Эстетическое воспитание средствами гобелена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

●Задачи исследования:
- изучить роль искусства гобелена в системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- разработать и экспериментально проверить методику обучения, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к искусству гобелена;
- разработать наглядные пособия по изучению искусства гобелена, как эффективного средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами гобелена…………………………….7
Педагоги и психологи об эстетическом воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………….7
Искусство гобелена как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста………………………………………….20

Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе приобщения к искусству гобелена………………………………………………………………………28
Организация работы с детьми дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству гобелена ………………………………….28
Методика ознакомления детей с искусством гобелена в дошкольном учреждении……………………………………………34

Заключение………………………………………………………………..…51

Литература………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетическое воспитание средствами гобелена.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

 

 Занятие   1.

 

Цель  занятия:

-  знакомство  детей   с   видами  декоративно-прикладного  искусства;

- обогатить  художественные  впечатления  рассказом  о   зарождении  искусства  гобелена;

 

 Ход  занятия.

    Заходит   в группу   бабушка  Джакул  с  пряжей,  ножницами,    колотушкой   и  станочком   для  ткачества  гобелена.  Показывая детям  всё  это,   она  спрашивает  у  детей:  «дети,  чем  мы  сейчас  будем  заниматься?».

      Дети  отвечают:   «ткать  ковры».

      Бабушка  Джакул  начинает  рассказывать  детям,  что  для  ткачества  ковра  нужен  другой  станок,  другие  инструменты.  Всё,  что она принесла  в группу,  пригодится  для ткачества гобелена. « Гобелен -  это тоже  в своём   роде  ковровое  изделие,  но  ткать его легче.  Но  для этого мы  на  альбомных листах  нарисуем,  то,  что  хотим  соткать.  Приготовим  нитки,  но  нитки  для   нашего   гобелена  отличаются  от  ниток  для  ворсового  ковра.   Здесь  мы  можем  использовать  полоски  тканей,  шнуровки,  различную  пряжу,  пуговицы  и  многое  другое».  

        Под  спокойную  мелодию  дети  начинают  рисовать  эскиз  своей  будущей  работы.  Композиции  должны  быть  просты  в  своём исполнении.  Говорим  детям,  что  бы  они  не  забывали  об  основных  и дополнительных  цветах,  о их  сочетании между собой,  о тёплых  и  холодных  цветах.

     Для начала нужно знать самые главные цвета. Какие?

Дети: красный, желтый, синий.

Бабушка  Джакул: А почему их называют главными? В чем их секрет?

Дети: С их помощью путем смешивания можно получить много составных цветов.

Бабушка  Джакул: Вот и задание для будущих мастеров цвета.

(Раздает детям карточки  с упражнениями на соединение основных цветов, изображенных в виде математических примеров).

   Дети,  вы  должны  мысленно  сложить  эти  цвета   и  после  знака  равенства,  взяв  нужную  краску,  изобразить  ответ  -  получившийся  составной  цвет.

   Красный  +  жёлтый  =  ?

   Жёлтый  +  синий  =  ?

    Красный  +  синий  =  ?

Бабушка  Джакул: Молодцы. Вы хорошо знаете цвета, основные и составные. А знаете ли вы загадки, в которых упоминается цвет? Вы мне их загадайте, а я попробую отгадать.

Дети загадывают загадки:

Плоть красна, Одежда зелена.

(арбуз) авар.

Сколько красный бык  ни ел,

Все сильнее есть хотел.

(огонь) авар.

Высокая девица,

Тонка, длинна нога,

Зеленая косица

Скрывает жемчуга.

(кукуруза) дарг.

Угадай, что это значит:

Белый конь по склону скачет;

Голубая та гора,

 Конь белее серебра.

(небо, месяц) дарг.

Черней жука,

Белей малька,

 Пряма, как тетива,

 Как серп, крива.

(сорока) лакск.

Красный бык стоит, дрожит,

Черный - на небо бежит.

(огонь и дым) лезг.

Хмурая старуха

Прибрела с клюкой,

Белый свет закрыла 

Черною рукой.

(ночь) табасар.

Посмотрите, синий пруд,

 Гуси белые плывут.

                      (облака) табасар.

Бабушка   Джакул: Какие замечательные загадки вы мне загадали! Такие трудные, что я еле-еле управилась с ними!

Цвета вы хорошо знаете. Известно ли вам, что цвета могут  быть еще и теплыми, и холодными? Это знают все мастерицы. Посмотрим, знаете ли вы.

Какие цвета называют теплыми?

Дети: Которые греют, как солнце.

Бабушка Джакул: А какие теплые краски вам известны?

Дети: красный, оранжевый, желтый.

Бабушка Джакул: На что похожи холодные краски?

Дети: На снег, лед

Бабушка Джакул: А какие это краски?

