Эстетическое воспитание средствами гобелена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

●Задачи исследования:
- изучить роль искусства гобелена в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- разработать и экспериментально проверить методику обучения, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к искусству гобелена;
- разработать наглядные пособия по изучению искусства гобелена, как эффективного средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами гобелена…………………………….7
Педагоги и психологи об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………….7
Искусство гобелена как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….20

Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе приобщения к искусству гобелена………………………………………………………………………28
Организация работы с детьми дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству гобелена ………………………………….28
Методика ознакомления детей с искусством гобелена в дошкольном учреждении……………………………………………34

Заключение………………………………………………………………..…51

Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание средствами гобелена.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Эстетическое  воспитание средствами гобелена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

Глава  I.  Теоретические  аспекты   эстетического воспитания   детей  дошкольного  возраста средствами гобелена…………………………….7

    1. Педагоги  и   психологи об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………….7
    2. Искусство  гобелена    как средство   эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….20

 

Глава  II.    Экспериментальная работа  по  эстетическому воспитанию дошкольников в процессе приобщения к искусству гобелена………………………………………………………………………28

    1. Организация работы с детьми дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству гобелена ………………………………….28
    2. Методика  ознакомления  детей  с  искусством  гобелена  в  дошкольном  учреждении……………………………………………34

 

Заключение………………………………………………………………..…51

 

Литература…………………………………………………………………..54

 

Приложение………………………………………………………………….57

 

 

 

 

 

Введение

 

 Эстетическое воспитание является важным составным компонентом процесса формирования личности ребёнка. Оно способствует всестороннему развитию человека, воспитанию у него художественных вкусов, даёт ему высокие человеческие радости, делает его жизнь многогранной и богатой. Эстетическое восприятие произведений всех видов искусства в равной мере помогает ребёнку осваивать и понимать основы художественного изображения, развивать детское творчество при создании образа художественной вещи.

За последние годы заметно  усилился интерес к использованию  в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста видов декоративно-прикладного искусства.

Очень важно использовать огромный потенциал декоративно-прикладного искусства в художественно- эстетической подготовке подрастающего поколения.

 Виды декоративно-прикладного  искусства в национальной культуре страны занимает особое место. Они отражает самобытность, его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевают лучшие черты народного характера.

Педагогический аспект проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста глубоко разработан в трудах Г.Г.Григорьевой, Т.С.Комаровой, З.А.Богатеевой, Т.Я.Шпикаловой, В.Б.Косминской, Н.Б.Халезовой и др. Теоретические основы народного искусства обосновали Н.Я. Богуславская, П.Г.Богатырёва, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.Н.Некрасова, А.Б. Салтыков. Известные исследователи народного декоративного искусства неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей, выдвигая главными критериями подобной близости декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей.

Особый научно - методический интерес представляют работы ученых педагогов Дагестана М.М. Байрамбекова, С.М. Гаджимурадова, Э.А. Рамазановой, П.Н.Магомедовой, Г.К.Гамзатовой, Н.М. Раджабова, и многих других.

Каждый народ интуитивно исторически стремился выразить в художественной форме, достаточно легко воспринимаемыми изобразительными средствами своё понимание жизни, отношение к природе, восприятие идеала красоты. Произведения декоративно- прикладного искусства, а именно произведения искусства гобелена, которые в силу их достаточной распространённости и «обиходности» в быту постоянно видят дети, позволяют достаточно легко, ненавязчиво и непосредственно постигать им богатство, многообразие и эстетическую высоту художественной культуры, помогают усвоить позитивные обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать, ценить и любить прекрасное во всех его проявлениях, приобщают к национальной художественной культуре.

То, что искусство гобелена обращено, прежде всего, к человеку и комплексно воздействует на интеллектуальную и эмоционально - чувственную сферы восприятия, плодотворно используются в системе художественного и эстетического образования.

Являясь древней и наиболее распространённым видом декоративно- прикладного искусства, гобелен очень близок и доступен дошкольникам для восприятия и отображения своего творчества в деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм, чередование форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизводить увиденное.       

 Данная работа является попыткой изучения и познания видов декоративно-прикладного искусства, а именно гобелена, с его богатой орнаментикой, с композиционно ритмическим построением, как эффективного  средства эстетического воспитания.

Полученные и  усвоенные знания и практические навыки  несомненно, обогатят интеллектуальный и эстетический потенциал детей дошкольного возраста, дадут толчок к самостоятельному творчеству, правильному восприятию художественных объектов, развитию эстетического вкуса и эстетической воспитанности.

При проведении таких занятий создаются благоприятные  условия для формирования умственной активности, любознательности, развитию наглядно-образного мышления, воспитанию доброты, развитию чувства формы, ритма, формированию тех качеств личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.

Состояние теоретической  неразработанности данной темы обусловили актуальность эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства гобелена.

●Объектом исследования: выступает процесс   эстетического   воспитания   дошкольников   в   процессе   приобщения   к   искусству гобелена.

●Предметом исследования: формы и методы, способствующие эстетическому воспитанию  средствами  искусства гобелена.

●Гипотезой исследования:  эстетическое воспитание дошкольников в процессе   приобщения   к   искусству   гобелена   будет   наиболее эффективным если:

-  искусство гобелена  рассматривать как важный  компонент эстетического воспитания дошкольников;

-  ввести   в   содержание   обучающего   процесса   виды   декоративно-прикладного искусства, а именно искусство гобелена;

-  изучать  искусство гобелена    с учётом   возрастных   особенностей детей дошкольного возраста.

