Основные принципы работы издательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:00, курс лекций

Краткое описание

В 1980 году в СССР выпуском книг занималось немногим более 200 издательств, из которых 163 подчинялись напрямую Госкомиздату СССР. В сентябре 1999 года при образовании Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ему было передано 63 государственных издательства. Всего же в стране к концу 2000 года лицензию на право издательской деятельности получили около 16 тысяч структур различных форм собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация и планирование издательской деятельности(Лекции).docx

— 78.17 Кб (Скачать файл)

Особо закон оговаривает  авторское право на служебные  произведения, то есть на произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. В этом случае оно принадлежит автору служебного произведения. Однако исключительные права на использование такого произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если договор между ними не предусматривает иное.

Субъективные авторские права

Авторские права  закон делит на неимущественные и имущественные. В отношении произведения, которое он создал, автору принадлежат следующие неимущественные права:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественным правом автора является право на использование  произведения, включающее права:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Если автор разрешил использовать свое произведение другому физическому  или юридическому лицу, он имеет право на получение от него авторского вознаграждения за разрешение на использование и за само использование произведения. В этом случае это есть реализация его имущественных прав.

Главное же содержание авторского права  заключается в том, что исключительные права на произведение, как имущественные  на его использование, так и неимущественные, принадлежат автору.

Авторский договор

Виды авторского договора. Передача исключительных и неисключительных прав

Авторским договором  называется соглашение между автором (авторами) произведения науки, литературы, искусства, охраняемого авторским  правом, и пользователем (юридическим или физическим лицом), в соответствии с которым автор (авторы) передает пользователю свои имущественные права, связанные с произведением.

Договор может предусматривать  передачу имущественных прав полностью  или частично, на определенный срок, с распространением его действия на определенную территорию.

Авторское право  предусматривает два основных типа авторского договора:

авторский договор  на передачу исключительных прав, разрешающий  использование произведения определенным способом и в установленных пределах только лицу, которому эти права передаются;

авторский договор  на передачу неисключительных прав, разрешающий  использование произведения и другим лицам, в том числе самому обладателю исключительных прав, заключившему авторский договор.

Авторский договор  заключается в письменной форме  и, по желанию сторон, может быть заверен нотариально. Договор может  быть изменен, прекращен или расторгнут также только письменно.

В каждом отдельном  случае издатель и автор выбирают и согласуют оригинальный текст  авторского договора.

Следует отметить, что авторский договор не обязательно  представляет собой единый документ. Он может включать и различного рода дополнительные соглашения.

Авторское право  предусматривает возможность заключения еще одного вида договора - авторского договора заказа. По договору заказа автор  обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Особенность  авторского договора заказа состоит в том, что заказчик обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, порядок и сроки выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

Содержание авторского договора

В соответствии с  законом, авторский договор должен предусматривать следующие обязательные положения:

  • способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
  • срок и территорию, на которые передается право;
  • размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты.

Правами, которые  передаются по договору, не могут быть права на произведение, еще не существующее и которое автор может создать  в будущем. Права на использование  произведения, прямо не переданные по договору, считаются не переданными. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

При отсутствии в  тексте авторского договора указания срока, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. По истечении срока действия договора все права возвращаются автору и издательство не вправе тиражировать договорное произведение. Однако договор должен предусматривать возможность реализации экземпляров тиража, изготовленного в соответствии с договором.

При отсутствии в  авторском договоре условия о  территории распространения произведения, оно может распространяться только на территории Российской Федерации. То же самое можно сказать о переводе произведения на другие языки.

Вознаграждение  автору определяется в авторском  договоре.

Нарушение авторского договора

В соответствии со статьей 34 Закона об авторском праве  любые нарушения обязательств, зафиксированных  в авторском договоре, влекут за собой ответственность. Кроме того, ответственность за нарушение обязательств предусмотрена и в главе 25 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нарушения положений  авторского договора может быть как  со стороны издательства, так и  со стороны автора.

Среди возможных  нарушений авторского договора со стороны  издательства отметим следующие:

  • невыпуск произведения в свет;
  • просрочка в выплате авторского гонорара;
  • искажение произведения.

Возможны и иные нарушения. Если они не могут быть отрегулированы сторонами в ходе переговоров, решение по ним принимаются  в ходе судебного разбирательства.

Нарушения со стороны  автора могут быть следующими:

  • непредставление произведения издательству;
  • передача автором права на произведение третьим лицам.

Иски по поводу нарушения авторских  прав рассматриваются в арбитражных  судах.

Тема 5. Издательское планирование

Объектами издательского  планирования являются издания, находящиеся  на разных стадиях подготовки и выпуска, а также материальные и финансовые ресурсы. Первостепенное значение при планировании работы издательства имеет план выпуска.

План выпуска - это перечень изданий, намеченных издательством к выпуску в течение определенного времени с основными характеристиками каждого издания, указанием способа печати, намечаемого срока выпуска, типографии, в которой размещен заказ, состояния издания на момент составления плана.

Для организации своевременной  подготовки изданий к редакционной работе формируется еще один план - план редакционной подготовки.

