Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 23:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явялется изучение особенностей эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства. Объектами исследования являются процессы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет. Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 3-4 лет будет эффективно, если:
Педагогический процесс строится с учётом существующего эстетического опыта воспитанников
осуществлена методика эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет , средствами искусства.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического 5
воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства 5
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет 5
1.2 Роль искусства в системе эстетического воспитания 14
дошкольников 14
Глава 2.Опытно-экспериментальные исследования, направленные на изучение эстетического развития детей 3-4 лет средствами народного искусства 19
2.1.​ Анализ общеобразовательных и специализированных программ для ДОУ по эстетическому воспитанию средствами народного искусства 19
искусство эстетический воспитание дошкольник 19
Анализ результатов исследования 25
2.2 Методика изучения эстетического развития ребёнка 3-4 лет 28
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

эстетическое_воспитание.docx

— 170.05 Кб (Скачать файл)

Но вот круг разомкнулся, внутри него образовался второй, поменьше. И кружатся они в разные стороны. Вот из двух кругов уже образовалась колонна, превратилась в две цепочки, а цепочки то сплетутся, то расплетутся. Привычного круга уже нет–но это  тоже хоровод.

Хороводы бывают медленные, плавно скользящие, будто переливающиеся, и скорые, плясовые, когда словно вихрь подхватит вас и закружит в радостном движении. Скорые хороводы требуют быстроты и ловкости: нужно  и ритм сохранить, и танцевальные движения выполнить – то внезапно повернуться, то проскочить в “воротики”.

Итак, хоровод – это  музыка, танец и игра одновременно. Некоторые хороводные песни превращаются в целые сценки, изображающие чаще всего то, о чем поется в песне. И сейчас мы с вами попробуем завести  хоровод под песню “Как у наших  у ворот”.

Дети стоят в общем  кругу, разбившись на тройки.

На запев идут, взявшись тройками за руки, образуя маленькие  кружочки.

С концом фразы первый и  третий ребенок разрывают руки, и  “тройки” разворачиваются лицом  в общий круг. Одновременно первый и второй ребенок образуют “воротики”, подняв сцепленные руки.

На припев третий идет в  “воротики”, проводя в них и  второго, с которым тут же образует вторые “воротики”.

Первый ребенок проходит во вторые “воротики”, ведя за собой  второго.

На второй запев дети двигаются  в общем кругу, взявшись за руки.

На припев движения повторяются.

На четвертый куплет мальчики идут в центр круга, начинается перепляс.

С концом пятого куплета  мальчики возвращаются на свои места.

На шестой и седьмой  куплеты повторяются движения первых двух куплетов.

Вед. Засиделись мы, заигрались. Вечер поздний. Пора нам возвращаться в настоящее время. А хозяюшке скажем спасибо за угощение и за теплый прием.

Хозяюшка. В добрый путь! Заходите на мой огонек еще раз.

(Вед. с детьми уезжают  на “поезде” в “настоящее”  время).

Вед. Ребята, понравилось  вам в гостях?

Какую песню мы с вами выучили?

Что нового узнали? [4; 8].

Занятие №3

"Путешествие  во времена года. Весна"

Цель:

закреплять умение слушать  музыку и понимать характер музыкального произведения;

развивать творческое мышление и воображение при придумывании сюжета для рисования;

закреплять навыки работы с гуашью;

Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, ориентироваться  на окончание слов при согласовании существительных и прилагательных в роде;

активизировать словарный  запас, упражнять в подборе определений;

развивать внимание;

упражнять в прямом счете, сравнении групп предметов;

уточнять представления  детей о характерных признаках  весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление  цветов, возвращение перелетных птиц;

закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;

воспитывать коммуникативные  навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие.

Предварительная работа:

1) наблюдение примет наступающей  весны в природе;

2) дидактические игры  “Телефон”, “Запомни, назови” на  закрепление названий ранних  весенних цветов;

3) игры и упражнения  “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие  зимующих и перелетных птиц).

Словарная работа: закрепить термины – фон, теплые и холодные цвета.

Материал: фонограмма П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник” (апрель); фонограмма пения птиц; карточки с изображением цветов, птиц; 2 мольберта; эмблемы (снежинка, весенняя проталинка); “следы” весны; тонированный рулон обоев для рисования; гуашь; “печатки”; кисти; мокрые тряпочки.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный  зал. Их встречает воспитатель.

- Здравствуйте, ребята! Я  рада встрече с вами! Мне очень  нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то  след! Но вот я никак не пойму,  кто же его оставил? Прислушайтесь.  Вы ничего не слышите?

 

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

 

- Так вот, кто след  оставил! Ребята, давайте присядем  на весеннюю полянку.

Дети садятся вокруг “полянки”. Звучит фонограмма: пение птиц.

- Слышите: птицы шумят,  поют, хлопочут.

- О чем? (О весне, о  солнышке, о гнездах)

- Весна. Какая она? (Нежная, радостная, звонкая…)

- Что за чудеса происходят  весной, когда пригревает солнышко? (Тает снег, бегут ручьи, прилетают  птицы, расцветают цветы)

- Чем пахнет весна? (Цветами,  талым снегом)

- Отгадайте: из-под снега  расцветает, раньше всех весну  встречает? (подснежник)

- Какие еще весенние  цветы вы знаете?

Проводится дидактическая  игра “Весенние цветы”. Воспитатель  показывает иллюстрации, дети называют. Цветы – карточки выкладываются  на “поляну”.

Как называется этот цветок?

- Подсчитайте, сколько  весенних цветов на поляне?

- Сколько на проталинке  подснежников?

- Подснежников много,  потому что они самые первые, ранние, весенние цветы.