Дети: синий, голубой, серый.

Бабушка Джакул: Сейчас мы поиграем. Я буду показывать вам цветок, а вы определите его цвет. Если тон  цветка  тёплый,  нужно хлопнуть  в ладоши  один  раз, если  холодный  -  два раза. 

После  каждого  игрового  действия  бабашка  Джакул  спрашивает  детей,  почему  они  столько  раз  хлопнули,  как  называется  цвет  показанного  цветка.  Тут  же  звучит  стихотворение  Расула  Гамзатова  в  исполнении  бабушки  Джакул.

            Вот  что  пела  мама,  когда  ткала  ковёр

              Сыночек,  смотри:  весела  и стройна,

              В  долину  с  вершины   сбежала  весна:

              Смотри:  и  платок  и  рубашка   на  ней  - 

              Травы  зеленей,

              Листвы  зеленей.

                 Зеленый -

              надежды и радости цвет.

Зеленую нитку

            безгорестных лет

Вплету я, сынку подарю моему.

А черную?...

                 Черная нам ни к чему!

                  Ты видишь,

                 июнь - и беспечен и юн –

Несет на плече ярко-красный  хурджун.

Багряную нить,

       огневую зарю

                   В ковер я вплету

       и сынку подарю.

                  Тебе подарю,

                  чтоб привольно жилось!

А черную нитку 

Подальше отбрось!

                 Сынок мой!

                                     В бешмете своем золотом

                                      Красуется осень на склоне крутом.

                О цвет золотистый!

            Окраска мечты!

                Любимый мой цвет...

Полюби его ты,

               Чтоб солнце твой дом пронизало насквозь.

                А черную, мрачную нитку отбрось!

               Сыночек!

             Снежок забелел на стогах,

 В горах поприбавилось  белых папах.

 Сверкая, белея,  приходит зима.

 О белый!

              О цвет седины и ума!

Да будешь ты мудрым,

Коль станешь седым.

А черное?..

             Черное мы отдадим

На бурки -

            пусть будут плотны и черны!

На женские косы, где  нет седины!

                Лишь буркам и косам

                             нужна чернота...

                 А все остальные

шерстинки - цвета

                Вплету я в ковер,

ваша старая мать,

                Чтоб детям веселье и счастье раздать.

                Чтоб детям добром обо мне вспоминать.

Занятие 2.

  Далее  мы  упрощаем  рисунки  детей,  избавляем  их   от  мелких  деталей.

     Затем   бабушка  Джакул   рассматривает   вместе  с  детьми  работы,   хвалит  детей  за  трудолюбие  и  фантазию.

 Рисунок  готов,  мы  начинаем  вместе  с  детьми  подготавливать  рамку,  для   ткачества  гобелена.  (Желательно,  на  предыдущем  занятии определиться с  эскизом,  чтобы он  не  отнимал времени на  занятии ткачеством). 

       Занятие 3.

        Натянут  станок, (все    остальные  натянуты  заранее)  мы  начинаем   ткать  косичку.  Работаем  с  детьми,  а  в  это  время  бабушка  Джакул  рассказывает  детям,  как  Пётр  первый,  увидев  гобелен  решил  ознакомить  свой  народ  с  этим  прекрасным  искусством.  Дети   многое  знают  о      ковроткачестве Дагестана.  Знают о безворсовых коврах  - Это лезгинские  «сумахи»,  аварские  «давагины»,  кумыкские  «думы»,  табасаранские  и  лакские  «паласы».   Им  рассказывала  об  этом  бабушка  Джакул  на  предыдущих   занятиях.  Войлочные  ковры  изготавливают  лакцы,  кумыки,  аварцы,  ногайцы.  Это  «арбабаши».  Теперь  мы  пополним  багаж  их  знаний.

        Сплели  косичку  и  началось  их  творчество  (мы  уже   описывали  технологию  изготовления  гобелена).

 

     Каждое  занятие  сопровождается  рассказом  какой-нибудь  сказки  о  прялке,  о  гребне,  о  ножницах,  о  нитках  и  т.д.

 

                Сказка  о  трудолюбивой  прялке  и  глупой  льняной  нити 

          Жила-была на свете прялка. Она была очень трудолюбивой и почтенной особой. Прялка работала и радова| довалась, когда думала о том, что её работа служит на благо людям. Ведь с её помощью получаются различные ткани: от грубого сукна до батиста.

