Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 23:13, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явялется изучение особенностей эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства. Объектами исследования являются процессы эстетического воспитания детей дошкольного возраста 3-4 лет. Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей дошкольного возраста 3-4 лет будет эффективно, если:
Педагогический процесс строится с учётом существующего эстетического опыта воспитанников
осуществлена методика эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет , средствами искусства.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического 5
воспитания дошкольников 3-4 лет средствами искусства 5
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания дошкольников 3-4 лет 5
1.2 Роль искусства в системе эстетического воспитания 14
дошкольников 14
Глава 2.Опытно-экспериментальные исследования, направленные на изучение эстетического развития детей 3-4 лет средствами народного искусства 19
2.1.​ Анализ общеобразовательных и специализированных программ для ДОУ по эстетическому воспитанию средствами народного искусства 19
искусство эстетический воспитание дошкольник 19
Анализ результатов исследования 25
2.2 Методика изучения эстетического развития ребёнка 3-4 лет 28
Заключение 41
Список литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

эстетическое_воспитание.docx

— 170.05 Кб (Скачать файл)

К любой человеческой личности обращено каждый вид искусства и искусство вообще. Это значит, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл заключается в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства [23; 41]. Специфика каждого вида искусства заключается  в том, что оно особо воздействует на человека такими специфическими художественными средствами и материалами, как  слово, звук, движение, краска, различные природные  материалы. Музыка непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела.

Только совокупность их может  обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без  воздействия на него всей системы  искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более  или менее равномерно» [23; 52].

Рассмотрим специфику  каждого вида искусства. Музыка является ярким, эмоциональным дляпередачи музыкально-эстетических переживаний. [1; 3].

Музыкальное воспитание предсавляет собой процесс развития музыкальности не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим..

Только при таком глубоком восприятии искусство, в данном случае музыка, раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные  задачи [11; 23].

Шацкий С.Т. центральное место в эстетическом воспитании детей отводил музыке. Основой для проведения музыкальной работы он сделал исследования интересов и вкусов детей, а также изучение музыкальной культуры народа

С давних времен изобразительному искусству уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Сначала у детей возникает  интерес к движению карандаша  или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание  получить результат, создать определенное изображение. Как вид художественной деятельности изобразительная деятельность дошкольников носит эмоциональный, творческий характер. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Виды изобразительной деятельности, являются рисование, лепка, аппликация основное назначение которой выявлется как образн отражения действительности.

Значительное значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей.

С восприятия начинаются художественная деятельность и художественное воспитание и во многом зависят от способностей к восприятию произведений искусства. Воспитывая умение «видеть», искусство расширяет и углубляет познание мира. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

Художественное восприятие проходит несколько стадий:

- предкоммуникативная, которая предшествуюет контакту зрителя с произведением изобразительного искусства;

- посткоммуникативная, при  этом контакт уже прерван, а  живое влияние произведения ещё  продолжается, о чём можно судить  по эмоциональному состоянию  человека.

- коммуникативная,которая включает время этого контакта;

Образ и форма воспринимаются как единое целое, в процесс перцепции  включается эмоциональный и интеллектуальный потенциал воспринимающего [20; 112].

Глава 2.Опытно-экспериментальные  исследования, направленные на изучение эстетического развития детей 3-4 лет  средствами народного искусства

2.1.​ Анализ общеобразовательных и специализированных программ для ДОУ по эстетическому воспитанию средствами народного искусства

искусство эстетический воспитание дошкольник

 

Организация исследования. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования; На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня эстетического развития. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по эстетическому воспитанию. Обобщались и систематизировались материалы исследования.

Эксперимент проходил в три  этапа: констатирующий, формирующий  и контрольный. На констатирующем этапе  дети были поделены на две группы контрольную  и экспериментальную (таблица 2).

В экспериментальном исследовании приняли участие 18 воспитанников  средней группы МБДОУ ЦРР детский сад детский сад «ЛУчик» г. Москва.

Цель опытно-экспериментальной  работы: изучить особенности эстетического воспитания дошкольников лет 3-4 средствами искусства.

Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Выявить уровень эстетического  развития детей дошкольного возраста 3- лет;

2. Провести целенаправленную  работу по эстетическому воспитанию  у детей 3-4 лет дошкольного возраста, в процессе приобщения детей к искусству;

Как отмечалось выше в области  эстетического восприятия искусства  и действительности дети должны:

  • знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке – ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, жесты, движения, поза, голос;
  • знать имена и некоторые произведения 2 – 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
  • видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

В соответствии этим критериям были разработаны Диагностические методики.

Методика1. Диагностика восприятия музыкальных произведений

Надо обратить внимание на изменение характера музыки отметить момент изменения (ритм, темп, громкость звучания, регистр и др.) поднятием руки или хлопком. Контрастные части произведения ярко выражены.

Детям предлагалось прослушать композиции «Марш Бармалея» и «Дюймовочка» из репертуара Прокофьева С. С.

После прослушивания детям  предложили посмотреть изображения этих героев, а потом попросили соотнести их с прослушанной музыкой.

