Основные принципы работы издательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:00, курс лекций

Краткое описание

В 1980 году в СССР выпуском книг занималось немногим более 200 издательств, из которых 163 подчинялись напрямую Госкомиздату СССР. В сентябре 1999 года при образовании Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ему было передано 63 государственных издательства. Всего же в стране к концу 2000 года лицензию на право издательской деятельности получили около 16 тысяч структур различных форм собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация и планирование издательской деятельности(Лекции).docx

— 78.17 Кб (Скачать файл)

До недавнего времени юридические службы (или юрисконсульт) имелись лишь в крупных издательствах и решали они зачастую лишь технические вопросы, связанные с договорными обязательствами издательства. Сегодня ситуация существенным образом изменилась. Связано это с возросшими юридическими требованиями к обеспечению издательской деятельности. Прежде всего, конечно, в части авторского права. Множество новых проблем появилось у издателей и в сфере арендных, налоговых, финансовых отношений. Более тщательного юридического подхода требуют взаимосвязи с партнерами по издательскому бизнесу. Отсюда необходимость наличия в структуре издательства юридической службы.

Помимо бухгалтерии и  юридической службы в издательствах, в зависимости от необходимости, создаются и другие обслуживающие подразделения, такие, как самостоятельный отдел рекламы, хозяйственный отдел, служба безопасности или охраны, информационный отдел, технические службы, обслуживающие компьютерную технику и т.д.

Организационная структура  издательства не стабильна, она меняется в зависимости от конкретной ситуации в самом издательстве и на книжном  рынке.

Тема 3. Редакционно-издательский процесс

Стадии редакционно-издательского  процесса

Редакционно-издательский процесс - это процесс подготовки и выпуска издания в свет от заключения авторского договора или  рассмотрения авторского оригинала  до сдачи тиража в книготорговую  сеть.

Процесс состоит  из нескольких стадий:

  • редакционная стадия, предусматривающая оценку и редакционную подготовку издательского оригинала к производству;
  • издательская стадия, включающая вычитку и техническое редактирование (техническую разметку) издательского оригинала, подготовку оригинал-макета издания;
  • производственная стадия, при котовой происходит набор книги в типографии, выполняются репродукционные работы, печать, брошюровочно-переплетные и отделочные работы. К производственной стадии следует отнести дополнительно рассылку обязательных экземпляров и сдачу готового тиража книготорговым организациям;
  • маркетинговая стадия.

Общие требования к построению редакционно-издательского  процесса вытекают, прежде всего, из соображений целесообразности и необходимости обеспечения качества книжной продукции и заключаются в следующем:

  • построение редакционно-издательского процесса должно исключать поступление в издательство недоработанных, «сырых» произведений;
  • на разных стадиях этого процесса не должно быть дублирования операций;
  • процесс должен обеспечивать высокое качество редакционной обработки и изготовления оригиналов;
  • наконец, редакционно-издательский процесс не должен быть избыточным по отношению к конкретным изданиям и экономичным в целом.

Договорные отношения с автором

Подбор автора или авторского коллектива

Автор - это человек, творческим трудом которого создано  произведение, охраняемое авторским правом, а авторский коллектив возникает, когда произведение создается трудом двух и более людей. Соответственно авторское право в таком случае принадлежит авторам совместно.

Заключению договора с автором предшествует предварительная  и порой занимающая немало времени работа: подбор автора или авторского коллектива, составление и утверждение плана-проспекта издания, при необходимости - его рецензирование, а также, в отдельных случаях - рассмотрение пробных глав будущей книги.

Издательство заинтересовано в сотрудничестве с наиболее квалифицированными и одаренными авторами, работающими в той области, которой посвящена выпускаемая им литература. Это касается не только и даже не столько художественной литературы, которая у всех на виду, но изданий всех видов и тематических направлений.

Со временем каждое издательство формирует свой круг авторов, с которыми оно работает постоянно  и из которого делает отбор при  подготовке нового произведения на запланированную тему. Как правило, издатели ведут свою базу данных авторов.

Вместе с тем, заинтересованное в собственном  развитии издательство заинтересовано и в расширении своего авторского коллектива.