Для целей планирования и  учета издательской продукции разработана  своя система измерительных величин, которую используют при определении количественных показателей выпуска, учете движения материальных и финансовых ресурсов, при формировании себестоимости и отпускной цены, определении потребности в бумаге и переплетных материалах, расчетах с полиграфическими предприятиями, а также для целей статистики.

Издательская деятельность характеризуется такими показателями, как ассортимент выпуска, объем выпуска, тираж и листаж изданий.

Ассортимент издательской продукции - это число изданий (названий), выпущенных одним издательством, группой издательств или всеми издательствами страны за какой-то период. При этом каждый том многотомного издания считается отдельным изданием. В свою очередь, под изданием понимается произведение печати, полиграфически самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-издательскую обработку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.

Издания делятся на новые и повторные. Новым для каждого издательства считается издание, которое либо выпускается им впервые, либо, если ранее оно им издавалось, выпускается в новой редакции или в новом оформлении. Повторным изданием (переизданием) считается выпуск издания, которое уже выпускалось данным издательством. Оно может быть дополненным, исправленным, пересмотренным, расширенным, стереотипным.

Под экземпляром понимается каждая отдельная единица тиража издания.

Тираж - общее число экземпляров издания, а общий тираж для данного издательства - сумма тиражей изданий, выпущенных издательством за определенный период.

Единицами измерения объема изданий являются авторский лист, учетно-издательский лист, печатный лист.

Авторский лист. Это единица измерения объема авторского оригинала.

Авторский лист равен 40000 печатных знаков прозаического текста (включая  пробелы между словами, знаки  препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные), 700 строкам стихотворного произведения или 3000 см кв. площади изобразительного материала.

Учетно-издательский (издательский) лист. Это единица измерения объема всего напечатанного в книге материала, как созданного автором, так и не являющегося результатом авторского труда (колонцифры, оглавление или содержание с заголовками, полностью повторяющими заголовки внутри издания, издательская аннотация, выходные сведения, редакционное предисловие и др.). В цифровом выражении исчисляется так же как авторский лист.

Печатный лист. Это единица измерения объема полиграфически оформленного издания. Различают физический и условный печатные листы.

Физический печатный лист равен половине бумажного листа стандартного формата.

Условный (приведенный) печатный лист - это печатный лист, приведенный  к формату 60 x 90 см, который служит учетной единицей. Для приведения к нему печатных листов другого формата используются коэффициенты перевода физических печатных листов в условные:  

 

Формат бумаги, см

Площадь печатного листа, см кв.

Коэффициент перевода

60x90

5400

1,00

60x84

5040

5040 : 5400 = 0,93

70x90

6300

6300 : 5400 = 1,17

75x90

6750

6750 : 5400 = 1,25

70x100

7000

7000 : 5400 = 1,3

84x108

9072

9072 : 5400 = 1,68


Объем издания в условных печатных листах указывается в выпускных  данных.

Представление о масштабах  деятельности того или иного издательства дает такой показатель, как общий листаж выпущенной продукции, единицей измерения которого является печатный лист-оттиск. Листаж определяется умножением объема издания в печатных листах на тираж.

По общему листажу в  приведенных к формату 60х90 см печатных листах-оттисках издательство устанавливает количество бумаги, необходимое для выпуска изданий (исходя из средней массы 1 млн. листов-оттисков), а по числу печатных листов-оттисков имеет представление о загрузке типографий и рассчитывается с ними за изготовление тиражей.

Существуют показатели, которые  помогают издателю ориентироваться  в том, насколько экономично используется закупаемая им для изданий бумага. Известно, что число печатных знаков в печатном листе (его емкость) не является величиной постоянной. В зависимости от формата полосы набора, применяемого кегля шрифта, от некоторых других факторов, это число может быть различным. Поэтому используется такой показатель, как коэффициент емкости условного печатного листа - отношение объема издания в учетно-издательских листах к объему его в условных печатных листах. Чем выше этот коэффициент, тем вместительнее условный печатный лист.

При выборе формата для  конкретного издания издатель может  ориентироваться на коэффициент использования площади бумаги - отношение площади полосы к площади страницы до обрезки блока или книги в обложке, выраженное в процентах (см. ГОСТ 4.482.-87 «Система показателей качества продукции. Издания книжные и журнальные. Издательско-полиграфическое оформление и полиграфическое исполнение. Номенклатура показателей»).

При планировании некоторых  параметров издательской деятельности (например, издательской себестоимости) используются также средние количественные показатели (средний объем издания, средний тираж, средняя емкость, средний коэффициент емкости).

Использовать средние  величины необходимо при анализе  однородных групп изданий.

Издательское планирование необходимо для обеспечения требуемых  сроков выпуска изданий.

Издательские  портфели

Издательский  портфель - это произведения в незавершенном производстве, находящиеся на разной стадии редакционно-издательской обработки.

По месту нахождения произведений в незавершенном производстве издательские портфели делятся на договорный, редакционный и производственный.

Договорный портфель. Сюда входят произведения, которые еще создаются авторами по авторскому договору заказа, а также находящиеся у авторов на доработке или уже представленные в издательство, но не одобренные издательством. Сюда же относят авторские оригиналы произведений, поступивших в издательство самотеком, т.е. не по заказу издательства, но которые могут быть приняты к изданию.

Информация о работе Основные принципы работы издательств