В ходе наблюдения они оценивали следующие параметры:

1) 3 балла если имеет простейшие навыки культуры слушания музыки, слуховой самоконтроль в полной мере, 2 балла если имеет простейшие навыки культуры слушания музыки, имеет недостаточный слуховой самоконтроль в достаточной мере, 1 балл если не имеет, в достаточной мере, простейшие навыки культуры слушания музыки, отсутствует слуховой самоконтроль;

2) 3 балла если легко умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом, 2 балла если умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом после наводящей подсказки взрослого, 1 балл если затрудняется в соотношении прослушанного с иллюстративным материалом после одной подсказки взрослого.

Параметры оценки составили:

5-6 балов_высокий уровень

3-4 баллов_средний уровень

1-2 низкий_уровень [6; 15].

Методика 2. Диагностика уровня познавательного интереса к музыкальным произведениям

Предварительная работа заключалась  в наблюдении за детьми в ходе восприятия музыкальных произведений. Был задан  ряд общих вопросов:

- Тебе нравиться слушать музыку?

- Какую музыку ты любишь слушать?

- Слушаешь ли ты музыку  дома?

После этого детям предлагалось прослушать «Прогулка» и «Сказочка» произведений Прокофьева С. С.. «Полька», «Вальс – шутка» из цикла танцы кукол Шостаковича Д. Д..

После этого были заданы следующие вопросы:

- Какая мелодия тебе  больше всего понравилась?

- Что ты себе представляешь,  когда ее слушаешь?

Параметры оценки:

* Проявляет познавательный  интерес к музыкальным произведениям  разного жанра, как на занятиях, так и в свободное время,  отзывчиво и эмоционально реагирует  на нее, способны чувствовать  не только общее настроение  произведения, но и отдельные  контрастные его части, активно  отвечает на вопросы о прослушанном  – 7-9 баллов;

* Проявляет интерес к  музыке, довольно эмоционально реагирует  на нее, способен чувствовать  характер музыкального произведения, не достаточно активен в аналитической  беседе о ней – 4-6 баллов;

* Слабо проявляет интерес  к музыке, спокойно, малоэмоционально  реагирует на нее, затрудняется  в оценке характера прослушанной  музыки, не имеет желания к аналитическому восприятию музыкального произведения – менее 3 баллов.

Методика 3. Диагностика восприятия художественных произведений

Процесс познания у ребенка, в дошкольном возрасте, происходит эмоционально  практическим путем. Каждый дошкольник является маленьким исследователем, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Очень часто понимание  красоты к ребёнку приходит через  вкусовые оценки взрослых, в процессе диалогического общения взрослого  и ребёнка. Произведения для эстетического  восприятия детей должны быть художественными, приносить наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.

При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые  они испытывают, когда радуются или  грустят. Эти эмоции способны творить  чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.

Детям были предложено несколько  репродукций картин (рис. 9-10)

«Большая вода» И.И. Левитана; «Грачи прилетели» А.К. Саврасова

Во время просмотра  включалась музыка А. Вивальди из цикла  «Времена Года» «Весна» в исполнении Лондонского Филармонического оркестра. После детям было задано несколько  вопросов.

- Что за время года  изображено?

- Как называется картина?

- Понравилась ли вам  картина?

Параметры оценки:

Отвечает самостоятельно без помощи. Без затруднений отвечают на вопрос, почему понравилась картина, высказывают личные ассоциации, яркая  речь, мимика. – 3 балла;

Отвечают с подсказкой взрослого. Объясняют, почему понравилось  произведение, рассказывают какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет  особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоционально не окрашены. – 2 балла;

Затрудняется и после  подсказки. Выбор понравившейся  картины не мотивируют или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая» – 1 балл.

Менее 6 баллов – низкий уровень.

От 7 – 12 – средний уровень.

От 13 до 18 высокий уровень [13; 12].

Анализ результатов детей  экспериментальной и контрольной  групп осуществленный на констатирующем этапе диагностики представлен  в ниже (таблица 2-3).

Рис. 1. - Гистограмма сравнительных  данных эстетического развития

дошкольников 3-4 лет

Данные результаты переведем  в проценты и получим что на:

Высоком уровне – 25%

Среднем – 50%

Низком – 25%

Полученные  покзателяи, свидетульствуют о том,что   6 детей (50%) находятся на среднем уровне, 5 детей (25%) на низком уровне. С высоким уровнем 4 (20%) ребенка./ таблице 9/

Отдельно каждый показатель показывает ,что небольшое затруднение у детей вызвали задания на слушание музыкальных произведений. При выполнении первого задания на восприятия музыкальных произведений у 7 детей (37,5%) диагностика показала низкий уровень. На высоком уровне 4 (25%), на среднем 7 (37,5%).

При определении особенностей восприятия художественных произведений стоит отметить, что в целом  все дети принимали активное участие. Но 5 детей (27%) проявили незначительный интерес, что и показала диагностика  – низкий уровень. У 11 (55%) детей диагностика  вывела средний уровень. 2 (18%) детей  активно принимали участие знали  название репродукций картин правильно  соотнесли их с музыкальным сопровождением легко и не принужденно отвечали на вопросы без помощи взрослого.

Что же касается познавательного  интереса к музыке 4 (22,5%) детей на низком уровне, 3 (22,5%) детей на высоком  уровне, 11 (55%) на среднем уровне.

Рис. 2. - Показатели эстетического  развития детей контрольной группы

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного искусства