План-проспект издания

Как правило, прежде чем заключить договор с автором, ему предлагается представить план-проспект будущего произведения. На этом этапе  редактор вместе с автором уже  определили тему и характер издания, основные требования, которым оно должно удовлетворять, а также его объем.

План-проспект издания  в лаконичном, сжатом виде раскрывает содержание подразделов произведения, позволяет издательству не только полнее представить себе его состав и  тематическое содержание, но и структуру, а также глубину и широту охвата темы.

Желательно, чтобы  автор проставил в плане-проспекте  и объемы подразделов. Для редактора это важно, поскольку позволяет оценить соотношение структурных элементов произведения, рациональность использования его согласованного объема. Квалифицированно подготовленный план-проспект включает также число и характер иллюстраций, определяет состав приложений и аппарата издания (указатели, примечания и комментарии и др.).

Конечно, план-проспект для произведений художественной литературы не требуется. Здесь обходятся обычно согласованием между автором  и издательством темы и объема произведения, иногда оговариваются  главные герои и основные сюжетные линии, что характерно главным образом для заказных изданий, произведений, продолжающих начатые серии и так далее. Для другой литературы написание и утверждение плана-проспекта является обязательным этапом в работе над книгой.

Одобренный редактором план-проспект должен быть утвержден  руководством издательства.

Рецензирование

Рецензия - это критический  разбор и оценка того или иного  произведения.

Рецензия может  быть внутрииздательской и внешнеиздательской. Первая выполняется штатным сотрудником издательства, вторая заказывается специалистам, не работающим в издательстве.

И в том, и в  другом случае рецензент помогает издательству ответить на главные вопросы, касающиеся произведения:

  • соответствует ли содержание утвержденному плану-проспекту и своему названию;
  • насколько учитывает современный уровень разработок в области знаний, которой посвящена книга;
  • отвечает ли язык произведения читательскому адресу; каковы его положительные и отрицательные стороны; какие изменения должны быть внесены автором в текст;
  • если это учебник или учебное пособие, соответствует ли рукопись учебной программе и так далее.

Издательство может  согласиться или не согласиться  с рецензентом - в любом случае рецензия помогает издательству вернее оценить содержание готовой рукописи, ее место на рынке аналогичной литературы и перспективы реализации, а значит в какой-то мере и экономическую эффективность проекта.

В серьезных изданиях фамилия рецензента указывается  на обороте титульного листа книги.

Заключение договора с автором

После того, как  утвержден план-проспект рукописи, с автором заключается договор.

Смысл авторского договора (он же издательский договор) заключается в том, чтобы сформулировать требования к заказываемому произведению, определить права и обязанности каждой из сторон, т.е. автора и издателя.

Поскольку авторское  право не предусматривает заключение договора на использование произведения, которое еще не создано, но может  быть создано в будущем, предусматривается возможность заключения авторского договора-заказа, по которому автор обязуется создать конкретное произведение и передать его издательству для использования.

Договор подписывается автором и руководителем издательства, а если договор заключается с коллективом авторов, то всеми соавторами произведения. Первый экземпляр договора хранится в издательстве, второй передается автору.

В любом случае до подписания договора с автором  издательству необходимо выяснить у  него принадлежность в данный момент исключительных авторских прав на использование  произведения (если оно существует уже в готовом виде), а также  наличие любых договоров на это произведение, если таковые существуют.

Если речь идет об издании произведения умершего автора, то договор заключается с наследниками.

Не исключено, что автор имеет  договор с литературным агентством или литературным агентом, которые  и представляют интересы автора. В  этом случае переговоры о заключении договора можно вести либо с агентством (агентом), либо с самим автором, который также вправе подписать договор.

Авторский оригинал

Прием издательством произведения автора

Готовое произведение автор должен представить в срок, определенный договором. Если срок нарушен, то решение о дальнейшей судьбе договора принимает руководство издательства. В случае расторжения договора составляется акт о прекращении издания.

На первом этапе  издательство принимает рукопись на основании оценки ее соответствия действующим  нормативным документам, касающихся текстовых оригиналов и оригиналов иллюстраций. Основными такими документами являются государственные и отраслевые стандарты.

