. политика приватизации государственной собственности, которая способствовала глубокому расколу общества на богатых и бедных
  2. глубокий спад производства, который продолжался все 1990-е годы. Экономический рост в России начался только во второй половине 1999 г. Очевидно, что такая продолжительность и глубина спада привели к резкому падению реальных доходов населения нашей страны;
  3. возникновение дефляционного разрыва, т.е. ситуации недостаточного внутреннего совокупного спроса. Она была обусловлена жесткой монетаристской политикой, которая предполагала ограничение денежной массы в обращении. В российской экономике удельный вес денежного агрегата М2 и ВВП не превышает 15%, тогда как в странах Западной Европы он находится в пределах 60-80%, в США - более 100% ВВП. Возникшая ситуация привела к резкому падению совокупного спроса.
  4. сохраняющиеся высокие темпы роста потребительских цен.
  5. нерешенность многих проблем развития бюджетного федерализма в России, т.е. до сих пор не найдены оптимальные пропорции распределения доходов и расходов по трем уровням бюджетной системы:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов  федерации;

в) бюджеты муниципальных  образований (местные бюджеты).

Современный этап развития бюджетного федерализма в России характеризуется стремлением федерального центра переложить все большую долю социальных обязательств на бюджеты  территорий. Например, бюджет 2011 г. предусматривает, что на регионы придется более двух третей социальных расходов консолидированного бюджета, в том числе: на финансирование жилищно-коммунального хозяйства - почти 94%, здравоохранения - более 76%, социальной политики - 65%. При этом не предусмотрено выделение дополнительных средств на обеспечение дополнительно передаваемых регионам полномочий. Между тем бюджеты около 40 субъектов РФ дефицитны, поэтому многие регионы не способны в полной мере выполнять свои социальные обязательства.

6) серьезные недостатки  в методологии и практике социального планирования. В Российской Федерации слабо используют широко применяемые в западных странах передовые подходы к планированию социальных мероприятий, которые предполагают отказ от остаточного принципа финансирования социальной сферы, ориентации на достигнутый уровень социальных расходов («планирование от достигнутого») и переход к их целевому планированию и финансированию. При таком подходе на первое место выдвигают те цели, которые должны быть достигнуты в социальной политике. Они находят свое отражение в системе социальных стандартов, выражающихся через социальные нормативы и нормы.

Таким образом, сложившаяся  в настоящее время в нашей  стране система социальных норм и  нормативов слабо структурирована: в ней не выделяют приоритетных показателей уровня жизни, связанных с решением наиболее неотложных и жизненно важных проблем. При этом устанавливаемые социальные нормы и нормативы не содержат качественных характеристик, а их количественная величина, как правило, недостаточно обоснована, поскольку в основу норм и нормативов не заложены объективные требования поддержания определенного стандарта потребления материальных благ и услуг. Такие нормативы существенно занижены, так как планируются исходя из уже сложившегося, явно недостаточного уровня финансового обеспечения социальных расходов. При этом сам набор социальных норм и нормативов крайне ограничен.

Наиболее острой социальной проблемой современной России является бедность, принявшая огромные масштабы. В первом квартале 2010 г. 20,6 млн чел. (14,7 % от общей численности населения) имели доходы ниже величины прожиточного минимума. Следует отметить, что эти цифры в полной мере не характеризуют истинных масштабов бедности в нашей стране, поскольку, по мнению экспертов, величина прожиточного минимума занижена в 1,5-2 раза.

Одним из индикаторов  крайне низкой эффективности социальной политики в РФ является высокая дифференциация доходов населения. Разрыв в уровне доходов в нашей стране приобретает  опасный с точки зрения социальной стабильности характер. Критическим в этом плане считается семи-, восьмикратный разрыв в уровне доходов крайних децильных групп населения. В России же он достигает отметки в 14,8 раз. Коэффициент Джини в 2010 г. составил 0,409 (в 1992 г. он был равен 0,289), что свидетельствует о резком углублении дифференциации доходов в период рыночных преобразований.

Сложившийся в нашей  стране глубокий разрыв в уровне доходов  между богатыми и бедными вызывает серьезную озабоченность еще  и потому, что противоречит основным тенденциям социальной политики в странах - лидерах мировой экономики. Во второй половине XX века там произошли существенные перемены в жизни общества. Изменились социальные характеристики значительной части населения (от 1/2 до 2/3), которая стала считать себя не столько рабочими, фермерами, служащими и мелкими предпринимателями, сколько средним классом. Известно, что принадлежность к среднему классу определяется не отношением к собственности на средства производства и не источником дохода (это может быть заработная плата, прибыль на вложенный капитал, дивиденды от акций и т.д.), а его уровнем.

Важнейшей характеристикой  среднего класса является довольно высокая  степень уверенности в устойчивости его положения, которая гарантируется  системой социальной защиты государства, приобретенным профессиональным статусом. Лицам, относящимся к среднем классу, есть что терять в случае социальных потрясений и политических конфликтов. Именно средний класс стал опорой стабильности в обществе.

Необходимо уделить  внимание затратам на социальные цели и науку. В 2010 году на эти цели было выделено 1184,7 млрд.руб., из которых большая часть (427,5 млрд.) было потрачена на соответственно социальную политику, далее идут расходы на образование (341,1 млрд.), здравоохранение, ф/к и спорт (274,6 млрд.). Наименьшую статью расходов составляют расходы на ЖКХ (71 млрд.) и культуру (67,5 млрд.). Но практика показывает, что необходимо большее вливание средств в социальную сферу.

