Виды и источники финансирования социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социальная политика: сущность, объекты……………………………….5
2. Управление финансами в отраслях социальной сферы………………..13
3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

финансирование соц политики.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

Соотношение в доходах  населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации.

При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.

Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную  систему, представляются в виде:

1) выплат по государственному  страхованию;

2) банковских ссуд на  индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство);

3) процентов по вкладам  в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;

4) доходов от увеличения  стоимости акций, облигаций, выигрышей  и погашении по займам;

5) выигрышей по лотереям;

6) временно свободных  средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит;

7) выплат различного рода  компенсаций (увечья, ущерб и пр.).

Прочие денежные поступления  включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.

Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в  себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых  платежей и сборов государство реализует  свое право на формирование части  своих ресурсов для осуществления  в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.

В связи с переходом  России к рыночной экономике механизм распределения ресурсов и доходов  сопровождается большей дифференциацией  доходов населения, чего не наблюдается  в период социалистического хозяйства. Периоды экономических потрясений, высокой инфляции и т. п. сопровождаются усилением разрыва в доходах различных групп населения. Так, в России (сентябрь 2010 г.) на долю 10% наиболее обеспеченной группы населения приходилось 31% денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченной 2,5%. Таким образом, разрыв в доходах этих групп составил 12,5 раз. В сентябре 2011 г. этот разрыв составил 13,5 раз. Обратим особое внимание на неравномерность коэффициента по различным регионам и отдельным крупнейшим промышленно-финансовым центрам. В 2010 г. он составил в Дальневосточном экономическом районе 16,4; Центрально-Черноземном районе 6,4; в Москве 15,9 раз.

Но почему вообще существует неравенство в доходах? Ведь в  демократических странах принято  говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной экономики. Отметим самые важнейшие факторы и причины неравенства.

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как  умственными, гак и физическими. При прочих равных условиях (эту  предпосылку нужно всегда иметь  в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся  по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться - потомственных  миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна да разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных нами субъектов.

В-третьих, различия в образовательном  уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет  больше шансов получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

В-четвертых, даже при равенстве  возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с  везением, случаем, неожиданным выигрышем  и т. п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить  многие случаи неравенства в распределении  доходов.

Таким образом, по крайней  мере, в силу названных причин равенство  экономических возможностей соблюдается  далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.

Но что такое бедность? Как определить ее уровень? Статистические службы, профсоюзы занимаются исчислением  уровня бедности. От этого будут  зависеть масштабы и направления  перераспределения доходов, построение налоговых систем, систем пенсионного обеспечения и т. п.

Бедность – это уровень  дохода, достаточный для того, чтобы  поддерживать прожиточный минимум. Бедные семьи обычно тратят 1/3 своего дохода на продукты питания. Увеличив эту величину в 3 раза, можно получить доход, необходимый для существования на уровне прожиточного минимума. 

 Обратим внимание на  то, что прожиточный минимум - это не физиологический минимум,  который можно определить как  уровень дохода необходимый для  физического выживания. Прожиточный  минимум, или черта бедности, говорит  нам не о границе выживания,  а о некоем минимальном уровне  стандарта жизни. Разумеется, этот  стандарт будет различным у разных стран и народов, и у одной и той же страны, но на разных исторических этапах ее развития.

2. Управление финансами  в отраслях социальной сферы.

 
       Реализация социальной политики предполагает законодательное установление и социальное обеспечение исполнения социальных обязательств государства, которые можно определить как конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Эти блага предоставляются за счет общественных, чаще всего бюджетных ресурсов. Определенную ответственность за исполнение социальных обязательств государство возлагает на работодателей и на граждан. Общее число разновидностей социальных обязательств в России превышает тысячу наименований.

Реализация социальных обязательств предполагает их установление, организацию и непосредственное исполнение. Установление социальных обязательств осуществляется законодательными органами Федерации и ее субъектов, главная подготовительная часть работы по обоснованию, подготовке проектов законов проводится органами исполнительной власти.

Организация исполнения социальных обязательств государства осуществляется как министерствами, ведомствами  и организациями «социального»  блока, входящими в систему исполнительной власти «центра», регионов и муниципальных  образований, а также и общефункциональными министерствами (Минэконом развития РФ, Минфин РФ).

Непосредственное исполнение осуществляется конкретными организациями, учреждениями и службами, в которых  людей воспитывают, обучают и  трудоустраивают, лечат, выдают пенсии и пособия, предоставляют жилищные субсидии и бесплатное жилье и  т.п. Следовательно, все, что делают в социальной сфере федеральные министерства, ведомства и службы, региональные администрации, федеральные и региональные администрации, федеральные, региональные и муниципальные организации, учреждения, предприятия социальной сферы (школы, больницы, службы занятости, пенсионные и другие службы) – это работа по исполнению социальных обязательств государства.