Авторским текстовым  оригиналом называется текстовая часть  произведения, подготовленная автором (коллективом авторов) для передачи в издательство и последующей редакционно-издательской обработки. Он служит основой для изготовления издательского текстового оригинала.

Авторские оригиналы  иллюстраций представляют собой  плоские графические или фотографические изображения, предназначенные для полиграфического воспроизведения.

В зависимости от исполнения авторские текстовые  оригиналы делятся на машинописные, печатные для переиздания без  изменений (повторные), печатные для  переизданий с изменениями, распечатки с кодированных оригиналов (подготовленных на компьютере), рукописными. Любая форма представления авторского оригинала должна быть обусловлена авторским договором.

Одно из важнейших  требований, предъявляемых к авторскому оригиналу - его комплектность, т.е. полнота всех его составных частей. В наиболее полном виде он должен содержать:

титульный лист, оформленный в соответствии со стандартом ГОСТ Р 7.0.4-2006. «СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления» и подписанный автором (всеми соавторами) с обозначением даты сдачи, общего числа страниц, с перечислением составных частей всего оригинала и числа единиц в каждой части;

  • текстовый оригинал, включающий основной и дополнительные тексты, а также те элементы книги, которые заказаны автору издательством (предисловие, оглавление, аннотация, тексты колонтитулов, указатели, затекстовые примечания и комментарии, библиографический список, список иллюстраций);
  • 2-й экземпляр текстовой части оригинала;
  • рабочее оглавление (перечень всех без исключения заголовков с их смысловой соподчиненностью);
  • авторские оригиналы иллюстраций (в конвертах);
  • текст подписей к иллюстрациям.

Если авторский  оригинал соответствует приведенным  выше требованиям, в издательстве регистрируется срок его поступления и автор  получает расписку в получении его  рукописи. После принятия рукописи издательство должно дать автору ответ, принято его произведение к изданию или не принято.

Одобрение авторского оригинала

Принята авторская  рукопись издательством или нет  должен сообщить редактор, который  оценивает рукопись с точки зрения соответствия ее содержания требованиям  издательства и дает заключение о  пригодности ее к изданию.

С замечаниями редактора  и рецензента, если таковой был, знакомится автор, который их принимает или  обоснованно отвергает. На этом этапе  рукопись дорабатывается, после чего вновь возвращается в издательство. Сроки доработки рукописи определяются авторским договором. Возможно, что уже доработанный вариант рукописи не в полной мере удовлетворит издательство - и автор вынужден будет взяться за дополнительную работу.

Наконец все вопросы  сняты и рукопись одобрена. Сам  факт одобрения фиксируется письменно и утверждается руководством издательства.

С одобренной и принятой к изданию  рукописью продолжает работать редактор.

Редактирование

Работа редактора с текстом

Редактирование - это  составная часть издательского  процесса, творческая работа редактора совместно с автором над рукописью произведения в целях улучшения его содержания и формы, подготовки к полиграфическому воспроизведению и выпуску в свет.

Редактирование - процесс  творческий и во многом зависит от типа издания. Каждая новая рукопись требует от редактора новых подходов, новых решений, новых идей.

Изменение экономической  среды и внедрение новых редакционно-издательских технологий, основанных на использовании электронно-вычислительной техники, внесли заметные коррективы в работу редактора, но сущность, цели и задачи редактирования не изменились.

Работая над текстом  рукописи, анализируя его, редактор оценивает  обоснованность авторской мысли, достоверность приводимых в рукописи фактов, точность определений и формулировок, аргументированность выводов, последовательность изложения материала, его структурную организацию и иные особенности текста.

Значительную часть  в процессе редактирования занимает редакционная правка авторского оригинала. По степени и характеру вносимых в текст изменений различают  несколько видов редакционной правки:

  • вычитка - исправление технических погрешностей при подготовке переизданий без переработки, а также официальных и документальных материалов;
  • сокращение - исправления с целью ограничить текст определенным объемом;
  • обработка - исправления идейно-смысловые, фактические, композиционные, логические, стилистические, но без коренного преобразования текста;
  • переделка - коренные изменения авторского текста, который служит лишь основой для окончательного текста издания.

Информация о работе Основные принципы работы издательств