Ситуация в социальной сфере в РФ актуализирует проблему выбора оптимальной модели социальной политики. В современных условиях усиливается противоборство двух альтернативных ее вариантов - политики социального и субсидиарного государства. При этом в последние годы активизируются сторонники последовательной реализации на практике доктрины социального государства.

Об этом свидетельствуют  выдвинутые Президентом РФ четыре общенациональных проекта, затрагивающие приоритетные сферы социально-экономического развития:

  1. образование;
  2. здравоохранение;
  3. жилищное строительство;
  4. сельское хозяйство.

В частности, предусматривается: значительное увеличение размеров оплаты труда работников образования и  здравоохранения в целях стимулирования повышения качества образовательных  и медицинских услуг, широкое  развитие ипотечного кредита для  ускорения решения жилищной проблемы, комплекс мер по поддержке отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Реализация этих проектов, начавшаяся в 2006 г., будет иметь огромное значение для кардинального повышения уровня и качества жизни всех граждан нашей страны.

 
Социальная политика: сущность и содержание 
 
 
В современных условиях в полной мере проявилась необходимость усиления роли государства в регулировании социальных отношений постпереходного периода. Сегодня социальные функции государства не только не отмирают, но должны приобретать особое значение, реализуясь посредством активной социальной политики. Усиление социальных функций государства обусловлено современными социальными процессами, прерогативой социальных приоритетов над экономическими, постановкой государством в качестве цели функционирования и развития - человека во всей полноте его жизнедеятельности, уходом от принципов экономического детерминизма и учетом интересов каждого индивида.  
 
В последнее время оценку реализуемой социальной политики в России можно свести к трем типам: одни считают, что социальная политика отсутствует, т.к. человек просто выпал из монетаристской схемы реформ; другие полагают, что социальная политика есть, но она слабая, бессистемная, носит вынужденный характер; наконец, есть и такие, кто убежден, что осуществляются продуманные, исключительно сильные действия в интересах очень узкого слоя людей, а политика носит антиобщественный характер. 
 
«Заблуждением или сознательной демагогией является утверждение, будто общество или государство на том или ином этапе вообще не имеют и не проводят социальной политики». Исчезновение или изъятие социальной политики из жизни общества и деятельности государства невозможно в принципе, по самому определению социальной политики как взаимодействия элементов социальной структуры. За утверждением об отсутствии социальной политики стоит обычно ее антинародный характер, проведение ее не в интересах большинства населения.  
 
 
Общество и его структура 
 
Страна – (это понятие географическое) - это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Территориальные границы страны определяют границы реализации социальной политики. 
 
Общество – (это понятие политико-социологическое) - это совокупность в стране социальных отношений между людьми. Общество является объектом реализации социальной политики. 
 
Государство – (это понятие политико-юридическое) - это совокупность учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом; это звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Государство является главным субъектом реализации социальной политики. 
 
Общество – это более или менее крупная устойчивая и целостная совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей. 
 
Общество – это целостное, исторически устойчивая форма (система) совместной жизнедеятельности людей. 
 
Общество характеризуется:

  1. Общностью территории.
  2. Целостностью и устойчивостью («коллективное единство» П.Сорокин)
  3. Самовоспроизводством, саморегулируемостью.
  4. Уровнем развития культуры на основе норм и ценностей, существующих в обществе.

 
 Элементы системы общества: 
 
- люди 
 
- социальные связи и отношения 
 
- социальные действия и взаимодействия 
 
- социальные институты 
 
- социальные группы и общности 
 
- социальные нормы и ценности. 
 
 
Политика 
 
1. Первый подход – это взаимоотношение социальных групп и классов; 
 
2. Второй подход – совокупность действий государственных органов и учреждений, общественных организаций и т.д. 
 
Согласно Платону: «Политика – это искусство жить вместе». 
 
Суть политики заключается в том, что она отражает сферы жизнедеятельности людей, связанные с властными отношениями (государство, политические партии, общественные движения и т.д.), действие которых призваны гарантировать жизнедеятельность того или иного сообщества людей, реализацию их интересов и потребностей. 
 
Сферы (виды или направления политики): 
 
- экономическая политика 
 
- демографическая политика 
 
- аграрная политика 
 
- национальная политика и т.д. 
 
- социальная политика – это главный инструмент государства. 
 
 
Социальное 
 
Слова с русским корнем – «общество», «общественный» и слово с латинским корнем «социум» или «социальный» – не тождественны, не однородны. 
 
Общественное – это принадлежащее всему обществу. 
 
Социальное – это интегрированная в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или группами в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу к своему положению в обществе. 
 
Социальное представляет собой ориентацию на активность личности, на взаимодействие групп, личностей, трактуя личность как субъекта исторического действия, как субъекта общественных отношений. Высшим проявлением этого «активного деятельного взаимодействия» является такая социально-качественная характеристика личности как «социальная субъектность» – способность человека к воспроизводству и совершенствованию жизни; способность результативно участвовать в общественной жизни и решать социально значимые проблемы.  
 
В отличие от «общественного», «социальное» характеризуется рядом особых свойств и признаков:

Информация о работе Социальная политика