Реализация социальных обязательств государства происходит в границах определенной территории. Если государственными органами обеспечивается единый уровень  законодательно установленных социальных обязательств государство по отношению  к любому гражданину страны, независимо от места его проживания, принадлежности к определенным образовательным, профессиональным, национальным и т.д. группам, можно  говорить о едином социальном пространстве. В настоящее время в России существуют различия между нормативным  и реальным социальным пространством, так как отсутствует сбалансированность между социальными обязательствами  государства и его возможностями  мобилизации социальных ресурсов. «Социальное  пространство» - это многослойный и  отнюдь не гомогенный ареал действия или реализации (исполнения) конкретных социальных обязательств государства. Социальная роль государства, его социальная политика реализуется в формировании реального единого социального  пространства для предоставления основных социальных обязательств на всей территории страны.

Так как существуют диспропорции между объемом исполняемых функций  по социальным обязательствам государства  и объемами общественных ресурсов, выделяемых для этих целей, в переходный период часто происходит недофинансирование социальной сферы.

Методы финансирования социального  сектора должны способствовать повышению  экономической эффективности. Экономическую  эффективность социальной политики следует рассматривать, по крайней  мере, в трех аспектах.

Макроэкономическая эффективность  означает, что общество тратит на развитие людских ресурсов достаточно средств, но не настолько много, чтобы вытеснить  другие важнейшие направления экономической  деятельности. Важно найти баланс между развитием людских ресурсов и другими направлениями капиталовложений.

Макроэкономическая эффективность  связана с распределением всего  объема имеющихся средств между  различными программами: денежными  пособиями, медицинским обслуживанием, образованием, подготовкой и переподготовкой  кадров, услугами в сфере занятости  и т.п.

Третий аспект эффективности  – воздействие социальных программ на систему стимулов, т.е. система  социальных выплат и льгот должна финансироваться таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на трудовую активность.

Финансовое обеспечение  социальных обязательств государства  осуществляется финансами государства, предприятий (фирм) и населения (домашних хозяйств). Роли, финансовые обязательства  и ответственность всех участников финансирования социальной политики значительно  в зависимости от принятой модели хозяйствования, достигнутого уровня доходов населения, принятых стандартов потребления социальных благ и услуг  в каждой стране. В экономике Советского Союза финансовые обязательства  в социальной сфере делились преимущественно  между государством и предприятиями. Для основной массы населения  с невысокими стабильными доходами, социальные услуги были бесплатными, но при дефиците наиболее качественных услуг. Стабильность доходов основной массы населения определялась отсутствием  безработицы и пенсиями по старости.

В экономике переходного  периода финансовые обязательства  государства по обеспечению социальной политики в большей степени стали  распределяться между государством и домашними хозяйствами, роль предприятий  сокращается. Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий  в рыночных условиях снижают конкурентоспособность  продукции предприятий за счет удорожания издержек, что привело к массовой передачи социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты. Бремя социальных расходов переместилось на государство. В то же время происходит сокращение почти вдвое валового национального продукта и понижение доли консолидированного бюджета до 25-28% ВВП. Невозможность обеспечить дореформенный уровень потребления социальных услуг за счет средств консолидированного бюджета сделали необходимым повышение доли населения в оплате основных социальных услуг. Финансовая нагрузка на доходы населения возросла, при этом не учитывалась дифференциация доходов.

Объем государственного финансирования социальных программ определяется задачами государство в социальной сфере. Задача социальной политики во всех странах  с переходной экономикой – должным  образом уравновесить стимулирование экономического роста и обеспечение  социальной защищенности. Чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы социальной защиты, необходимо укрепить аппарат  сбора налогов, осуществить наращивание  институциональных и административных возможностей, и в то же время  привлечь к работе негосударственные  организации.

Институциональные и экономические  преобразования, проведенные в постсоциалистических странах за последнее десятилетие, привели к углублению дифференциации между ними. Страны с переходной экономикой можно условно определить в одну из двух групп – европейскую (куда относятся все страны, которые должны быть приняты в Европейский Союз, страны Балтии и бывшие югославские республики) и евразийскую (бывшие советские республики и Албания).

В евразийских странах  произошло более резкое сокращение реальной заработной платы, формальный рынок труда практически исчез, растет безработица. Доля пенсионных расходов и выплат по другим программам социального  страхования высока, однако страховые  выплаты не позволяют иметь приемлемый уровень доходов. Социальная помощь характеризуется дублирующими пособиями, неточной адресностью и в основном представлена субсидиями на жилье и коммунальные услуги. Высокая ставка налогов и социальных сборов способствовала повышению удельного веса неформального сектора экономики и, как следствие, сокращению социальных отчислений.

Информация о работе Виды и источники финансирования социальной политики