Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80— 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным).

Содержание

Введение 3
Глава 1.Развитие физической культуры в первобытном обществе и в античный период. 4-7
Глава 2. Развитие физической культуры со Средневековья до второй половины Х1Хв. 8-10
Глава 3.Развитие зарубежной системы физического воспитания со второй половины Х1Хв. до настоящего времени. 11-15
Глава 4.Развитие системы физического воспитания в России с древнейших времен до начала ХХв. 16-18
Глава5.Становление и развитие отечественной системы физического воспитания. 19-21
Вывод 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Физическое воспитание 2.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

 

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По теме: « Физическое  воспитание детей дошкольного возраста».

 

 

    Выполнила: Борисова Л.А.

Преподаватель:

                                                          Оценка:

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

  

                                 Содержание:

 

Введение                                                                           3

Глава 1.Развитие физической культуры в первобытном обществе и в античный период.                                                                                        4-7

Глава 2. Развитие физической культуры со   Средневековья до второй половины Х1Хв.                                                                               8-10

Глава 3.Развитие зарубежной системы физического воспитания со второй половины Х1Хв. до настоящего времени.                         11-15

Глава 4.Развитие системы физического воспитания в России с древнейших времен до начала ХХв.                                                     16-18

Глава5.Становление и развитие отечественной системы физического воспитания.                                                                          19-21

Вывод                                                                                                                        22

Список литературы                                                                                           23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80— 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т. е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т. п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным (в том числе и отрицательным). Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка  двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                          Глава 1.Развитие физической культуры в первобытном обществе и в античный период.

Возникновение физических упражнений уходит корнями в далекое прошлое. Они были непосредственно связаны с удовлетворением человеком жизненно важных инстинктов и потребностей в пище, жилье, тепле, продолжении рода, в движении и т.д.

По мере развития человека совершенствовались и его движения. Важную роль в возникновении физических упражнений сыграли трудовая деятельность, охота и даже войны. Чтобы выжить, человеку приходилось совершенствовать свои психофизические качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость.

Охота и другие жизненно важные занятия требовали сноровки, умения выполнять определенные действия. Перед тем, как идти на охоту, человек изображал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться. Он наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Это был своеобразный тренинг, благодаря которому он приобретал волевой настрой и необходимые навыки.

Человек всегда стремился к движению, оптимизации двигательной активности. Страх перед мистическими, непознанными явлениями природы способствовал возникновению различных религиозных обрядов, сопровождаемых культовыми танцами, плясками, играми.

У многих первобытных народов существовал обряд с своего рода педагогической направленностью — это обряд инициации (посвящения), связанный с переходом юноши или девушки в возрастной класс мужчин и женщин. Готовясь к инициации, молодые люди тренировались, закалялись, участвовали в охоте, соблюдали строгую дисциплину.

    В период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т.е. о ее зачатках; физические

 

упражнения выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.

В Древней Греции физическая культура рабовладельческого общества достигла своего наибольшего развития. Ее расцвет приходится на период VI—V вв. до н.э.  История древнегреческой культуры по существу является историей одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны, выступает агон — соревнование, связанные с культом тела, а с другой — соревнование в интеллектуальной и духовной культуре.                                                                       Дух агона проникал всюду, пронизывая наиболее важные, основные и доминирующие сферы деятельности человеческого общества: духовную, интеллектуальную, художественную и даже простую крестьянскую и ремесленническую.  
Помимо атлетических соревнований у древних греков были Панэллинские игры, посвященные поэзии, пению, музыке и театру Однако нельзя идеализировать ни эллинскую гармонию, ни древнегреческую атлетику. В известном смысле гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до V в. до н. э., а затем начал проявляться и все более углубляться разрыв между ними. А в таких состязаниях, как кулачный бой, борьба, панкратион, было очень много откровенной жестокости.. 
. К этому следует добавить, что древнегреческие агоны проходили на фоне многочисленных войн и распрей между полисами. Таким образом, идеализировать древнегреческую физическую культуру было бы неправомерно.                                                                                                                  В общественной жизни рабовладельческой Греции VI — IV вв. до н. э. Олимпийские игры выполняли большую прогрессивную роль.                                Во время игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции и ближайших регионов. Игры способствовали объединению разрозненных полисов, служили, таким образом, делу установления мира. Агоны превращались в красочную демонстрацию физических и духовных возможностей человека, красоты его тела.