           Но вот как-то раз, на прялку попала льняная нить, Льняная нить ужасно гордилась тем, что из неё изготовляют батист - ткань для королей, и потому она с пренебрежением относилась к окружающим. Едва успев попасть на прялку, она сразу же принялась тараторить: «Аккуратнее, аккуратнее! Я требую бережного обращения с моей несравненной особой! Только подумайте, ведь одежду, сделанную из батиста, носят короли, так что я для них очень важная персона. Нет, вы видно не осознаёте, что в вашем обращении находится высокорожденная и высокопоставленная нить! Да и куда вам! Ведь вы всего-навсего деревянная прялка, вы из тех, кто только трудится, а почестей вам не видать, потому что ваш труд ничто не значит для королевского дворца. Без меня им не обойтись, а без вас...» Так говорила глупая нить, а прялке было обидно слушать её пустую болтовню.

           Но вдруг прялка подумала: «А что, если она права?! В одежде, сделанной из неё, ходят дворяне, она видит столько интересных вещей, она находится при королевском дворе. А я?! Я вижу только нитки, и это - всё, и никто не заметит, если я перестану работать». Подумала-подумала прялка и с горя перестала работать. День прошёл, а новая ткань не появлялась, прошёл второй день, третий, а прялка так и не заработала.

            У портных перестали появляться новые ткани, в лавках не появлялась новая одежда, и уже через неделю в городе царил переполох.

            Вскоре беда докатилась и до королевского дворца. Король решил сменить гардероб, а портные ему в ответ: «Ваше величество, в городе нет не только батиста, но даже и простого ситца. А всё потому, что госпожа прялка крайне обиделась на глупую болтовню заносчивой льняной нити, которая по неразумию своему утверждала, что важна только она и батист, а прялка - ничто. И теперь госпожа прялка отказывается работать».

          «Какой вздор, - воскликнул король, - ведь если бы ни госпожа прялка, то не было бы и батиста, и льняная нить никому была бы не нужна. Я повелеваю моему первому министру незамедлительно отправиться к госпоже прялке и уверить её в нашей глубочайшей признательности, а также в её неоспоримой важности в судьбе государства».

            Министр выполнил повеление короля, и прялка снова заработала. Уже через несколько дней на улицах города царило оживление: дамы обсуждали новые фасоны платьев, портные суетились в поисках лучших сортов тканей, а король выбирал материю на подклад своей мантии.

          А прялка радовалась тому что она приносит пользу людям и государству.

                                                                                                                 Е. Агафонова

                                                Добрый  гребень

            Возле зелёного пастбища, освещаемого лучами солнца, жил гребень. Он был очень добрым и дружил с овечками. Гребешок делил с ними все их радости и беды. Но вот наступило лето, и лучи солнца стали по-особенному яркими и жаркими, а овечки изнывали от зноя, потому что им было так жарко в их тёплых шубах. Гребешку было очень жалко своих друзей, и он стал думать, чем же можно им помочь. Подумал-подумал и придумал. Он видел, что овечки линяют, и решил каждый день вычёсывать с них лишнюю шерсть, от которой им становится так жарко, и отдавать её людям. С тех пор овечки больше не мучились от жары, а люди стали делать подушки, одеяла, ковры, и многие полезные вещи из овечьей шерсти.

                                                                                                                 Е. Агафонова

                                                          Ножницы

           Жили-были ножницы. Они были красивые, новые, блестящие. И именно из-за своего блеска попали они в очень интересную и необычную историю.

        Дело было так. Ножницы, как уже было сказано, необычайно гордились своим блеском. А всем известно, что предметы лучше всего блестят при освещении. И тан как это были очень умные и внимательные ножницы, тс и они вскоре заметили это свойство и решили почаще выходить на солнце.

Однажды, летним утром, солнце светило очень ярко, и ножницы  решили выйти прогуляться и удивить  всех своих красотой. Ножницы вышли  на улицу и отправились по дороге, ведущей к лесу. Они зашли в прохладную тень деревьев и присели отдохнуть. И тут они вдруг заметили какое-то странное сияние у дальнего дуба. А надо сказать, что это были весьма любопытные ножницы! Некоторое время они из осторожности пытались побороть своё любопытство, но природная любознательность взяла верх.

Ножницы двинулись по направлению к дубу, и чем ближе они подходили, тем явственнее слышали какой-то необыкновенный шум. Когда они дошли, то увидели, что стоят у водопада, сверкающего в лучах утреннего солнца. Ножницы впервые видели водопад, и, позабыв всякую осторожность, наклонились к воде, и тут же с бульканьем упали в поток, потому что были очень тяжёлые. Но они не утонули. Их подхватило течением, закрутило, понесло, и вскоре они оказались выброшенными на берег в неизвестном месте. Ножницы отряхнулись, огляделись по сторонам и с изумлением заметили, что водопад исчез! Но ещё больше удивились они, увидев, что ничуть не поржавели от пребывания в воде. Обрадовавшись, что вышли целыми из воды, они двинулись в путь по жёлтой дорожке.

Информация о работе Эстетическое воспитание средствами гобелена