Аюрведа. Основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:28, реферат

Краткое описание

Аюрведа — сегодня это, пожалуй, самая известная область ведической науки, которая привлекает всех: и тех, кого просто волнуют вопросы здоровья, и тех, кто ставит перед собой серьезные духовные цели.
Аюрве́да, или Аюр-Веда (от санскр. «āyus» — значение «жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов. «Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы и основывается на философской системе Санкхья.

Вложенные файлы: 1 файл

Ref_po_valeologii.docx

— 41.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат по валеологии:

Аюрведа.

Основные принципы

 

 

 

 

Выполнила студентка 

группы СТ-21

Гапиенко Анастасия 

Аюрведа — сегодня это, пожалуй, самая известная область  ведической науки, которая привлекает всех: и тех, кого просто волнуют  вопросы здоровья, и тех, кто ставит перед собой серьезные духовные цели.

Аюрве́да, или Аюр-Веда (от санскр. «āyus» — значение «жизни», «принцип жизни», или «длинная жизнь» и «veda» — знание) — традиционная система ведической медицины, сформированная в результате слияния культур ариев и дравидов. «Аюр-веда» может быть переведено как «знание жизни», «знание длинной жизни» или даже «науки жизни». Аюрведа считается дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы и основывается на философской системе Санкхья.

Эти принципы развиваются  в различных школах санскритской философии: Nyaya, Vaisheshika, Sankhya, Йога, Веданта  и Mimamsa.

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются  в Ведах, больше всего в последней из четырех Атхарваведе. Атхарваведа — текст, связанный с медициной. Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья , крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты. Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы. В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи . Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика. Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета.

Буддистские источники

Первые сведенья об отдельных  научных трудах по медицине относятся  к 1500 г. до н.э. На сегодняшний день большое  количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть  из них были уничтожены во времена  правления моголов. Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений Тибетского канона.

Самыми важными источниками  аюрведического знания считаются девять трактатов:

  • Чарака Самхита, (150 г. н.э.) (в ней даются описания лечения внутренних болезней, содержатся сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность).
  • Сушрута Самхита, (350 г. н.э.) (в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. В ней перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атарваведе. Некоторые из них встречаются также у Гиппократа)
  • Аштанга Хридайя Самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н.э.)
  • Шарнгадхара Самхита,
  • Мадхава Нидана Самхита,
  • Бхава Пракаша Самхита,
  • Харита Самхита,
  • Кашьяпа Самхита,
  • Бхела Самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных  аюрведических трудов и именуются  «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся  работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским  династиям.  Окончательное формирование аювердического канона относится к 1000 г. н. э.

Легенда о происхождении  аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов , которые  обрели всеобъемлющее знание о Вселенной  около семи тысяч лет назад. В  Ведах указывается, что Брахма поведал  тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов. Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам, которые стали “великими врачевателями” и позже изложили его Индре. Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае, одному из семи индийских мудрецов.

Легендарным прародителем аюрведы  считается Дханвантари, аватар Вишну, упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы, способности соли залечивать раны.

Медицина в  Буддистский период

Золотой век Аюрведы совпадает  с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н.э. – 750 г. н.э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (прана, слизь и желчь). Некоторые  зоны тела (ладонь, подошвы, паховые  области и т. д.) выделялись как  «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с  целебными свойствами кореньев и  трав — человек; знакомый со свойствами ножа и огня —демон; знающий силу молитв — пророк; знакомый же со свойствами ртути — бог!»

К VII в. до н.э. на севере современной  Индии пользовались известностью две  медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары; специализация – терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация – хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу  Атрея (или Кришна Атрея), в одном  из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия – 5 основным стихиям (панча махабхута). Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь — как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п. 
 
У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем – “Чаракой”. Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»). 
В IV в. до н.э. в “университете” в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару, Будду, и возможный автор Жуд Ши, а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари. Его медицинские умения описаны в позднее написанной медицинском трактате “Бходжа прабандха”, — жизнеописании царя Бходжи (1010—1056 г.). 
В III в. до н.э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддистиским центром учености. 
В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекамсахарное мочеизнурение, которое

Аюрведа в Средние  Века

Не позднее VIII-IX вв. Мадхавакара составил нормативный учебник аюрведы – Ругвинишчая (Исследование болезней) – пособие по патологии и диагностике. К XIII в. был изучен медицинский пульс. Уже к XII-XIII в.аюрведа начинает сливаться с расаяной индийской алхимией, что свидетельствует о кризисе учения. 

Влияние аюрведы на медицинские  традиции других стран

Будучи одной из древнейших медицинских  систем, Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины. Еще в древности индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями везли в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Черного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, корица, алоэ и другие растения и благовония. Трактат “Аштанга Хридая самхита”, написанный в IV в. до н.э. лег в основу в трактата по тибетской медицине Жуд Ши. В область Тибета аюрведа стала проникать с VII в. н.э., когда личным врачом правителя Тибета Сонгцена Гампо стал один из представителей школы Бхарадваджи. 
В период расцвета Аббасидского халифата в Багдаде работало много врачей из Индии, некоторые из которых пользовались влиянием при дворе халифа. Математические, медицинские, в том числе фармакологические и аювердические тексты (среди них Сушрута Самхита) переводились на арабский язык в Багдаде в конце первого тысячелетия нашей эры. Вероятно, что арабским переводом трактата (“Аштанкар”) пользовался персидский философ и врач Ибн-Сина при написании “Канона врачебной науки”. В дальнейшем тексты Ибн-Сины изучались европейскими алхимиками, труды которых оказали существенное влияние на формирование европейской медицины и химии.

Аюрведа сегодня

В XVII в. хирурги Ост-Индской компании обучались у аюрведистов искусству  ринопластики. В XVIII—XIX вв. Аюрведа пережила упадок, не выдержав конкуренции с европейскими медиками. 
К середине XX в. традиционная индийская медицина приобрела популярность на Западе, к концу XX в. в России. В Соединенных Штатах аюрведу изучают в Национальном Институте Медицины Аюрведы (основанном Скоттом Gerson); в Израиле — в колледже Ридман (Reidaman college, основан Салли Ридман). Студенты учатся в течение 4-ех лет, изучая в том числе и аллопатическую медицину. По окончании обучения проводится стажировка в Индии. Базовые процедуры аюрведы (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран. А нектороые её направления и методы, такие, как: хирургия, терапия, педиатрия, фармакология и офтальмология; массаж, иглоукалывание, физиотерапия и диетология также перешли в современную медицинскую практику. 
В настоящее время в Индии, помимо европейской медицины, в Индии распространены традиционные системы Унани, Сиддха, Эмчи. Все эти школы имеют много общего с Аюрведой. Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учебы и год практики в больнице. Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной  Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей:

  • Внутренняя медицина — Kayachikitsa
  • Хирургия — Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины “первой и лучшей из всех медицинских  наук”. Еще не имея представлений  об антисептике и асептике, индийские  врачеватели, следуя ведическим представлениям соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись  опытными кузнецами из стали, которую  в Индии научились производить  в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты  с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и  горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло — Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим  «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего  пламени. Поэтому восстановление жизненной  силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия — Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение  выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального  течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях  невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот  плода на ножку.

  • Токсикология — Agada Tantra
  • Очистка генетических нарушений — Bajikarana (или Vajikarana)
  • Здоровье и Долголетие — Rasayana Tantra (расаяна)
  • Духовное лечение (психиатрия) — Bhuta Vidya, (Тантра, Прана , Йога)

Информация о работе Аюрведа. Основные принципы