      

Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н.э. . Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства. Спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности.   Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым. До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан. Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Если идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин , то в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий к тому же и красноречием..                Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику. 
Игры для детей 1—7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость. 
      Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское. До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства,

 

владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). 
В Древнем мире физическая культура начала приобретать классовый характер: ее достижения оказались в основном достоянием, так называемых свободных граждан, рабовладельцев. Развитие физической культуры достигло довольно высокого уровня: система воспитания в Спарте, Афинах, агонистика, военно-физическая подготовка в Древнем Риме .Наивысшего уровня развития физическое воспитание достигло в Древней Греции, так как здесь оно в большей степени освободилось от религиозного влияния, к тому же государства-полисы по своему политическому устройству были более демократичными, чем, например, монархии. Древнегреческие агоны (игры) стали прообразом современного международного олимпийского движения. В Древнем мире физическое воспитание становится самоцелью.        Физические упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более эффективного труда и военного дела. Зарождаются и начинают функционировать государственные формы организации физического воспитания, появляются элементы его научной (на уровне практического опыта) обоснованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2. Развитие физической культуры со   Средневековья до второй половины Х1Хв.

    В различных частях мира к феодальным формам физической культуры пришли не в одно время . Так, на физическую культуру в русских княжествах значительное влияние оказали Византия и Золотая Орда, на венгров и поляков — немецкие рыцарские ордена, на ряд народов стран Европы — Турция, а на японцев — китайцы. 
     Значительную роль в создании феодальных форм физической культуры сыграли различные мировые религии: буддизм, христианство и ислам, которые были тесно связаны с государствами, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или сами приспосабливались к ним. Однако отношение к физической культуре представителей той или иной веры было различным.  Православная церковь довольно спокойно относилась к западноевропейскому аскетизму. Поэтому многие традиции народов Европы (турниры германцев, ирландские игры, физическое воспитание детей французского и английского государств, проходившее в организованных рамках) не предавались анафеме. Но в целом церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. 
    Следует заметить, что в период Средневековья государства вынуждены были заботиться о военно-физической подготовке феодалов. Яркий пример этому — рыцарская система военно-физического воспитания. Физическая культура в ранний период феодализма в еще большей степени отдаляется и обособляется от других видов физической деятельности по сравнению с рабовладельческим строем . К началу этапа развитого феодализма в Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания. Она носила исключительно прикладной, главным образом военный характер. 
     

 

Возрождение — период в истории западноевропейской культуры с XIV до XVI в., который характеризовался бурным развитием искусства, литературы, философии, естественных наук, педагогической мысли, в том числе и в области физической культуры. В это время усиливается антифеодальное мировоззрение, начинает зарождаться новый класс — буржуазия, идеалом которой становится всесторонне, гармонично развитой человек  
      В эпоху Возрождения появляются теоретические трактаты, в которых предлагается организованная система физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них В. Фелътре (1378 — 1466) — итальянский гуманист, Т.Кампанелла (1568 — 1639) — итальянский утопист, Т. Мор (1478 — 1535) — английский гуманист и писатель, И. Меркуриалис (1530—1606) — итальянский врач, Ф. Рабле (1483 — 1553) — французский гуманист, А. Везалий (1514—1564) — бельгийский профессор медицины, У.Гарвей (1578 — 1657) — английский врач, Я. А. Каменский (1592 —1670) — чешский педагог-гуманист и другие. Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадают, и если их обобщить, то они сводятся к следующему: 
1.Отвергалось отношение к познанию человека как к “тюрьме души”, --т.е., напротив проповедовалось, что возможно познать анатомо-физиологические, психические особенности человеческого организма.

2. В физическом воспитании детей ведущая роль отводилась игровому         методу.

3. Предлагалось возродить и распространять опыт физического воспитания древности (античности). В педагогике вновь утверждается идеал гармонично развитого человека.

4. Отмечалось, что естественные силы природы способствуют физическому воспитанию.

5. Признавалось, что существует неразрывная взаимосвязь между физическим и духовным воспитанием.

 

6. Впервые обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.                                                                                                         

    И. Меркуриалис стал автором первого учебного пособия по физическому воспитанию — “Об искусстве гимнастики”. Его труд в дальнейшем в течение 200 лет был основным руководством в этой области знаний. 
     В эпоху Средневековья на детей смотрели как на маленьких взрослых, игнорируя возрастные особенности их анатомо-физиологического и психического развития. Поэтому принципиально важным было предложение учитывать эти отличительные черты детей при их физическом воспитании.  
Физическое воспитание еще в большей степени обособляется от трудовой и военной деятельности. В ранний период феодализма влияние на физическое воспитание оказывали различные религиозные направления, которые в целом (за исключением буддизма) негативно относились к нем.В период феодализма продолжали развиваться системы физических упражнений, основанные на местных традициях.                                                                                К середине XVII в. появляются первые попытки введения физического                  воспитания в режим школьного дня.

Информация о работе Физическое воспитание детей дошкольного возраста