- Дети, кто весну на  крыльях приносит? (Птицы)

- Как называются эти  птицы? (Перелетные)

- Почему их называют  перелетными?

- А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)

Физминутка. Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.

- Давайте поиграем, становитесь  в круг. Если я назову перелетную  птицу – “летите” и “машите  крыльями”. Если назову зимующих  птиц – приседайте и хлопайте  в ладоши.

Дети поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”.

- Молодцы, хорошо знаете  птиц. Садитесь на стулья.

- Собрались все птицы  на полянке и не разобрать  – где перелетные, где зимующие. Давайте их разделим. На одну  полянку нужно поместить перелетных  птиц, на другую – зимующих.

Стоят два мольберта. На одном  эмблема – снежинка, на другом –  весенняя проталинка. Задание выполняют  3-5 ребенка.

Пока дети выполняют задание, показывается репродукция картины  Левитана «Март».

- Что изображено на  этой картине?

Кто ее написал?

Какие картины вы еще знаете где изображена весна?

Ответы: «Весна. Большая вода»  Левитана, «Грачи прилетели» Сурикова и т. д.

(Проверить задание на  мольбертах).

- Сколько зимующих птиц?

- Сколько перелетных?

- Каких птиц больше?

- На сколько?

- Что нужно сделать,  чтобы перелетных птиц стало  столько, сколько зимующих? (Ответы  детей)

Дети сидят на стульчиках.

- Весна – время удивительных  перемен: природа пробуждается, все  вокруг становится светлым, чистым, прозрачным. Появляются насекомые.  А давайте поиграем и расскажем,  какие насекомые? Выходите на  полянку.

Физкультурная минутка “Пчела”.

 

Прилетела к нам вчера  полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек.

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают один пальчик.

Делают кружочки из пальчиков  и подносят к глазам.

Машут ладошками. Роняют ладони на стол.

- Молодцы, ребята! Мы сегодня  с вами нарисуем картину о  весне. А помогут нам в этом  краски, в которых спрятаны и  солнышко, и ручеек, и голубое  небо… Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой  краски? (Воробья, муравья) А из  желтой? (Одуванчик) и т.д. Пофантазируем,  добавим чуточку любви – и  сказка оживет.

Пол застелен газетами. Поверх их лежит тонированный рулон обоев  для рисования. Разведены гуашевые краски в тарелочках. Сделаны “печатки”  из картофеля, есть кисти, мокрые тряпочки.

Дети приступают к рисованию  картины. Работают все вместе над  одной картиной (10-12 мин.).

- Чем мы нарисовали  нашу картину? (Дети перечисляют)

Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского из цикла  “Времена года” – “Подснежник” (апрель). – Ребята, вы узнали это  музыкальное произведение?

- Какая музыка по характеру?

- Как музыка рассказывает  о природе?

Тихонько в зал входит Весна. Читает стихотворение.

 

Я, Весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Набухайте на веточках почки,

Распускайтесь неслышно листочки.

Снег, побыстрей в ручейки  превращайся,

Травка-муравка, вставай, поднимайся!

- Дети, вы сегодня дружно, хорошо работали, старались. Ребята, приглашайте гостью на выставку  и расскажите о своей картине.

Весна хвалит детей и приглашает в хоровод народной закличкой  “Матушка – Весна”.

 

Идет Матушка – Весна,

Открывайте ворота,

Первый март пришел –

Всех детей привел,

А за ним и апрель –

Отвори окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй.

Дети уходят в группу

[12; 80].

 

На этом работа на формирующем  этапе эксперимента была закончена  и мы приступили к заключительной диагностике в ходе контрольного эксперимента.

Заключение

 

В данном исследовании обнаружена роль искусства, как основы способствующей эмоционально-эстетическому развитию и определены потенциальные возможности  искусства как педагогического  фактора формирования эстетических качеств личности.

Искусство развивает эмоциональную  сферу. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших функций.

Исходя из, вышесказанного можно  сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской  работы достигнута, а гипотетическое положение о том, что эстетическое воспитание детей 3-4 лет дошкольного  возраста будет эффективно, если педагогический процесс строится с учётом имеющегося эстетического опыта воспитанников. А также реализована методика эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет, средствами искусства восприятию подтвердилось.

В ходе исследовательской  работы нами была изучена научная  сущность эстетического воспитания. Были определены психолого-педагогические основы содержания эстетических представлений. Была рассмотрена классификация  методов и приемов эстетического  воспитания. Были определены критерии эстетического воспитания. Было определено место искусства в системе  эстетического воспитания.

В процессе опытно-экспериментальной  работы были выявлены особенности эстетического  развития у детей контрольной  и экспериментальной групп, а  также подобрана серия интегрированных  занятий по развитию эстетических представлений  детей экспериментальной группы. На контрольном этапе нашего исследования была проведена диагностика, В экспериментальной  группе произошли следующие изменения  особенно улучшились результаты у 4 детей (40%). У четверых детей (40%) результат  увеличился на 2 балла, у троих детей (30%) результат улучшился на один 3 бала. Самое не значительное увеличение произошло еще у одного ребенка 10% на 3 бала. У одного же результат увеличился на 5 баллов.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что у двоих  детей 22% результаты увеличились на 1 балл, у четверых 44% осталось на прежнем  уровне. Стоит отметить что у троих 34% результат был хуже на 1 балл чем  на констатирующем этапе эксперимента.

Что же касается распределения  по уровням то в экспериментальной  группе трое детей переместились  на высокий уровень, пятеро детей  с низкого на средний ребенок  улучшил свои результаты до высокого уровня. Двое детей остались по-прежнему на высоком уровне, но у них произошли  изменения в результатах отдельных  показателей эстетического развития.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного искусства