●Задачи исследования:

-  изучить роль  искусства гобелена  в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

- разработать и экспериментально  проверить методику обучения, способствующую   приобщению   детей дошкольного   возраста   к   искусству гобелена;

- разработать  наглядные пособия по изучению искусства гобелена, как эффективного средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

●Методы исследования:

-  изучение  искусствоведческой,  педагогической  литературы  по  проблеме исследования;

-  педагогическое  наблюдение,   выявление   и   обобщение   передового опыта по изучению искусства гобелена в дошкольных учреждениях;

-  экспериментальный  опрос,   анализ   творческой   деятельности   детей дошкольного возраста.

●Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована необходимость изучения декоративно-прикладного искусства  (на  примере искусства гобелена) как эффективное средство эстетического воспитания дошкольников.

●Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов данного исследования в развитии эстетического воспитания детей дошкольного возраста на занятиях в ДОУ. В  развитии творческих способностей детей и привитии любви к произведениям декоративно- прикладного искусства, а именно искусства гобелена. 

 

 

 

Глава  I.  Теоретические  аспекты   эстетического воспитания   детей  дошкольного  возраста средствами гобелена

 

1.1.Педагоги  и   психологи о эстетическом  воспитании детей дошкольного  возраста

 

 

Эстетическое  воспитание   определяется  как  система  мероприятий,  направленных  на  выработку  и  совершенствование  в  человеке  способности  воспринимать,  правильно  понимать,  ценить  и  создавать  прекрасное   и  возвышенное  в  жизни,  искусстве.  Большое  внимание  в  русской  педагогике  уделялось  месту  эстетического  воспитания  в общей системе воспитания  детей.  Такие известные авторитеты  педагогической  науки,  как   К.Д.Ушинский,  В.Я.Стоютин,  П.Ф.Каптеров  и многие  другие,  считали,  что начинать  эстетическое  воспитание  следует с развития  «внешних  чувств».  Основными  методами  эстетического  воспитания  они  признавали  развитие  воображения  учащихся,  их  наблюдательности,  высказывали  мысль  о  том,  что  эстетическое  воспитание  должно  осуществляться  в  процессе  изучения  детьми  дисциплин  не  только «художественных»,  но  и естественнонаучных.

Позднее  теорию  эстетического  воспитания  успешно  развивали  в  своих  трудах  представители  классической  эстетики  (В.К.Скатерщиков,  М.С.Каган,  Ю.Б.Борев),  а  также  прогрессивные,  отечественные  педагоги,  психологи,  искусствоведы  -  Д.С.Лихачёв,  А.С.Макаренко,  В.А.Сухомлинский,  Д.Б.Кабалевский,  Б.М.Неменский  и  другие. Они утверждали,  что  источник  прекрасного  находится  не  в  божественном  откровении  и  не  в  свойствах  психики  человека,  а  в  реальной  действительности  человека.

Специально  исследованием  проблем  эстетического  воспитания  занимались  в  последние  десятилетия  такие  учёные  как  А.И.Буров,  Н.И.Киященко,  Б.Т.Лихачёв  и  другие.  Они  достаточно  аргументировано  обосновали  задачи  и содержание  эстетического воспитания.

Дошкольный возраст  — это тот период, когда изобразительная  деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем его всесторонне.

Эстетическая  культура это материализация способностей человека осваивать и преобразовывать  природу и общественную жизнь  «по законам красоты». Соответственно под художественной культурой мы будем иметь в виду целенаправленную формируемую обществом потребность и способность людей осваивать и создавать мир ценностей искусства.

Нельзя не отметить присутствие в эстетической и  художественной культуре процесс освоения мира наряду с его пересозданием и преобразованием. Без освоения мира, раскрытия его эстетических качеств вообще не может состояться эстетическое преобразование, тем более - создание художественных ценностей. Диалектическое взаимодействие освоения и преобразования, как известно, характерная черта любой человеческой деятельности. Поэтому и эстетическую культуру следует рассматривать в тесной связи с её эстетическим развитием и формированием в ней способности преобразовывать мир «по законам красоты». Подобное понимание отвечает требованиям педагогической теории и последовательности обучения и воспитания подрастающего поколения во всей системе образования в нашей стране.

Эстетическое  воспитание ведь не ограничивает свои задачи только формированием эстетических чувств, вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности, её способности воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, являющихся неотъемлемыми составными элементами эстетической культуры личности. Процесс воспитания органически подчиняется выработка в нём способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями, опирающимися на познание объективных законов развития мира и человеческой жизнедеятельности. Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения и воспитания, так и эстетического воспитания. Большая трудность в процессе воспитания состоит в том, чтобы формируемые в художественном и эстетическом воспитании свойства и качества личности стали не только и не столько достоянием сознания индивида, но, прежде всего, воплотилось в его активную жизненную позицию, в деятельность по преобразованию мира. [55]

Особая роль в эстетическом воспитании отводится  искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристально всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».

Современный уклад  жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребёнка. Он входит в мир искусства, знакомясь с творчеством разных народов, с живописью и скульптурой, музыкой и танцами, спектаклями кукольного театра, мультфильмами и т.д. эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её стонами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная  чистота и активное отношение  к жизни и искусству характеризуют  целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование который во многом зависит от эстетического воспитания.

Информация о работе Эстетическое воспитание средствами гобелена